Дело №21-577/2018
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Тюмень |
Судья Тюменского областного суда Колоскова С.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «УГМК-Сталь» на решение судьи Ленинского районного суда города Тюмени от 16 октября 2018 года,
у с т а н о в и л:
Постановлением старшего государственного инспектора Тюменской области в области охраны окружающей среды, заместителем начальника отдела экологического надзора управления государственного надзора Департамента недропользования и экологии Тюменской области Никифоровой Н.А. №116/105 от 13 сентября 2018 года общество с ограниченной ответственностью «УГМК-Сталь» (далее по тексту – ООО «УГМК-Сталь») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО «УГМК-Сталь» в лице представителя Афонасьевой Т.Я. обратилось в районный суд с жалобой, в которой просило постановление отменить, производство по делу прекратить.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 16 октября 2018 года постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «УГМК-Сталь» оставлено без изменения, жалоба ООО «УГМК-Сталь» - без удовлетворения.
С данным решением не согласно ООО «УГМК-Сталь», в лице представителя Закопайловой А.В., которое в жалобе, поданной в вышестоящий суд просит решение судьи районного суда и постановление по делу отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. Считает, материалами дела подтверждается, что ООО «УГМК-Сталь» отходы производства и потребления на собственных участках не размещало, поскольку размещение отходов на земельных участках ООО «УГМК-Сталь» с кадастровыми номерами <.......> и <.......> (смежных с дорогами и проездами), а также на муниципальных земельных участках с кадастровыми номерами <.......>, <.......>, <.......>, сделано неким лицом, обладающим отходами 5 класса опасности. Не согласно с выводом суда о том, что ООО «УГМК-Сталь» не приняло необходимые и достаточные меры для соблюдения требований экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства, совершило противоправное действие (бездействие), повлекшее нарушение законодательства Российской Федерации при обращении с отходами производства и потребления, указывая, что ни постановление по делу об административном правонарушении, ни решение судьи районного суда не содержит доводов о том, какие необходимые и достаточные меры ООО «УГМК-Сталь» не предприняло. Также указывает, что площадь земельных участков, на которых обнаружен строительный мусор, составляет 25 га; производственная, строительная или иная деятельность ООО «УГМК-Сталь» на земельных участках не ведется; участки удалены от производственной площадки ООО «УГМК-Сталь» на расстоянии 2 км., расположены вдоль муниципальной автомобильной дороги, в границах охранной зоны ПАО «<.......>». Кроме того, считает, что ООО «УГМК-Сталь» обязанности собственника земельного участка, предусмотренные законодательством, выполняет, поскольку земельные участки для размещения мусора не используются; договор на вывоз мусора с производственной площадки ООО «УГМК-Сталь» приобщен к материалам дела. Полагает ошибочным вывод судьи районного суда о том, что материалами дела подтверждается длительное нахождение мусора (отходов) на земельных участках, принадлежащих Обществу. Указывает, что мусор был обнаружен 23 мая 2018 года, и 28 мая 2018 года в отношении виновного лица <.......> составлен протокол об административном правонарушении. Таким образом, административные органы знали о месте нахождения мусора и лице, его разместившем, однако об этом Общество не было уведомлено, а 04 июня 2018 года в отношении того же мусора составлен новый акт, в связи с этим считает данный акт ненадлежащим доказательством, указывая, что акт был составлен без участия собственника.
В возражениях на жалобу Департамент недропользования и экологии Тюменской области, полагая решение судьи районного суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу ООО «УГМК-Сталь» - без удовлетворения.
Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в полном объеме материалы дела по жалобе ООО «УГМК-Сталь», дело об административном правонарушении, изучив доводы жалобы в вышестоящий суд, заслушав в судебном заседании объяснения представителя ООО «УГМК-Сталь» Закопайловой А.В., настаивавшего на доводах жалобы, объяснения представителя административного органа - Департамента недропользования и экологии Тюменской области Низамова Р.М., возражавшего против удовлетворения жалобы, оснований для удовлетворения жалобы не усматриваю.
Статьёй 8.2 КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Как следует из материалов дела, ООО «УГМК-Сталь» привлечено к административной ответственности за допущенный сброс (размещение) отходов производства и потребления на земельных участках с кадастровыми номерами <.......>, <.......>.
Полагая вынесенное в отношении юридического лица постановление законным и обоснованным, судья районного суда обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
В силу пункта 2 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (часть 2).
Согласно данным публичной кадастровой карты правообладателем земельных участков с кадастровыми номерами <.......>, <.......> является ООО «УГМК - Сталь».
Факт нахождения на указанных земельных участках отходов производства и потребления (лома железобетонных плит, боя железобетона) подтверждается актом обследования земельного участка от 04 июня 2018 года, схемой расположения земельного участка, фотографиями обследования земельного участка. При этом сам факт составления акта в отсутствие представителя юридического лица не свидетельствует о нарушении процессуальных требований, поскольку обследование проводилось с целью проверки сообщения Департамента земельных отношений и градостроительства администрации г.Тюмени по факту складирования строительного мусора в границах земельных участков с кадастровыми номерами <.......>, <.......>, <.......>, <.......>, <.......>, и выявления собственников (правообладателей) указанных земельных участков.
При этом сам факт привлечения к административной ответственности <.......> по ч.2 ст.4.16 Кодекса Тюменской области об административной ответственности за сброс строительного мусора на территорию общего пользования не свидетельствует об отсутствии в действиях ООО «УГМК-Сталь» состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, поскольку объекты указанных административных правонарушений различны. Юридическое лицо обоснованно, как собственник земельных участков, привлечено к административной ответственности за допущенное бездействие в виде непринятия мер по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при ином обращении с отходами производства и потребления (не проведение мероприятий по защите земель от загрязнения отходами).
В силу ч.2 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела не содержат данных того, что общество, являясь собственником земельных участков, приняло все меры к своевременному установлению факта нахождения на принадлежащих ему земельных участках отходов производства и потребления, и к предотвращению загрязнения земельных участков (вывозу строительного мусора). При этом сам факт наличия заключенного между ООО «УГМК-Сталь» и ООО «<.......>» договора на транспортировку отходов от 01 мая 2018 года не свидетельствует о принятии всех мер для соблюдения требований законодательства.
В связи с этим судьей районного суда сделан правильный вывод об обоснованном привлечении ООО «УГМК-Сталь» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, а потому основания для отмены решения судьи районного суда и удовлетворения жалобы не имеется.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь статьями 30.1, 30.6, пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Решение судьи Ленинского районного суда города Тюмени от 16 октября 2018 года оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «УГМК-Сталь» – без удовлетворения.
Судья Тюменского областного суда (подпись) С.Е. Колоскова
Копия верна:
Судья Тюменского областного суда С.Е. Колоскова