Судья: Корогодина Е.В. Дело № 21-574/2015
РЕШЕНИЕ
15 июля 2015 года город Саратов
Судья Саратовского областного суда Коршунов Р.В.,
при секретаре Дагаевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу и.о. начальника
Службы управления делами ОАО «ВНИПИгаздобыча» открытого акционерного общества (далее – ОАО) «ВНИПИгаздобыча» ФИО1 на решение судьи Фрунзенского районного суда города Саратова от 20 мая 2015 года,
установил:
постановлением заместителя управляющего Отделением по Саратовской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка РФ (далее – Отделение Саратов) № от 19 февраля 2015 года и.о. начальника
Службы управления делами ОАО «ВНИПИгаздобыча» ФИО1 (далее – ФИО1) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей. Правонарушение, по мнению должностного лица, выразилось в том, что и.о. начальника Службы управления делами ОАО «ВНИПИгаздобыча» ФИО1 допустила нарушение пп. 6.1, 6.2 Положения о раскрытии информаци
и эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России
от 04 октября 2011 года № 11-46/пз-н, выразившееся в нераскрытии информации в форме сообщений о существенных фактах в установленный срок.
Решением судьи Фрунзенского районного суда города Саратова
от 20 мая 2015 года вышеназванное постановление должностного лица
оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения.
В жалобе ФИО1 просит постановление должностного лица и решение судьи отменить и прекратить производство по делу. В обоснование жалобы ссылается на доводы, аналогичные доводам первоначальной жалобы в суд первой инстанции. Указывает, что действия по раскрытию информации были произведены в соответствии с требованиями Федерального закона «О рынке ценных бумаг». Единственным упущением ОАО «ВНИПИгаздобыча» является то, что в заголовке сообщения о существенном факте «Об отдельных решениях, принятых Советом директоров эмитента», размещенного <дата> в ленте новостей информационного агентства «Интерфакс» и на странице в сети Интернет, не были добавлены заголовки еще двух существенных фактов, информация о которых была раскрыта в указанном сообщении. Однако данное обстоятельство никаким образом не повлияло на информацию, содержащуюся в сообщении, и не привело к нарушению прав акционеров. Кроме того, автор жалобы ссылается на малозначительность административного правонарушения в связи с отсутствием угрозы охраняемым общественным отношениям.
Защитник ФИО1 – Дружинин Д.Г. в судебном заседании доводы жалобы поддержал. ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания дела извещена надлежаще, заблаговременно, о причинах неявки суду не сообщила, ходатайств об отложении слушания дела от нее не поступило. Считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие ФИО1
Выслушав защитника ФИО1, проверив материалы дела в полном объеме, прихожу к следующему.
В силу ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц – от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
Отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг регулируются Федеральным законом от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее – Закон № 39-ФЗ).
Согласно ст. 30 Закона № 39-ФЗ под раскрытием информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию (п. 1).
В форме сообщений о существенных фактах подлежат раскрытию сведения о созыве и проведении общего собрания участников (акционеров) эмитента, а также о решениях, принятых общим собранием участников (акционеров) эмитента;
о дате, на которую определяются лица, имеющие право на осуществление прав
по эмиссионным ценным бумагам эмитента, в том числе о дате, на которую составляется список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров эмитента (подп. 1, 12 п. 14).
Профессиональный участник рынка ценных бумаг обязан раскрывать информацию, предусмотренную федеральными законами и нормативными актами Банка России (п. 25).
Состав и объем информации, порядок и сроки ее раскрытия и предоставления на рынке ценных бумаг, а также порядок и сроки предоставления отчетов профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными актами Банка России (п. 26).
В момент возникновения спорных правоотношений действовало Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденное Приказом ФСФР России от 04 октября 2011 № 11-46/пз-н (далее – Положение), которое регулировало состав, порядок и сроки обязательного раскрытия информации акционерным обществом, раскрытия информации на этапах процедуры эмиссии эмиссионных ценных бумаг, раскрытия информации в форме проспекта ценных бумаг, сводной бухгалтерской (консолидированной финансовой) отчетности эмитента ценных бумаг, ежеквартального отчета эмитента ценных бумаг и сообщений о существенных фактах эмитента ценных бумаг, а также устанавливало требования к порядку раскрытия эмитентами иной информации об исполнении обязательств эмитента и осуществлении прав по размещаемым (размещенным) ценным бумагам.
В соответствии с п. 1.9 Положения вся информация, которую эмитент обязан раскрывать в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг путем ее опубликования в сети Интернет, должна быть доступна на странице в сети Интернет в течение сроков, установленных этими нормативными правовыми актами.
Обязанность осуществлять раскрытие информации в форме сообщений о существенных фактах в порядке, предусмотренном Положением, распространяется на эмитентов, которые в соответствии с Положением обязаны раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета (п. 6.1.2 Положения).
Согласно п. 6.1.7. в форме сообщений о существенных фактах подлежат раскрытию сведения: о созыве и проведении общего собрания участников (акционеров) эмитента, а также о решениях, принятых общим собранием участников (акционеров) эмитента (подп. 1); о проведении заседания совета директоров (наблюдательного совета) эмитента и его повестке дня, а также о принятых советом директоров (наблюдательным советом) эмитента решениях (подп. 2); о дате, на которую составляется список владельцев именных эмиссионных ценных бумаг эмитента или документарных эмиссионных ценных бумаг эмитента на предъявителя с обязательным централизованным хранением для целей осуществления (реализации) прав, закрепленных такими эмиссионными ценными бумагами (подп. 3).
Раскрытие информации в форме сообщения о существенном факте
должно осуществляться путем опубликования сообщения о существенном факте в следующие сроки с момента наступления существенного факта: в ленте новостей –
не позднее 1 дня; на странице в сети Интернет – не позднее 2 дней. Текст сообщения о существенном факте должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 12 месяцев с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока - с даты его опубликования в сети Интернет (пп. 6.3.1. и 6.3.2 Положения).
В силу п. 6.1.6 Положения на каждый существенный факт составляется отдельное сообщение.
В случае если наступление одного и того же события или совершение одного и того же действия в соответствии с настоящим Положением требует его раскрытия в форме нескольких сообщений о существенных фактах, на такие существенные факты может быть составлено одно сообщение с указанием всех заголовков существенных фактов, сведения о которых включаются в такое сообщение.
Как следует из материалов дела, в Отделение Саратов поступили обращения акционера ОАО «ВНИПИгаздобыча» – общества с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «<...>» о допущенных ОАО «ВНИПИгаздобыча»
(его должностными лицами) требований законодательства Российской Федерации к раскрытию информации эмитентом эмиссионных ценных бумаг.
В результате проверки было установлено, что ОАО «ВНИПИгаздобыча» для раскрытия предусмотренной действующим законодательством информации использует страницу в сети Интернет информационного агентства ЗАО «Интерфакс»: <...>.
<дата> ОАО «ВНИПИгаздобыча» на указанной странице в сети Интернет опубликовало сообщение о существенном факте «Об отдельных решениях, принятых советом директоров эмитента», которое содержало, в том числе, сведения о принятых Советом директоров Общества на заседании <дата> решениях:
1) об изменении даты проведения годового Общего собрания акционеров
ОАО «ВНИПИгаздобыча»; 2) об изменении даты составления списка лиц, имеющих право на участие в годовом Общем собрании акционеров ОАО «ВНИПИгаздобыча» (протокол заседания Совета директоров Общества № от <дата>).
Согласно акту от <дата>, составленному в ходе мониторинга страницы в сети Интернет, ОАО «ВНИПИгаздобыча» не раскрыло в срок
до <дата> сообщение о существенном факте «О созыве общего собрания акционеров эмитента»; не обеспечивает доступ к тексту сообщения о существенном факте «О созыве общего собрания акционеров эмитента»; не раскрыло в срок
до <дата> сообщение о существенном факте «О дате, на которую составляется список владельцев именных эмиссионных ценных бумаг эмитента для целей осуществления (реализации) прав, закрепленных такими эмиссионными ценными бумагами»; не обеспечивает доступ к тексту сообщения о существенном факте «О дате, на которую составляется список владельцев именных эмиссионных ценных бумаг эмитента для целей осуществления (реализации) прав, закрепленных такими эмиссионными ценными бумагами».
Таким образом, ФИО1 как уполномоченное должностное лицо
ОАО «ВНИПИгаздобыча» допустило нарушения требований Закона № 39-ФЗ
и Положения, выразившееся в нераскрытии информации в форме сообщений
о существенных фактах в установленный срок.
Факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, находящихся в материалах дела №:
- протоколом № об административном правонарушении от <дата> (л.д. 79-87);
- актом от <дата> о мониторинге Интернет-сайтов (л.д. 9-14);
- Положением о Службе управления делами №, утвержденным генеральным директором ОАО «ВНИПИгаздобыча» <дата>, в соответствии с пп. 1.2, 1.5, 2.1, 3.11, 3.13 которого основными задачами Службы управления делами являются организационно-техническое и административно-хозяйственное обеспечение деятельности органов управления общества, подготовка совместно с профильными подразделениями отчетности по деятельности акционерного общества, в том числе корпоративной; для выполнения поставленных задач Служба управления делами осуществляет организационно-техническое и административно-хозяйственное обеспечение деятельности генерального директора и главного инженера; разработка и обеспечение функционирования корпоративной системы информирования о деятельности ОАО «ВНИПИгаздобыча», включая информационное наполнение и поддержание в актуальном состоянии внутреннего и внешнего сайтов ОАО «ВНИПИгаздобыча»; Службу управления делами возглавляет начальник службы управления делами (л.д.35-42);
- должностной инструкцией начальника службы управления делами
№, утвержденной генеральным директором ОАО «ВНИПИгаздобыча»
<дата>, п. 4.1 которой установлено, что начальник Службы управления делами обязан организовывать и контролировать работу по предоставлению и раскрытию информации об Обществе. Начальник Службы управлениями делами несет ответственность за невыполнение Службой управления делами функций и обязанностей, возложенных Положением о Службе управления делами,
настоящей должностной инструкцией, а также приказами и распоряжениями
по ОАО «ВНИПИгаздобыча» (л.д. 17-25);
- приказом № от <дата>, согласно которому должность и.о. начальника Службы управлениями делами ОАО «ВНИПИгаздобыча»
с <дата> занимает старший оператор ФИО1 (л.д. 16);
- представлением № от <дата> об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (л.д. 114-120);
- информацией от должностного лица ФИО1 о принятых в соответствии с представлением мерах по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, позволяющих не допускать в дальнейшей деятельности ОАО «ВНИПИгаздобыча» нарушения законодательства (л.д. 153).
Противоречий представленные в материалы дела документы не имеют, соответствуют требованиям, предъявляемым к форме этих документов, составлены уполномоченными должностными лицами.
Доказательств, свидетельствующих о принятии ФИО1 как уполномоченным должностным лицом ОАО «ВНИПИгаздобыча» необходимых и достаточных мер по исполнению публично-правовых обязательств по недопущению административного правонарушения, а также невозможности его предотвращения, материалы дела не содержат и заявителем не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерным выводам о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, и об отсутствии оснований для отмены постановления заместителя управляющего Отделением по Саратовской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации № от <дата> о привлечении ФИО1 к административной ответственности.
Выводы суда основаны на доказательствах, всесторонне, полно и объективно исследованных в их совокупности и свидетельствующих о допущенном правонарушении. Судом всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Наказание ФИО1 назначено по минимуму санкции
ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ и в соответствии с требованиями ст.ст. 4.1-4.3 КоАП РФ с учетом характера совершенного правонарушения, ее личности, при отсутствии обстоятельств, отягчающих ответственность. В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность должностным лицом учтено признание вины и раскаяние лица, совершившего административное правонарушение.
Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ и освобождения ФИО1 от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения не имеется.
Доводы жалобы основаны на неверном толковании заявителем норм действующего законодательства, аналогичны доводам первоначальной жалобы, являлись предметом проверки суда первой инстанции и им в решении дана надлежащая правовая оценка.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений должностным лицом и судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
С учетом вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Фрунзенского районного суда города Саратова
от 20 мая 2015 года оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Судья Р.В. Коршунов