ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-575 от 03.08.2021 Тульского областного суда (Тульская область)

дело №21-575 судья Тимофееева Н.А.

РЕШЕНИЕ

3 августа 2021 года <...>

Судья Тульского областного суда Орлова И.А.,

при секретаре Кузнецовой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановления административной комиссии муниципального образования Узловский район от 24 февраля 2021 года №47 и №48, решение судьи Узловского городского суда Тульской области от 3 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст.8.11-2 Закона Тульской области №388-ЗТО от 9 июня 2003 года «Об административных правонарушениях в Тульской области»,

установил:

постановлением административной комиссии муниципального образования Узловский район *** от 24 февраля 2021 года главный инженер «УК Профсервис» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.11-2 Закона Тульской области №388-ЗТО от 9 июня 2003 года «Об административных правонарушениях в Тульской области» и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Постановлением административной комиссии муниципального образования Узловский район *** от 24 февраля 2021 года главный инженер «УК Профсервис» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.11-2 Закона Тульской области №388-ЗТО от 9 июня 2003 года «Об административных правонарушениях в Тульской области» и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Решением судьи Узловского городского суда Тульской области от 3 июня 2021 года вышеуказанные постановления *** 24 февраля 2021 года изменены, ФИО1 за совершение указанных правонарушений, в соответствии с ч.2 ст.4.4 КоАП РФ, назначено одно наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

В жалобе, поданной в Тульский областной суд, ФИО1 просит отменить состоявшиеся по делу акты, а производство по делу об административном правонарушении прекратить, поскольку вмененные ей правонарушения урегулированы требованиями технической эксплуатации жилищного фонда, установленными законодательством РФ, что исключает ее ответственность по ст.8.11-2 Закона Тульской области №388-ЗТО от 9 июня 2003 года «Об административных правонарушениях в Тульской области».

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного разбирательства дела извещены надлежащим образом; от ФИО1 поступило ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

С учетом требований ст. 25.4, п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судья Тульского областного суда приходит к следующим выводам.

К вопросам местного значения городского округа отнесено утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа (п.25 ч.1 ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Руководствуясь Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 30 ноября 2011 года №361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации», Собрание депутатов муниципального образования г.Узловая Узловского района в целях обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования город г.Узловая Узловского района решением от 30 июля 2020 года №27-133, утвердило Правила благоустройства.

Согласно п.8.2.45 и 8.4.8 Правил благоустройства территории муниципального образования город Узловая Узловского района регламентирующих уборку территории в зимний период, очистка от снега крыш, карнизов, водосточных труб или удаление сосулек (при их наличии) должны производиться собственниками зданий, строений, сооружений либо уполномоченными собственниками лица.

Постановлением Тульской областной Думы от 22 мая 2003 года №44/1240 был принят Закон Тульской области от 9 июня 2003 года №388-ЗТО «Об административных правонарушениях в Тульской области», в главу 8 которого включены административные правонарушения в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства.

Ответственность по ст.8.11-2 Закона Тульской области №388-ЗТО от 9 июня 2003 года «Об административных правонарушениях в Тульской области» наступает за нарушение утвержденных органами местного самоуправления правил благоустройства территорий поселений (городских округов), а также необеспечение собственниками, владельцами, арендаторами благоустройства принадлежащих (арендованных) им (ими) объектов в соответствии с требованиями правил благоустройства, утвержденных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, если эти действия (бездействие) не подпадают под действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот пятидесяти тысяч рублей.

Как установлено административной комиссией, судьей районного суда, 15 февраля 2021 года с 10 часов 10 минут по 10 часов 15 минут комитетом по муниципальному контролю, благоустройству, транспорту и дорожному хозяйству администрации муниципального образования Узловский район проведена проверка обязанностей по очистке крыш многоквартирных домов от снега и наледи.

В ходе проверки установлено, что крыши и карнизы зданий многоквартирных домов <адрес> не освобождены от нависшего снега и наледи, что представляет угрозу жизни и здоровью граждан и является нарушением п.п.8.2.45, п.п. 8.4.8 Правил благоустройства территории муниципального образования город Узловая Узловского района, утвержденных Решением Собрания депутатов муниципального образования г.Узловая Узловского района от 30 июля 2020 года №27-133. Ответственным за данное нарушение определена главный инженер ООО «УК П» ФИО1

Оценив представленные доказательства, административная комиссия муниципального образования Узловский район в постановлениях от 24 февраля 2021 года за признала главного инженера ООО «УК П» ФИО1 виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст.8.11-2 Закона Тульской области №388-ЗТО от 9 июня 2003 года «Об административных правонарушениях в Тульской области».

Рассматривая жалобы на указанные постановления коллегиального органа, судья городского суда, руководствуясь ч.2 ст.4.4 КоАП РФ счел возможным соединить жалобы в одно производство и назначить ФИО1 одно наказание в виде административного штрафа, предусмотренного ст.8.11-2 Закона Тульской области №388-ЗТО от 9 июня 2003 года «Об административных правонарушениях в Тульской области».

Вместе тем, как административной комиссией муниципального образования Узловский район, так и судьей городского суда при рассмотрении дела не учтено следующее.

Объективную сторону указанного административного правонарушения образует только такое нарушение утвержденных органами местного самоуправления правил благоустройства территорий поселений (городских округов), а также необеспечение собственниками, владельцами, арендаторами благоустройства принадлежащих (арендованных) им (ими) объектов в соответствии с требованиями правил благоустройства, утвержденных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, если эти действия (бездействие) не подпадают под действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Субъектом данного административного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бремя содержания имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, несет его собственник.

Вопросы управления в многоквартирных домах решаются в соответствии с разделом VIII Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), согласно которому право выбора способа управления принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме.

В случае если собственники помещений в многоквартирном доме, исходя из п.2.3 ч.2 ст.161 ЖК РФ, приняли решение об управлении жилым домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

В силу п. 1.1 ст. 161 ЖК РФ состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно абз. 9 п. 7 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2013 года № 290, к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов, относится проверка и при необходимости очистка кровли от скопления снега и наледи.

Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, согласно пп. "б" п. 2 раздела 1 которых, в состав общего имущества включаются крыши.

Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года №170, уборка площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов территорий должна производиться организациями по обслуживанию жилищного фонда (пункт 3.6.1).

Абзацем 2 пункта 4.6.1.23 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170, установлено, что удаление наледей и сосулек производится по мере необходимости.

В силу п.3.6.14 этих Правил накапливающийся на крышах снег должен по мере необходимости сбрасываться на землю и перемещаться в прилотковую полосу, а на широких тротуарах - формироваться в валы.

Изложенное, позволяет прийти к выводу о том, что ответственность за нарушения в сфере благоустройства, которые вменяются в вину главному инженеру ООО «УК П» ФИО1 урегулированы требованиями технической эксплуатации жилищного фонда, установленными законодательством Российской Федерации, что соответственно исключает ответственность этого лица по ст.8.11-2 Закона Тульской области №388-ЗТО от 9 июня 2003 года «Об административных правонарушениях в Тульской области».

Исходя из положений п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При указанных выше обстоятельствах постановления административной комиссии муниципального образования Узловский район от 24 февраля 2021 года , решение судьи Узловского городского суда Тульской области от 3 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст.8.11-2 Закона Тульской области №388-ЗТО от 9 июня 2003 года «Об административных правонарушениях в Тульской области», подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановления административной комиссии муниципального образования Узловский район от 24 февраля 2021 года , решение судьи Узловского городского суда Тульской области от 3 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст.8.11-2 Закона Тульской области №388-ЗТО от 9 июня 2003 года «Об административных правонарушениях в Тульской области», в отношении ФИО1, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.11-2 Закона Тульской области №388-ЗТО от 9 июня 2003 года «Об административных правонарушениях в Тульской области» в отношении ФИО1 прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В соответствии с п. 3 ст. 31.1 КоАП РФ решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12 - 30.19 КоАП РФ в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья: