Судья Кирсанова Н.В. Дело № 7-21-574
Р Е Ш Е Н И Е
20 июня 2017 года город Владивосток
Судья Приморского краевого суда Кубатова О.А., рассмотрев жалобу главы администрации Пограничного муниципального района - ФИО1 на решение судьи Пограничного районного суда Приморского края от 20 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л а:
постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Пограничному району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Приморскому краю от 20 февраля 2017 года глава администрации Пограничного муниципального района ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Решением судьи Пограничного районного суда Приморского края от 20 марта 2017 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба ФИО1 - без удовлетворения.
Не согласившись с решением судьи, Тодоров А.Н. подал жалобу, в которой просит решение судьи отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив материалы дела, ознакомившись с жалобой, выслушав объяснения защитника Тодорова А.Н. Жалниной И.В., возражения представителя УФССП по Приморскому краю ФИО2, прихожу к следующим выводам.
Ответственность по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора.
Статьей 6 Федерального закона от 21 июля 1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» предусмотрено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №, на основании исполнительного листа от 16 июля 2015 года серии ФС №, выданного Арбитражным судом Приморского края по делу №, решение вступило в законную силу 23 июня 2015 года, которым в пользу ООО «Ф» на администрацию Пограничного муниципального района возложена обязанность совершить действия, предусмотренные частью 3 статьи 9 Федерального Закона от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в отношении имущества: нежилых помещений (согласно технического паспорта 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 часть 16/1 (11,86 кв.м. 17, 18, 19, 20, 21, 34, 35, 36, 37, 38) общей площадью 252,4 кв.м, расположенных по адресу: <адрес>.
Определением судьи Арбитражного суда Приморского края от 13 января 2016 года предоставлена администрации Пограничного муниципального района отсрочка исполнения Постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 23 июня 2015 года по делу № сроком до 15 июня 2016 года.
Определением судьи Арбитражного суда Приморского края от 19 июля 2016 года предоставлена администрации Пограничного муниципального района отсрочка исполнения решения суда от 23 июня 2015 года по делу № сроком до 16 декабря 2016 года.
После окончания отсрочки решение суда не исполнено.
12 января 2017 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с администрации Пограничного муниципального района исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
16 января 2017 года глава администрации Пограничного муниципального района ФИО1 подал заявление судебному приставу-исполнителю ОСП по Пограничному району об отложении исполнительных действий до рассмотрения судом заявления, поскольку 16 января 2017 года им подано в Арбитражный суд Приморского края заявление об отсрочке исполнения судебного акта до 01 августа 2017 года.
18 января 2017 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Пограничному району вынесено постановление о назначении администрации Пограничного муниципального района нового срока для исполнения требований исполнительного документа по решению суда № - до 23 января 2017 года.
18 января 2017 года Тодорову А.Н. под роспись вручено требование судебного пристава-исполнителя ОСП по Пограничному району об исполнении решения Арбитражного суда № 23 июня 2015 года в трехдневный срок со дня получения настоящего требования.
В новый срок, установленный для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, должник требования не исполнил, о чем составлен акт от 23 января 2017 года. В связи с неисполнением должником требований, содержащихся в исполнительном документе, был составлен протокол № об административном правонарушении по части 1 статьи 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 23 января 2017 года.
25 января 2017 года судебным приставом-исполнителем вынесено определение о продлении срока административного расследования по делу об административном правонарушении от 23 января 2017 года до 20 февраля 2017 года.
20 февраля 2017 года вынесено постановление № о привлечении к административной ответственности главы администрации Пограничного муниципального района ФИО1.
Оставляя без изменения постановление должностного лица административного органа, судья пришел к выводу о доказанности вины главы администрации Пограничного муниципального района - ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Между тем такие выводы судьи не подтверждаются материалами дела.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу положений статьи 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с требованиями статьи 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Санкция части 1 статьи 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, относится к мерам публично-правовой ответственности, применяющимся в связи с совершением должником правонарушения в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что данная мера должна отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности. Одним из конституционных принципов юридической ответственности является наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения. Применительно к данному составу правонарушения виновность субъекта определяется умышленным неисполнением требований исполнительного документа без уважительных причин.
Администрацией Пограничного муниципального района в целях исполнения судебного акта проведены конкурсные процедуры и заключен 28 июля 2015 года муниципальный контракт № с ООО «КД» в лице ФИО3 на выполнение технической инвентаризации и паспортизации с изготовлением технических планов и постановкой на государственный кадастровый учет нежилых помещений, подлежащих передаче ООО «Ф». Кадастровым инженером был произведен выезд на объект, расположенный по адресу: <адрес> для выполнения кадастровых работ. При формировании технического плана на помещения кадастровым инженером было выявлено следующее: в помещениях, занимаемых следственным комитетом, проведена перепланировка, о чем администрация Пограничного муниципального района не была уведомлена. Также кадастровым инженером выявлено, что помещения, занимаемые следственным комитетом, поставлены на кадастровый учет в 2012 году без учета перепланировки. В помещениях, занимаемых ООО «Ф» также проведена перепланировка и не внесены изменения в кадастровый учет помещения здания. Данные обстоятельства привели к фактическому несоответствию площадей, указанных в техническом паспорте здания.
Кадастровым инженером с целью приведения площадей в соответствие с фактическим использованием была проведена инвентаризация помещений в здании, по результатам которой изготовлен технический план помещений, занимаемых следственным комитетом и внесены изменения в кадастровый паспорт в декабре 2015 года.
После внесения изменений кадастровым инженером был сформирован технический план на помещения, занимаемые ООО «Ф» и направлен в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю для постановки помещений на кадастровый учет. В марте 2016 года получен отказ Кадастровой палаты. Необходимо было внести изменения в площадь здания. В результате выполнения кадастровых работ были сформированы 2 технических плана на здание и помещения, занимаемые ООО «Ф».
Из заключения кадастрового инженера – ФИО3 от 01 марта 2017 года, всего получено из Кадастровой палаты порядка 10-12 приостановок и отказов в связи с недоработками кадастровым инженером и ООО «КД» не дает гарантий, что на последние технические планы, сформированные на 24 февраля 2017 года не будут вновь получены «Решения о приостановке осуществления кадастрового учета».
Также, ФИО3 в адрес администрации Пограничного муниципального района дан ответ о том, что в связи со вступлением в законную силу Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» портал Росреестра недоступен и работы по муниципальному контракту от 28 июля 2015 года будут исполнены с момента возобновления работы серверов Росреестра ориентировочно в течении двух месяцев.
С 02 января 2017 года вступили в законную силу изменения в Федеральный закон № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно которых документы для постановки на учет в кадастровый орган подает орган местного самоуправления.
В 2017 году администрацией Пограничного муниципального района были поданы документы первоначально в Кадастровую палату для внесения изменений в площадь здания, до настоящего времени получено 2 уведомления о приостановке. Уведомления были направлены кадастровому инженеру для доработки. Проведена встреча по проблемным вопросам с кадастровым инженером, организована и проведена встреча с директором Кадастровой палаты ФИО4 по разъяснению кадастровому инженеру причин, препятствующих постановке на кадастровый учет помещений. 30 марта 2017 года доработанный технический план направлен в Кадастровую палату. До настоящего времени внесены изменения в площадь здания в кадастровый учет, уведомление не получено. 04 апреля 2017 года поданы документы о постановке на кадастровый учет помещений, подлежащих передаче ООО «Ф» с последующей регистрацией права.
13 января 2017 года главой администрации Пограничного муниципального района ФИО1 в Арбитражный суд Приморского края подано заявление об отсрочке исполнения судебного акта по делу №.
Определением судьи Арбитражного суда Приморского края от 30 января 2017 года рассмотрение заявления главы администрации Пограничного муниципального района ФИО1 назначено на 05 апреля 2017 года.
Определением судьи Арбитражного суда Приморского края от 05 апреля 2017 года администрации Пограничного муниципального района предоставлена отсрочка исполнения постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 23 июня 2015 года по делу № сроком до 01 сентября 2017 года.
Удовлетворяя заявление администрации Пограничного муниципального района, Арбитражный суд Приморского края пришел к выводу о том, что в настоящее время внесены изменения в площадь здания, расположенного по адресу: <адрес>, в кадастровый учет. 04 апреля 2017 года документы о постановке на кадастровый учет помещений, подлежащих передаче ООО «Ф» с последующей регистрацией права собственности. Срок постановки - 10 дней при отсутствии замечаний. На май 2017 года запланировано проведение оценки данных помещений, в соответствии с планом графиком закупок. Срок исполнения контракта до 31 июля 2017 года. Далее необходимо подготовить и направить проект договора - 10 дней, в связи с чем для исполнения всех действий администрации Пограничного муниципального района необходим срок до 01 сентября 2017 года.
Из вышеизложенного следует, что глава администрации Пограничного муниципального района не имел объективных возможностей исполнить судебное решение, принимал и принимает все зависящие от него меры к его исполнению.
Кроме того, привлечению к административной ответственности главы администрации Пограничного муниципального района – ФИО1 предшествовало требование судебного пристава-исполнителя вх. № от 18 января 2017 года об исполнении исполнительного документа в трехдневный срок, до 23 января 2017 года. Судебным приставом-исполнителем требованием об исполнении исполнительного документа был дан трехдневный срок без учета времени к действиям, перечисленным в исполнительном документе и части 3 статьи 9 Закона № 159-ФЗ от 22 июля 2008 года «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Действия главы администрации Пограничного муниципального района зависимы от действий третьих лиц (Кадастровой палата и Росреестра), в связи с этим указанный в требовании судебного пристава-исполнителя трехдневный срок для исполнения решения суда явно недостаточен.
В адрес отдела судебных приставов главой администрации Пограничного муниципального района ФИО1 направлялось заявление от 16 января 2017 года № 152 об отложении исполнительных действий и мер принудительного исполнения.
Доказательств, объективно свидетельствующих о наличии у главы администрации Пограничного муниципального района – ФИО1 умысла на неисполнение требований, содержащихся в исполнительном документе в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, материалы дела не содержат.
Вышеизложенное свидетельствует об отсутствии умысла на неисполнение требований исполнительного документа в срок.
Таким образом, по делу имеются неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, которые в силу части 4 статьи 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях должны толковаться в его пользу.
В связи с чем, выводы о наличии в действиях главы администрации Пограничного муниципального района – ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не могут быть признаны обоснованными.
Согласно части 3 статьи 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 – 30.8 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом изложенного, постановление начальника отдела – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Пограничному району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Приморскому краю от 20 февраля 2017 года и решение судьи Пограничного районного суда Приморского края от 20 марта 2017 года подлежат отмене, а производство по делу - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л а:
постановление начальника отдела – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Пограничному району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Приморскому краю от 20 февраля 2017 года и решение судьи Пограничного районного суда Приморского края от 20 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении главы администрации Пограничного муниципального района Приморского края - ФИО1 отменить.
Производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Судья О.А. Кубатова