ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-575 от 04.10.2018 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья: Кучко В.В. Дело № 21-575

РЕШЕНИЕ

04 октября 2018 года г. Саратов

Судья Саратовского областного суда Бугаева Е.М.,

при секретаре Владимировой Е.М.,

рассмотрев жалобу директора государственного автономного учреждения культуры «Саратовская областная филармония им. А. Шнитке» ФИО1 на решение судьи Волжского районного суда г. Саратова от 18 июля 2018 года по жалобе на постановление председателя контрольно-аналитического комитета Саратовской области ФИО2 от 15 июня 2018 года о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.15.5-1 КоАП РФ,

установил:

постановлением председателя контрольно-аналитического комитета Саратовской области ФИО2 от 15 июня 2018 года директор государственного автономного учреждения культуры «Саратовская областная филармония имени А.Шнитке» ФИО1 привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 15.15.5-1 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения.

Решением судьи Волжского районного суда г. Саратова от 01 августа 2018 года указанное выше постановление оставлено без изменения.

В жалобе директор государственного автономного учреждения культуры «Саратовская областная филармония им. А. Шнитке» ФИО1 просит отменить постановление должностного лица и решение судьи Волжского районного суда г. Саратова от 01 августа 2018 как незаконные и необоснованные, указывает на то, что не приняты во внимание обстоятельства, имеющие значение для дела, учреждением достигнуты все показатели, предусмотренные государственным заданием.

Защитник Шмелева М.Н. в судебном заседании поддержала доводы жалобы, указала на то, что средства субсидии, выделенные учреждению на выполнение государственного задания в 2017 году полностью использованы по целевому назначению исключительно на возмещение нормативных затрат на выполнение работ физическим и юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного имущества.

Представители должностного лица ФИО3 и ФИО4 в судебном заседании просили оставить без изменения процессуальные акты, ссылаясь на то, что объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитан учредителем с учетом объема выполнения государственной работы «Создание спектаклей», а согласно подпункту 3.3.1 соглашения от 12 января 2017 года учреждение обязуется выполнить работы в соответствии с государственным заданием учредителя за счет субсидии, направляемой учредителем. С учетом изложенного выполнение государственного задания предполагалось исключительно за счет бюджетного финансирования.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, директор государственного автономного учреждения культуры «Саратовская областная филармония имени А.Шнитке» ФИО1 извещена о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении разбирательства не заявили, в связи с чем, руководствуясь статьёй 30.6 КоАП РФ, суд рассмотрел дело в её отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения судьи в полном объёме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.

Согласно части 1 статьи 15.15.5-1 КоАП РФ невыполнение государственного (муниципального) задания влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста до одной тысячи рублей.

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина представляет собой обязанность государства.

Часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации гарантирует судебную защиту прав и свобод человека и гражданина.

Статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) определяет государственное (муниципальное) задание как документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

В соответствии с Положением о порядке осуществления органом внутреннего государственного финансового контроля Саратовской области полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 31 декабря 2013 года № 781-П, контрольно-аналитическим комитетом Саратовской области проведено контрольное мероприятие - плановая выездная проверка на основании приказа от 06 марта 2018 года № 59 «О проведении контрольного мероприятия плановой выездной проверки» в государственном автономном учреждении культуры «Саратовская областная филармония имени А.Шнитке» по теме: проверка правомерности и эффективности использования средств субсидий, предоставленных на выполнение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) и на иные цели, за период с 01 января 2017 года по 28 февраля 2018 года.

В ходе проверки установлено, что приказом министерства культуры Саратовской области от 30 декабря 2016 года № 01-11/698 «Об утверждении государственных заданий министерства культуры области областным государственным театрально-концертным учреждениям культуры (театрам и концертным организациям) учреждению утверждено государственное задание на 2017 год на оказание государственных услуг (выполнение работ) на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» и приводится в приложении № 1 к приказу (с изменениями: от 09 июня 2017 года № 01-11/293, от 30 ноября 2017 года № 01-11/545).

Учредителем и учреждением заключено соглашение от 12 января 2017 года № 26 о порядке и условиях предоставления субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам, согласно которому учреждению предусмотрено предоставление субсидии из областного бюджета в размере <данные изъяты>. рублей.

В соответствии с дополнительным соглашением от 30 ноября 2017 года № 26/4 размер субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам увеличился и составил <данные изъяты> рублей.

Согласно подпункту 3.3.1 соглашения от 12 января 2017 года учреждение оказывает услуги (выполняет работы) физическим и (или) юридическим лицам в соответствии с государственным заданием учредителя за счет субсидии, направляемой учредителем.

На основании подпункта 4.10 раздела 4 устава государственного автономного учреждения культуры «Саратовская областная филармония имени А.Шнитке» учреждение обязано обеспечить выполнение государственного задания.

Приказом министерства культуры области от 15 мая 2017 года № 01-11/245 утверждены стандарты (паспорта) государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) за счет бюджетных ассигнований областного бюджета, областными государственными бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными министерству культуры области, согласно приложениям № 1-23 к настоящему приказу. Приложением № 15 к указанному приказу утвержден стандарт (паспорт) государственной работы, выполняемой за счет бюджетных ассигнований областного бюджета «Создание спектаклей».

В соответствии с приказами учреждения от 11 января 2018 года № 05-01/15-о/д «О выполнении государственного задания за 2017 год по созданию концертов (спектаклей) и обновлению репертуара», от 06 марта 2018 года № 05-01/58-о/д в рамках выполнения государственного задания за 2017 год учреждением создано два спектакля: «Озорные сказки» (детский театр «Куклы папы Карло») и спектакль для детей «Новогодняя суета вокруг Кота». Расходы на создание (постановку) спектакля «Озорные сказки» в сумме <данные изъяты> рублей произведены за счет средств от оказания услуг (выполнения работ) на платной основе и от иной приносящей доход деятельности.

Исходя из приведенных обстоятельств, судья пришел к выводу о законности вынесенного постановления о привлечении директора учреждения ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 15.15.5-1 КоАП РФ.

С данным выводом судьи и административного органа нельзя согласиться по следующим основаниям.

В соответствии со статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 3 указанной нормы лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.

В силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 03 ноября 2006 года № 174-ФЗ (ред. от 27 ноября 2017 года) «Об автономных учреждениях» (далее - Закон об автономных учреждениях) государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки (пункт 3 статьи 4 Закона об автономных учреждениях).

В соответствии с пунктом 4 статьи 24 Закона об автономных учреждениях финансовое обеспечение деятельности осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников.

На основании пункта 7 статьи 4 Закона об автономных учреждениях автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (уставе).

В соответствии с уставом учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основой деятельности. Финансирование учреждения осуществляется за счет субсидий учредителя, доходов от основной деятельности, разрешенной законом и соответствующим целям, предусмотренным уставом, других доходов и отступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункты 2, 3 устава).

Как видно из материалов дела, директору государственного автономного учреждения культуры «Саратовская областная филармония имени А. Шнитке» ФИО1 вменялось невыполнение государственного заказа на 2017 год в части требований к объему выполнения государственной работы «Создание спектаклей» в связи с тем, что рамках выполнения государственного задания за 2017 год учреждением при создании двух спектаклей: «Озорные сказки» (детский театр «Куклы папы Карло») и спектакль для детей «Новогодняя суета вокруг Кота», расходы на создание (постановку) спектакля «Озорные сказки» в сумме <данные изъяты> рублей произведены за счет средств от оказания услуг (выполнения работ) на платной основе и от иной приносящей доход деятельности, а не за счет средств учредителя. При этом, как указано в письменных возражениях должностного лица, вывод о нецелевом использовании средств субсидии, выделенной на выполнение государственного задания, отсутствует.

В силу положений пункта 6 статьи 69.2 Бюджетного кодекса РФ государственное (муниципальное) задание является невыполненным в случае недостижения (превышения допустимого (возможного) отклонения) показателей государственного (муниципального) задания, характеризующих объем оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ), а также показателей государственного (муниципального) задания, характеризующих качество оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ), если такие показатели установлены в государственном (муниципальном) задании.

В соответствии с актом от 29 декабря 2017 года к договору № 26 о порядке и условиях предоставления субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание государственных услуг физическим и (или юридическим лицам) от 12 января 2017 года учредитель к учреждению претензий по выполненному государственному заказу не имеет (л.д. 22), тем самым учредитель подтвердил исполнение учреждением условий государственного задания, а также получение учреждением субсидии в размере, установленном соглашением от 30 ноября 2017 года № 26/4.

Каких-либо доказательств, которые свидетельствовали бы о недостижении государственным автономным учреждением культуры «Саратовская областная филармония имени А. Шнитке» показателей государственного задания на 2017 год в материалы дела не представлено.

С учетом изложенного доводы должностного лица о том, что недостижении государственного заказа характеризуется тем, что в нарушение его условий постановка спектакля осуществлена за счет иных средств (не счет за счет субсидий), приняты во внимание быть не могут, поскольку административным органом не доказан факт невыполнения государственного заказа, направленного на создание спектаклей.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9 и 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При указанных обстоятельствах постановление должностного лица и решение судьи районного суда не могут быть признаны законными и подлежат отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ с прекращением производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

жалобу директора государственного автономного учреждения культуры «Саратовская областная филармония имени А. Шнитке» ФИО1 удовлетворить.

Постановление председателя контрольно-аналитического комитета Саратовской области ФИО2 от 15 июня 2018 года о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.15.5-1 КоАП РФ в отношении директора государственного автономного учреждения культуры «Саратовская областная филармония имени А. Шнитке» ФИО1, решение судьи Волжского районного суда г. Саратова от 18 июля 2018 года - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении директора государственного автономного учреждения культуры «Саратовская областная филармония имени А. Шнитке» ФИО1, привлеченной к административной ответственности по части 1 статьи 15.15.5-1 КоАП РФ, прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.

Судья Е.М. Бугаева