Алтайский краевой суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Алтайский краевой суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Терентьев Ю.В. Дело № 21-578/2010
Р Е Ш Е Н И Е
22 декабря 2010 года <...>
Судья Алтайского краевого суда Котликова О.П., рассмотрев жалобу генерального директора ЗАО «Бийский деревообрабатывающий комбинат» ФИО1 на решение судьи Приобского районного суда г. Бийска Алтайского края от 23 ноября 2010 года по жалобе ФИО1 на постановление государственного инспектора РФ по охране природы на территории Алтайского края и Республики Алтай Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Алтайскому краю и Республики Алтай от 21 сентября 2010 года, которым
ФИО1,
«…» года рождения, уроженец «…», проживающий «…»
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере «…» рублей,
У С Т А Н О В И Л:
согласно вышеуказанному постановлению, а также протоколу об административном правонарушении от 10 сентября 2010 года № ВАТ-276/2, составленному государственным инспектором РФ по охране природы на территории Алтайского края и Республики Алтай, с 07.09.2010 года по 10.09.2010 года, на основании распоряжения Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республики Алтай от 31 августа 2010 года № 276, проводилась выездная плановая проверка ЗАО «Б.». В результате проверки установлено, что юридическое лицо не соблюдает требования законодательства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды в результате хозяйственной деятельности, а именно:
1. на предприятии не осуществляется ведение полного учета текущих затрат на охрану окружающей среды в соответствии с Порядком заполнения и представления формы государственного статистического наблюдения № 4-ОС «Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды и экологических платежах», «Положением о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников», в связи с чем дать оценку реальным затратам на выполнение природоохранных мероприятий и размера внесенной платы за негативное воздействие на окружающую среду оценить точно невозможно (нарушение ст. 14, ст. 69 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»);
2. ЗАО «Б.» не разрабатывает мероприятия по сокращению вредных выбросов в атмосферный воздух (нарушены требования ст. 34, ч.2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» и ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;
3. предприятие не в полном объеме проводит производственный контроль соблюдения нормативов ПДВ на стационарных источниках выбросов ЗВ в атмосферу. Также не осуществляется контроль концентраций вредных (загрязняющих) веществ, выбрасываемых в атмосферу, на границе СЗЗ предприятия, тем самым нарушены требования ч.1 ст.25, ч.1 ст.30 Федерального закона от 04.05.1999г. «Об охране атмосферного воздуха»;
4. на предприятии не организован и не ведется первичный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ и их источников по форме ПОД-1, что не обеспечивает получения объективной и достоверной информации о количестве выбрасываемых от источников загрязнения атмосферы вредных (загрязняющих) веществ. Не ведется журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха по форме ПОД-2. Нарушаются требования, предусмотренные ч.1 ст.30 Федерального закона от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п.9 «Положения о государственном учете вредных воздействии на атмосферный воздух и их источников» (утв. постановлением Правительства РФ (21.04.2000г. №373);
5. по результатам инвентаризации, на предприятии зарегистрировано 5 источников выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу. Из них: 1 источник неорганизованный, 4 организованных. В ходе проведения плановой проверки 07 сентября 2010 года на территории производственных помещений ЗАО «Бийский деревообрабатывающий комбинат» был выявлен неучтенный в инвентаризации источник загрязнения атмосферного воздуха - печь для отопления административного здания предприятия, работающая на твердом топливе, расположенная в пристрое к административному зданию предприятия с северной стороны. Нарушены требования ст.22, ст.30 Федерального закона от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об оxpaне атмосферного воздуха».
Постановлением государственного инспектора РФ по охране природы на территории Алтайского края и Республики Алтай от 21 сентября 2010 года № ВАТ-276/2 генеральный директор ЗАО «Б.» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ.
Решением судьи Приобского районного суда г. Бийска Алтайского края от 23 ноября 2010 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба ФИО1 - без удовлетворения.
В жалобе генеральный директор ЗАО «Б.» ФИО1 просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, ссылаясь на то, что на предприятии ответственным за соблюдение законодательства РФ в сфере охраны окружающей среды является заместитель директора К.; контроль за соблюдением требований природоохранных органов возложен на главного инженера, что подтверждается должностной инструкцией; требования о ведении первичного учета по форме ПОД-1, ПОД-2 не образуют объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, нахожу решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Оставляя без изменения постановление должностного лица, судья районного суда исходил из того, что директор ЗАО «Б.» ФИО1 является должностным лицом и субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.
Указанный вывод судьи является ошибочным по следующим основаниям.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно ст. 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Как усматривается из постановления должностного лица государственного инспектора РФ по охране природы на территории Алтайского края и Республики Алтай Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Алтайскому краю и Республики Алтай от 21 сентября 2010 года в вину генеральному директору ЗАО «Б.» ФИО1 вменено нарушение ст. 8.1 КоАП РФ, выразившееся в несоблюдении требований законодательства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды в результате хозяйственной деятельности.
Между тем, согласно п.3 должностной инструкции главного инженера ЗАО «Бийский ДОК» М., утвержденной 15 января 2005 года, главный инженер в соответствии с утвержденными бизнес-планами предприятия на долгосрочную и среднесрочную перспективу руководит разработкой мероприятий по реконструкции и модернизации предприятия, предотвращению вредного воздействия производства на окружающую среду, бережному использованию природных ресурсов, созданию безопасных условий труда и повышению технической культуры производства.
Пунктом 7 должностной инструкции предусмотрено, что главный инженер осуществляет контроль за соблюдением проектной, конструкторской и технологической дисциплины, правил и норм по охране труда, технике безопасности, требований природоохранных, санитарных органов, а также органов, осуществляющих технический надзор (л.д. 19-22).
Из пояснений генерального директора ЗАО «Б.» ФИО1, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении от 10 сентября 2010 года № ВАТ-276/2, также следует, что ответственным за экологические требования на предприятии является главный инженер М.
С учетом изложенного, при наличии должностного лица, ответственного за предотвращение вредного воздействия производства на окружающую среду и за соблюдение требований природоохранных органов, директор ЗАО «Б.» ФИО1 не может быть привлечен к административной ответственности за несоблюдение экологических требований на предприятии.
При указанных обстоятельствах постановление должностного лица и решение судьи подлежат отмене, а производство по делу - прекращению в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. 30.7. ст. 30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л :
решение судьи Приобского районного суда г. Бийска Алтайского края от 23 ноября 2010 года и постановление государственного инспектора РФ по охране природы на территории Алтайского края и Республики Алтай Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Алтайскому краю и Республики Алтай от 21 сентября 2010 года отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, в отношении генерального директора ЗАО «Б.» ФИО1 прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава правонарушения.
Судья О.П. Котликова