72RS0014-01-2021-014583-60 | ||
Дело № 21-577/2021 |
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Тюмень | 27 декабря 2021 года |
Судья Тюменского областного суда Глушко А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Тюменское экологическое объединение», в лице защитника Петунина А.Ю. на решение судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 10 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «Тюменское экологическое объединение»,
установил:
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, начальника отдела государственного экологического надзора по Тюменской области Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее по тексту также – Управление Росприроднадзора по Тюменской области, Управление) И. № 360 О от 20.08.2021 общество с ограниченной ответственностью «Тюменское экологическое объединение» (далее по тексту также – ООО «ТЭО», Общество) привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также – КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
ООО «ТЭО» с постановлением от 20.08.2021 не согласилось, в жалобе в районный суд указывало, на отсутствие события и состава административного правонарушения. Заявитель жалобы полагал необоснованным содержащийся в оспариваемом постановлении вывод Управления о том, что негативное воздействие на почву в виде розлива жидкости (предположительно фильтрата), обнаруженное в районе расположения полигона твердых коммунальных отходов в г. Тобольске, вызвано деятельностью Общества, связанной с эксплуатацией полигона. Полагал, что данный вывод не подтвержден доказательствами, негативное воздействие на почву вызвано иными фактами, не связанными с деятельностью Общества и эксплуатацией полигона. Экспертиза, выводы которой положены в основу постановления, проведена с существенными нарушениями, доказательства образования фильтрата и разлива его на прилегающую к полигону территорию отсутствуют. Предположения и сомнения административного органа, которые не могут быть устранены, неправомерно истолкованы не в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности. Квалификация вменяемого правонарушения в соответствии с частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ выражается в несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления. Между тем, административным органом не доказана объективная и субъективная сторона правонарушения, а также не установлен субъект административного правонарушения. Так, согласно оспариваемого постановления, Обществу вменяется в нарушение удаление фильтрата с объекта размещения отходов - полигона твердых коммунальных отходов, расположенного по адресу: Тюменская область, г. Тобольск, район ЗКСМ, площадка 1 (далее по тексту также - полигон ТКО, полигон), на прилегающую к полигону территорию. Однако, при эксплуатации полигона, расположенного по указанному адресу фильтрат не образуется, следовательно, отсутствует само событие правонарушения. Сточные воды, стекающие с тела полигона в водоотводные канавы, не относятся к фильтрату. Под фильтратом понимается любая жидкость, которая просачивается через захороненные отходы и выделяется или содержится внутри полигона для захоронения отходов. Таким образом, поверхностные стоки вод с полигона, возникающие в результате естественных природных процессов (атмосферные осадки, таяние снега), не являются фильтратом. В отношении вывода о том, что лабораторными анализами доказан факт наличия фильтрата на прилегающей территории, заявитель жалобы пояснил, что отбор фильтрата с полигона не осуществлялся, в результате чего лабораторные испытания отобранных образцов воды нельзя сравнить с образцами вредных веществ, содержащихся в фильтрате. Следовательно, лабораторные анализы не доказывают образование фильтрата, а лишь отражают факт наличия некоторых веществ в местах отбора проб. Также, из заключения по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний от 07.07.2021 № 43 не следует, что отобранное вещество является фильтратом, а лишь отмечено превышение некоторых контролируемых показателей относительно фоновой точки. Более того, в самом постановлении должностным лицом Управления указано, что данное вещество является «предположительно фильтратом». Не подтверждаются и выводы должностного лица о сходстве вредных веществ фильтрата полигона с наличием веществ, оказывающих воздействие на окружающую среду в отобранных образцах воды, поскольку в каждом конкретном случае, по каждому из полигонов твердых коммунальных отходов, состав и количественное содержание веществ в фильтратах каждый раз будет индивидуальным, зависящим от ряда условий (виды твердых коммунальных и промышленных отходов, природные и антропогенные условия окружающей среды и т.д.), тем более, что образцы почв и воды с полигона не отбирались. Кроме того, в действиях юридического лица отсутствует объективная сторона правонарушения. Сточные воды с тела полигона не попадали на сопредельную с полигоном территорию, отвод вод осуществлялся в водоотводные канавы, расположенные на территории полигона. Факт перелива сточных вод, и один из главных признаков перелива - русло перелива сточных вод с территории полигона на сопредельную территорию на видеоматериалах также не зафиксированы; не зафиксированы данные факты и в ходе отбора проб. Превышения уровня воды в водоотводных канавах над уровнем почв сопредельной территории не зафиксировано. Административным органом не установлена причинно-следственная связь между превышением допустимого негативного воздействия на окружающую среду и действиями/бездействием лица, привлекаемого к ответственности, а значит не установлен субъект правонарушения и состав административного правонарушения. Кроме того, полигон твердых коммунальных отходов является не единственным объектом негативного воздействия на окружающую среду. При этом в материалах дела отсутствуют сведения, исключающие вредное воздействие от иных источников на почву и водные объекты, что не соответствует принципу законности и индивидуализации наказания. При проведении административного расследования административным органом допущены процессуальные нарушения. Общество было уведомлено только об отборе проб, ознакомиться со своими правами, заявить отвод эксперту или экспертной организации, ставить вопросы для дачи на них ответов общество не могло. Приложенное в дело уведомление о назначении экспертизы от 22.06.2021 № 03-12193 Общество не получало, документальных доказательств, свидетельствующих о доставке данного уведомления и постановления о назначении экспертизы Обществу и прочтении его последним, материалы дела не содержат Таким образом, Общество было лишено возможности оспорить постановление о назначении экспертизы, заявить отводы и ходатайства, ставить вопросы для получения ответов на них, что существенно ухудшило процессуальное положение лица, привлекаемого к административной ответственности, и нарушило его права. Также был нарушен принцип презумпции невиновности лица, привлекаемого к ответственности, закрепленный в ст. 1.5 КоАП РФ, согласно которому неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, в то время, как должностное лицо административного органа истолклвало неустранимые сомнения в пользу версии о виновности Общества. В отсутствие данных о составе и концентрации химических веществ в стоках, находящихся в накопителях по периметру полигона твердых коммунальных отходов, утверждение о том, что вещества и элементы в отобранных пробах были привнесены именно водами из накопителей, является необоснованным и неподтвержденным. Считает, что Управлением не доказано событие административного правонарушения, что свидетельствует об отсутствии оснований для привлечения Общества к административной ответственности.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 10 ноября 2021 года постановление должностного лица Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о назначении административного наказания № 360 О от 20.08.2021 в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Тюменское Экологическое Объединение» изменено в части размера административного наказания, назначенный ООО «ТЭО» административный штраф снижен до 150 000 рублей.
С данным решением не согласно ООО «ТЭО», в лице защитника Петутина А.Ю., который в жалобе в вышестоящий суд просит решение судьи районного суда и постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить. Повторяя доводы, изложенные ранее, настаивает, что Общество не могло удалять фильтрат на сопредельную территорию ввиду отсутствия факта образования фильтрата на полигоне, поскольку на полигоне твердых коммунальных отходов отсутствуют условия как природного, так и антропогенного происхождения для образования таких видов отхода как фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов умеренно опасный или фильтрат захоронения твердых коммунальных отходов малоопасный. Данное обстоятельство подтверждается ежегодным отчетом ООО «ТЭО» по форме федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) за 2020 год «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления», а также иными сведениями, имеющимися у административного органа. Считает, что поскольку отбор фильтрата с полигона не осуществлялся, в результате чего лабораторные испытания отобранных образцов нельзя сравнить с образцами вредных веществ, содержащихся в фильтрате, нельзя считать доказанным лабораторными анализами и факт наличия фильтрата на прилегающей территории. При этом, в заключении по результатам проведения лабораторных испытаний от 07.07.2021 № 43 отражено лишь превышение некоторых контролируемых показателей относительно фоновой точки. Полагает, что выводы судьи районного суда о сходстве вредных веществ фильтрата полигона с наличием веществ, оказывающих воздействие на окружающую среду в отобранных образцах не подтверждены, поскольку состав и количественное содержание веществ в фильтратах каждый раз будет индивидуальным, зависящих от ряда условий. Настаивает, что сточные воды с полигона не попадали на сопредельную с полигоном территорию, отвод вод осуществлялся в водоотводные канавы, расположенные на территории полигона. Факт перелива сточных вод, а также русло перелива с территории полигона на сопредельную территорию, и превышение уровня воды в водоотводных канавах над уровнем почв на видеоматериалах и в ходе отбора проб не зафиксированы. Утверждает, что судьёй районного суда не установлена причинно-следственная связь между превышением допустимого негативного воздействия на окружающую среду и действиями (бездействием) ООО «ТЭО», поскольку эксплуатация полигона разными лицами имеет место с 1979 года и до сентября 2018 года. В свою очередь, Общество не имеет сведений о том, как эксплуатировалась прилегающая территория и оказывалось ли на неё негативное воздействие ранее. Обращает внимание, что южнее полигона на расстоянии около 900 метров находится несанкционированная свалка отходов обшей площадью более 10 га; северо-западнее от полигона на расстоянии 800 метров находится железнодорожная станция; севернее полигона на расстоянии 850 метров находятся два искусственных водоема для накопления сточных вод от нефтехимического производства, дамба одного из которых, разрушена. Выражает несогласие с результатами проведенной экспертизы поскольку: отбор фоновой пробы осуществлялся произвольно в районе мусоросортировочного завода; пробы взяты в санитарно-защитной зоне нескольких предприятий, влияние каждого предприятия не установлено; с помощью фотоснимков нельзя определить точные места отбора проб; координаты отбора проб при наложении на общедоступные карты не совпадают со схемой отбора проб, приложенной к акту отбора проб № 2 от 23.06.2021. Обращает внимание, что о назначении экспертизы Общество узнало не ранее 14:45 часов 22.06.2021, об обеспечении присутствия представителя административный орган направил сообщение в 17:10 часов, отбор проб был проведен утром 23.06.2021. Считает, что направление уведомления посредством неустановленной электронной почты не является надлежащим уведомлением лица, привлекаемого к ответственности о назначении экспертизы. Таким образом, порядок отбора проб нарушен, поскольку проведен без участия представителя Общества и в отсутствие сведений о надлежащем извещении Общества. Относительно участия П. в отборе проб поясняет, что доверенность ООО «ТЭО» № 136/2020 на имя П.., не наделяет его правом быть представителем лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Обеспечить участие надлежащих представителей Общество не имело возможности, поскольку исполнительный орган ООО «ТЭО» находится в г. Тюмени, а полигон в г. Тобольске. Полагает, что общество было лишено возможности надлежащим образом подготовиться к проведению экспертизы и заявить отвод эксперту, экспертной организации, а также поставить дополнительные вопросы. В определении о назначении экспертизы эксперту не разъяснены его права, а также эксперт не предупрежден об ответственности; не указана кандидатура эксперта; экспертной организации указано на сбор конкретного доказательства. Обращает внимание, что в протоколе об административном правонарушении указано, что с полигона отобрано вещество, предположительно фильтрат с полигона, в то время как в решении судьи районного суда делается вывод о том, что отобранное вещество является фильтратом с полигона. Сами стоки с водоотводных канав не отбирались, экспертиза по ним не проводилась, соответственно сделать вывод об отнесении отобранного вещества к фильтрату невозможно. При этом, в материалах дела отсутствует доказательство того, что с полигона осуществлялся сброс стоков на прилегающую территорию.
ООО «ТЭО», в лице защитника Петутина А.Ю. 23.12.2021 представлены также дополнения к жалобе в вышестоящий суд, в которых Общество настаивает на отсутствии в процессе эксплуатации полигона ООО «ТЭО» такого вида отхода как фильтрат, в подтверждение чего представлена отчетность по форме 2-ТП за 2019 и 2020 годы, а также выписка из банка данных отходов, утвержденного приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792. Полагает, что сведения из банка отходов не содержат определенности, наличие выявленных веществ в почве не указывает на образование фильтрата. Считает, что наличие превышения вредных веществ связано с нарушениями, допущенными при отборе проб, поскольку отбор проб осуществлялся в соответствии с ГОСТ 7.4.3.01-83 (СТ СЭВ 3847-82). Государственный стандарт Союза ССР. Охрана природы. Почвы. Общие требования к отбору проб, введенный в действие Постановлением Госстандарта СССР от 21.12.1983 № 6393, утративший силу с 01.01.2019. Обращает внимание, что в протоколе испытаний № 287/21-П от 06.07.2021 указаны координаты только для одной точечной пробы, хотя заявлено 5 точечных проб; отбор проб производился на площади 130 кв.м, в то время как согласно ГОСТ 17.4.3.01-2017. Межгосударственный стандарт. Охрана природы. Почвы. Общие требования к отбору проб, введенного в действие Приказом Росстандарта от 01.06.2018 № 302-ст, необходим отбор из пяти точек на площади не менее 5 000 кв.м. Дополнительно указывает, что в определении о назначении экспертизы от 21.06.202 № 16 ООО «ТЭО» не разъяснены права; экспертное заключение не удостоверено печатью экспертного учреждения. Повторяет доводы о том, что в экспертном заключении не отражено время и место производства судебной экспертизы; не указаны сведения об эксперте, отсутствует предупреждение эксперта об ответственности; отсутствуют вопросы, поставленные перед экспертом, отсутствует содержание и результаты исследований с указанием примененных методов – в результате чего экспертное заключение не может являться доказательством по делу об административном правонарушении.
Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы в вышестоящий суд, заслушав защитников ООО «ТЭО» Петунина А.Ю., Распопова Е.О. Щегельскую Е.Н., просивших об удовлетворении жалобы, заслушав старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, начальника отдела государственного экологического надзора по Тюменской области Северо-Уральского межрегионального Управление Росприроднадзора по Тюменской области И., просившую в удовлетворении жалобы отказать, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 названного Кодекса влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту также - Федеральный закон № 7-ФЗ).
Статьёй 34 Федерального закона № 7-ФЗ определено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (пункт 1). При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 названной статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель (пункт 2).
Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 51 Федерального закона № 7-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона № 7-ФЗ эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Земельным кодексом Российской Федерации также установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (подпункт 2 пункта 2 статьи 13).
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов (далее по тексту также – ФККО).
Согласно ФККО отходы: фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов умеренно опасный (код ФККО 7 39 101 11 39 3), фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов малоопасный (код ФККО 7 39 101 12 39 4)
Согласно Порядку ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792, одиннадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду: 0 - для блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп и позиций классификации отходов; 1 - I-й класс опасности; 2 - II-й класс опасности; 3 - III-й класс опасности; 4 - IV-й класс опасности; 5 - V-й класс опасности.
Порядок ведения государственного кадастра отходов утвержден приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792. Пунктом 25 названного порядка определено, что банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов (далее - Банк данных) содержит детальные сведения о видах отходов, включенных в ФККО, и их характеристиках, а также сведения о технологиях, применяемых для использования и обезвреживания отходов.
Согласно Банку данных отходов, размещенном на официальном сайте, отходы «фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов малоопасный» (код ФККО 7 39 101 12 39 4), «фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов умеренно опасный» (код ФККО 7 39101 12 39 3) образуются в результате сбора фильтрата полигонов захоронения твердых коммунальных отходов. Согласно примечанию о компонентном составе данные отходы могут содержать нефтепродукты, сульфаты, хлориды, нитраты, фосфаты; хлорфенолы, соединения железа, марганца, меди, цинка, хрома, кадмия, свинца, никеля, кобальта и других металлов.
Как следует из материалов дела и установлено судьёй районного суда, 02.06.2021 в Северо-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора поступило обращение межрегиональной общественной экологической организации «Зеленый фронт» от 30.04.2021 № 72/32/1. В названном обращении содержится указание на то, что 27.04.2021 активистами межрегиональной общественной экологической организации «Зеленый фронт» в рамках общественного экологического мониторинга была произведена видеосъемка полигона твердых коммунальных отходов (далее по тексту также – ТКО), расположенного по адресу: Тюменская область, г. Тобольск, район ЗКСМ, площадка 1, на которой зафиксировано, что в границах полигона имеются обводненные участки, с которых сточные воды поступают на прилегающие участки, находящиеся за пределами полигона ТКО. В результате чего на прилегающих к полигону с западной, северо-западной, северной стороны территориях происходит подтопление земель и зеленых насаждений стоками (предположительно фильтратом с тела полигона), что несет в себе угрозу причинения вреда окружающей среде. В подтверждение доводов обращения представлены ссылка на видеоматериалы, размещённые в сети Интернет по адресу: https://youtu.be/oy9Ef9GYKFw.
Из видеоматериалов, приложенных к обращению, усматривается, что в границах полигона ТКО имеются обводненные участки (географические координаты 58.197639 с.ш., 68.405169 в.д.; 58.201310 с.ш., 68.407463 в.д.), с которых сточные воды попадают на прилегающие участки, находящиеся за пределами полигона ТКО При этом между данными обводнёнными участками (накопителями), вопреки утверждениям жалобы в вышестоящий суд, имеются существенные промежутки.
По имеющейся в Управлении информации, организацией, эксплуатирующей полигон ТКО по адресу: Тюменская область, г. Тобольск, район ЗКСМ, площадка 1, является ООО «ТЭО».
Определением государственного инспектора Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 10.06.2021 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ в отношении ООО «ТЭО». Данным определением также предусмотрена необходимость проведения экспертизы компонентов окружающей среды на прилегающей территории к полигону ТКО, расположенного по адресу: Тюменская область, г. Тобольск, район ЗКСМ, площадка 1. Названное определение было направлено вместе с сопроводительным письмом по электронному адресу ООО «ТЭО», что усматривается из сопроводительного письма от 10.06.2021.
Определением государственного инспектора Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора № 16 О от 21.06.2021 назначено проведение экспертизы почвы на земельном участке, примыкающем по периметру к полигону твердых бытовых отходов, расположенному по адресу: Тюменская область, г. Тобольск, район ЗКСМ, площадка 1, на предмет загрязнения: азотом амонийным, нитритами, карбонатами, калиьцием, хлоридами, железом, сульфатами, литием, pH солевыми, магнием, кадмием, хромом, свинцом, ртутью, мышьяком, медью, барием, определение содержания сухого остатка, острой токсичности; а также экспертизу почвы сопредельной территории, не испытывающей негативного воздействия (фоновая точка). Предусмотрено проведение экспертизы вещества, предположительно фильтрата полигонов захоронения ТКО, по периметру полигона твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: Тюменская область, г. Тобольск, район ЗКСМ, площадка 1, на содержание загрязняющих веществ: аммиака, нитритов, нитратов, гидрокарбонатов, кальция, хлоридов, железа сульфатов, лития, ХПК, БПКп, магния, кадмия, хрома, свинца, ртути, мышьяка, меди, бария, определить острую токсичность указанного вещества.
Проведение экспертизы поручено ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Тюменской области, имеющему соответствующий аттестат аккредитации. При этом, вопреки доводов жалоб, вышеуказанным определением № 16 О от 21.06.2021 экспертам данного учреждения разъяснены их права и обязанности, предусмотренные ст. 25.9 КоАП РФ, они предупреждены об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, а ООО «ТЭО» разъяснены права, предусмотренные статьями 25.1, 26.4 КоАП РФ.
Определением Управления Росприроднадзора от 22.06.2021 из ООО «ТЭО» истребованы сведения, необходимые для разрешения дела об административном правонарушении.
Двадцать второго июня 2021 года Управлением Росприроднадзора в ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Тюменской области была направлена заявка на лабораторные исследования, измерения и испытания в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора на основании проведения административного расследования в отношении ООО «ТЭО». Объект контроля – вещество, предположительно, фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов.
Также 22.06.2021 в 14:44 часов Управлением Росприроднадзора на имя генерального директора ООО «ТЭО» были направлены определение от 22.06.2021 о назначении экспертизы и определение от 22.06.2021 об истребовании сведений на адрес электронной почты: mail@ecoteo.ru c адреса электронной почты: ekonadzor72@gmail.ru.
Кроме того, двадцать второго июня 2021 года Управлением Росприроднадзора в ООО «ТЭО» направлено письмо № 03-12219 о произведении отбора проб на земельном участке, прилегающем к полигону ТКО, расположенном по адресу: Тюменская область, г. Тобольск, район ЗКСМ, площадка 1, в связи с чем предлагалось обеспечить присутствие при отборе проб руководителя, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридического лица. Названное письмо было направлено ООО «ТЭО» в 17:10 часов 22.06.2021 на адрес электронной почты: mail@ecoteo.ru c адреса электронной почты: ekonadzor72@gmail.ru.
Во исполнении определения об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении ООО «ТЭО» 25.06.2021 представило информацию о том, что Правительством Тюменской области в сентябре 2014 года с ООО «ТЭО» было заключено Концессионное соглашение в отношении создания и эксплуатации системы коммунальной инфраструктуры - объектов, используемых для переработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов в Тюменской области. В рамках данного соглашения Правительством Тюменской области с целью обеспечения работы 3-х мусоросортировочных заводов ООО «ТЭО» было передано областное имущество, а именно три полигона ТКО, в том числе, полигон ТКО, расположенный по адресу: Тюменская область, г. Тобольск, район ЗКСМ, площадка 1, при этом, передача проектной документации на вышеуказанные полигоны ТКО Концессионным соглашения не предусмотрена. Таким образом, проектная документация на полигон ТКО по адресу: Тюменская область, г. Тобольск, район ЗКСМ, площадка 1 у ООО «ТЭО» отсутствует. ООО «ТЭО» внесение изменений в проектную документацию полигона ТКО по адресу: Тюменская область, г. Тобольск, район ЗКСМ, площадка 1, не осуществляло и в Управление по вопросу организации и проведения государственной экологической экспертизы не обращалось. В свою очередь Департамент недропользования и экологии Тюменской области о внесении изменений в проект ООО «ТЭО» не информировал. Сбор фильтрата с полигона ТКО осуществляется в специальные накопители по периметру полигона. Их емкость соответствует объему годовых атмосферных осадков испарительной способности почв и влажности складируемых твердых коммунальных отходов. Стенки и дно данных накопителей состоят из грунтов с низким коэффициентом фильтрации. В ходе хранения фильтрата в накопителях его жидкая часть удаляется в процессе естественного испарения, а оставшийся шлам, по мере накопления, размещается на полигоне.
Из вышеизложенного, с учётом, в частности, написания доменного имени отправителя вышеуказанных сообщений, следует, что оснований к выводу о не установленности их отправителя, не имеется. При этом, указываемые ООО «ТЭО» в жалобах обстоятельства, связанные с электронным адресом отправителя, в том числе сведений о назначении экспертного исследования, не воспрепятствовали данному обществу выполнить требования Управления о предоставлении информации, а также обеспечить присутствие представителя общества при отборе проб.
В то же время из представленного по запросу Управления Департаментом недропользования и экологии Тюменской области 09.07.2021 акта приёма-передачи иного имущества по Концессионному соглашению в отношении создания и эксплуатации системы коммунальной инфраструктуры –объектов, используемых для переработки и утилизации, обезвреживания и захоронения твёрдых бытовых отходов в Тюменской области от 19.09.2014, расположенного в г. Тобольск Тюменской области от 25.11.2014 года, следует. что наряду с передаваемым имуществом - полигоном ТКО, расположенным по адресу: Тюменская область, г. Тобольск, район ЗКСМ, площадка 1, ООО «ТЭО» была передана проектная документация на строительство Имущества и заключение государственной экологической экспертизы на проектную документацию на строительство Имущества.
Филиалом ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Тюменской области (аттестат аккредитации испытательной лаборатории (центра) РОСС RU. 0001.510215 от 04.08.2016, выдан Федеральной службой по аккредитации), 23.06.2021 был осуществлен отбор проб: почвы на земельном участке, примыкающем по периметру к полигону ТКО, расположенному по адресу: Тюменская область, г. Тобольск, район ЗКСМ, площадка 1, на предмет загрязнения азотом аммонийным, нитритами, нитратами, карбонатами, кальцием, хлоридами, железом, сульфатамилитием, pH солевым, магнием, кадмием, хромом, свинцом, ртутью, мышьяком, медью, барием, а также определение содержания сухого остатка, острой токсичности; экспертиза почвы сопредельной территории, не испытывающей негативного воздействия (фоновая точка); вещества, предположительно фильтрата полигонов захоронения твердых коммунальных отходов, находящегося по периметру полигона ТКО, расположенного по адресу: Тюменская область, г. Тобольск, район ЗКСМ, площадка 1, на содержание загрязняющих веществ: аммиака, нитритов, нитратов, гидрокарбонатов, кальция, хлоридов, железа, сульфатов, лития, ХПК, БПКп, магния, кадмия, хрома, свинца, ртути, мышьяка, меди, бария; также определение острой токсичности указанного вещества, что отражено в актах отбора проб от 23.06.2021.
В протоколе отбора проб от 23.06.2021 отражено, что взятие образцов проходило в соответствии с «ГОСТ 17.4.3.01-83». ООО «ТЭО» при взятии проб обеспечено присутствие должностного лица ООО «ТЭО»: начальника обособленного подразделения Тобольский полигон ТБО П., действующего на основании доверенности от 17.09.2020 № 136/2020. Из указанной доверенности следует, что П. уполномочен, в том числе, осуществлять руководство работой обособленного подразделения Тобольский полигон ТБО; по вопросам деятельности обособленного подразделения представлять интересы Общества в органах государственной власти, в том числе, Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что ООО «ТЭО» было уведомлено о возбуждении 10.06.2021 дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 ст. 8.2 КоАП РФ, о назначении определением от 21.06.2021 проведения экспертизы, а также обеспечило присутствие при отборе проб своего представителя, являющегося руководителем обособленного подразделения ООО «ТЭО», осуществляющего непосредственное руководство полигоном ТКО, расположенного по адресу: Тюменская область, г. Тобольск, район ЗКСМ, площадка 1, в отношении которого проводилась проверка. При этом, вопреки утверждениям жалобы, из содержания вышеуказанной доверенности № 136/2020 от 17.09.2020 не следует, что полномочия П. при представлении интересов ООО «ТЭО» по вопросам деятельности руководимого им обособленного подразделения, а также по представлению интересов Общества в органах государственной власти, в том числе, в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования. были чем-либо ограничены.
При этом, ООО «ТЭО», в том числе в лице своего представителя П., своими правами на постановку вопросов, подлежащих разрешению при проведении экспертизы, на отвод экспертному учреждению, осуществляющему проведение экспертизы, и его должностным лицам, а также правом ходатайствовать об отложении совершения процессуальных действий при проведении экспертизы не воспользовалось.
Кроме того, из материалов дела, в частности из протоколов изъятия проб и образцов от 23.06.2021, следует, что права и обязанности, предусмотренные статьями 25.1, 25,3, 25,4, 25.5, 25.6, КоАП РФ П. были разъяснены, а лицу, осуществлявшему непосредственный отбор проб, ведущему инженеру отдела отбора проб и прямых измерений Филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Тюменской области Ф. были разъяснены положения ст. 25.8 КоАП РФ и он предупреждён об административной ответственности, предусмотренной статьями 17.7, 17.9 указанного Кодекса, что подтверждается росписями указанных лиц.
При этом из материалов дела, а также из видеозаписей, зафиксировавших процедуру отбора проб и исследованных в судебном заседании Тюменского областного суда, следует, что оснований к выводу о том, что при вышеуказанном отборе проб были допущены нарушения, влекущие признание результатов экспертизы недействительными, не имеется.
Из предоставленных филиалом ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Тюменской области результатов лабораторных исследований, измерений и испытаний, а именно: заключения по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний от 07.07.2021 № 43, с сопроводительным письмом от 07.07.2021 № 4-831 (вх. № 27247 от 08.07.2020), усматривается, что по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний, проведенных в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора, установлено превышение содержания контролируемых показателей на исследуемом земельном участке, а именно: азота аммонйного, бария над фоновыми значениями в 1,1. раза; магний, кадмий, хром, pH солевого в 1,2 раза; свинец, мышьяк, медь, кальций в 1,3 раза; литий в 1,5 раза, нитраты в 2 раза, хлориды в 3,7 раз.
При этом, в пробах, отобранных на болоте на площадке № 1, прилегающей к территории полигона ТКО, определены следующие вещества: ХПК; БПК5; ионы амония; Нитрит-ион; нитрат-ион; барий; железо общее; кадмий; кальций; литий; магний; медь; мышьяк; ртуть общая; свинец; хром; гидрокарбонаты; хлорид-ион; сульфат-ион.
Нахожу, что техническая ошибка, как это, в том числе, следует их письма Филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Тюменской области № 4-1758 от 14.12.2021, в ошибочном указании ГОСТ 17.4.3.01-83 вместо надлежащего ГОСТ 17.4.3.01-17, на результаты испытаний не повлияла, поскольку отбор проб осуществлялся в соответствии с ГОСТ 17.4.3.01-17. При этом, нарушений к форме заключения № 43 от 07.07.2021, влекущих признание данного заключения недействительным, Филиалом ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Тюменской области не допущено, оно содержит ответы на вопросы, поставленные в определении № 16 О от 21.06.2021, указание на должностных лиц данного учреждения, проведших порученное исследование, а также на применённые при проведении экспертизы методы исследований и их результаты.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ООО «ТЭО» протокола об административном правонарушении № 352 О от 09.07.2021, содержащего выводы о том, что вышеуказанное содержание веществ в отобранных пробах свидетельствует о ненадлежащей эксплуатации ООО «ТЭО» полигона ТКО, расположенного по адресу: Тюменская область, г. Тобольск, район ЗКСМ, площадка 1, при которой допущено негативное воздействие на компонент природной среды - почву. При этом, прослеживается прямая зависимость влияния отхода фильтрата полигона захоронения твердых коммунальных отходов малоопасный (код ФККО 7 39 101 12 39 4) на почву, примыкающую по периметру к полигону ТБО, а также увеличенное содержание вредных веществ в почве вблизи данного места накопления по сравнению с фоновыми значениями данных веществ. Так, в пробах, отобранных в болоте на площадке № 1, прилегающей к территории полигона ТКО, определены вещества, входящие в компонентный состав отхода фильтрата полигонов захоронения твердых коммунальных отходов. Таким образом, в ходе административного расследования, проведенного в период с 10.06.2021 по 09.07.2021, установлено, что ООО «ТЭО» при эксплуатации полигона ТКО, расположенного по адресу: Тюменская область, г. Тобольск, район ЗКСМ, площадка 1, допущено несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, в результате которого почва, примыкающая к полигону ТКО, загрязнена веществами, характерными для отходов - «фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов малоопасный» (код ФККО 7 39 101 12 39 4), «фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов умеренно опасный» (код ФККО 7 39 101 12 39 3), а именно: азот аммонийный, нитраты, кальций, хлориды, литий, магний, кадмий, хром, свинец, мышьяк, медь, барий.
Оснований для признания протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством не имеется. Он составлен уполномоченным должностным лицом, в присутствии защитника Общества, при надлежащем уведомлении законного представителя ООО «ТЭО», с соблюдением требований статьи 28.2 КоАП РФ, содержит все необходимые сведения.
Нахожу, что судья районного суда на основании соответствующей требованиям ст. 26.11 КоАП РФ оценки имеющихся в материалах дела, материале об административном правонарушении, доказательств, в том числе: протокола об административном правонарушении от 09.07.2021 № 352 О; копии обращения МОО «Зеленый Фронт» от 30.04.2021 № 72-32/1 (вх. № 350/ОГ от 02.06.2021); выписки из ЕГРЮЛ в отношении ООО «ТЭО»; письма Нижне-Обского бассейнового водного управления от 24.06.2021 № 02-2294/02/21 (вх. № 25695 от 24.06.2021); протоколов взятия проб и образцов от 23.06.2021 б/н; фототаблиц к протоколам взятия проб и образцов от 23.06.2021 б/н; письма ООО «ТЭО» от 25.06.2021 № 8722 (вх. № 25881 от 25.06.2021); копии письма Управления Росприроднадзора от 02.07.2021 № 03-12876; письма филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Тюменской области от 07.07.2021 № 4-831 (о выполнении заявки с приложением; письма Департамента недропользования и экологии Тюменской области от 09.07.2021 г. № 7935/21 - пришёл к обоснованному выводу о наличии в действиях (бездействии) ООО «ТЭО» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом дополнительные доказательства, представленные и исследованные в судебном заседании Тюменского областного суда, иного вывода не влекут.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено. Оснований ставить под сомнение установленные по делу обстоятельства данного дела не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы судьи районного суда, в материалы дела не представлено.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 ст. 29.10 КоАП РФ.
Дело рассмотрено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 ст. 4.5 КоАП РФ, и с соблюдением требований статьи 29.5 КоАП РФ.
Приведенные в жалобе в вышестоящий суд, доводы не опровергают наличия в действиях (бездействии) ООО «ТЭО» объективной стороны состава вмененного ему административного правонарушения, и не ставят под сомнение законность и обоснованность вынесенного судьёй районного суда решения, поскольку не опровергают установленного в ходе рассмотрения дела того факта, что ООО «ТЭО» при эксплуатации полигона ТКО, расположенного по адресу: Тюменская область, г. Тобольск, район ЗКСМ, площадка 1, допущено несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления. При этом, доводы ООО «ТЭО» относительно того, каким именно образом осуществляется загрязнение окружающей данный полигон природной среды, а также сами по себе представленные данным обществом его отчеты по форме федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) за 2019 и 2020 годы и выписка из банка данных отходов, утвержденного приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792, об отсутствии в действиях данного общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 ст. 8.2 КоАП РФ, не свидетельствуют.
Не свидетельствуют об отсутствии в действиях ООО «ТЭО» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 ст. 8.2 КоАП РФ, доводы указанного общества о возможности загрязнения проверяемой территории вследствие деятельности иных объектов негативного воздействия на окружающую среду, поскольку из материалов дела следует, что отбор проб осуществлялся на значительном удалении от указываемых ООО «ТЭО» иных объектов, на территории, непосредственно прилегающей к полигону ТКО, эксплуатируемому ООО «ТЭО».
При таких обстоятельствах, учитывая, что обстоятельств, влекущих прекращение производства по делу, не установлено, нахожу, что существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и влекущих отмену вынесенного по делу судьёй районного суда решения, не допущено, имеющимся в деле доказательствам судьёй районного суда дана соответствующая оценка, в результате которой судья пришёл к правомерному выводу о наличии в действиях ООО «ТЭО» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 ст. 8.2 КоАП РФ, наказание лицу, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, назначено в порядке, определяемом КоАП РФ, в соответствии с установленной частью 4 ст. 8.2 указанного Кодекса санкцией, с применением положений части 3.2, 3.3. статьи 4.1 КоАП РФ, оснований к отмене, либо изменению решения судьи районного суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 10 ноября 2021 года оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «Тюменское экологическое объединение» оставить без удовлетворения.
Судья Тюменского областного суда | А.Р. Глушко |