ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-578/18 от 26.11.2018 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело № 21-578/2018

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Тюмень

26 ноября 2018 года

Судья Тюменского областного суда Глушко А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Новатэк НТЦ» в лице законного представителя общества Кудрина А.А. на решение судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 10 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Новатэк НТЦ»,

установил:

Постановлением главного государственного инспектора Ленинского и Восточного АО г. Тюмени по пожарному надзору - начальника ОНД и ПР № 11 УНД и ПР ГУ МЧС России по Тюменской области № 52 от 12 апреля 2018 года юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью «Новатэк НТЦ» (далее по тексту также – ООО «Новатэк НТЦ») привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также – КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 10 октября 2018 года постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставлено без изменения, жалоба ООО «Новатэк НТЦ» оставлена без удовлетворения.

С данным решением не согласно ООО «Новатэк НТЦ», которое в жалобе, поданной в вышестоящий суд законным представителем общества Кудриным А.А., просит постановление должностного лица по делу об административном правонарушении от 12 апреля 2018 года и решение судьи районного суда от 10 октября 2018 года отменить и прекратить производство по делу, указывая, что заключение эксперта № 118-АД-66-18 не может являться доказательством по настоящему делу, поскольку содержит явные противоречия, а именно: согласно п. 7.2.3 ГОСТ 30244-94 «Материалы строительные. Методы испытаний на горючесть», образцы должны изготавливаться с основой и креплением, указанными в технической документации, при этом алюмокомпозитные панели, используемые ООО «Новатэк НТЦ», используются и крепятся на фасад в кассете, в то время как испытание изъятых панелей проводилось не в кассете; при испытаниях огневому воздействию подвергалась незащищенная (обработанная) поверхность торцевой части образцов, в то время как в силу п. 7.2.2. ГОСТ 30244-94, при изготовлении образцов экспонируемая поверхность не должна подвергаться обработке. Утверждает, что монтаж фасадов наружных стен здания осуществлялся кассетами из алюминиевых композитных панелей «Алюком», которые соответствуют группе горючести Г-1. Считает, что заключение эксперта № 258 от 14.09.2018 года также не может являться доказательством по настоящему делу, поскольку испытание было проведено не в полном объеме; эксперт неправильно подготовил образцы для испытаний; размеры изготовленных образцов не соответствуют ГОСТ 30244-94. Согласно результатов испытаний, проведенных по инициативе ООО «Новатэк НТЦ» ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Омской области, изложенных в протоколе № 10-9-2018 от 28.04.2018 года, группа горючести материалов определена как Г-1. Отмечает, что судья районного суда необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства ООО «Новатэк НТЦ» о вызове в судебное заседание эксперта для дачи объяснений. Указывает, что проектная документация на объект капитального строительства «Административное здание ООО «Новатэк НТЦ» в г. Тюмени ул. 50 лет ВЛКСМ, 53», прошедшая экспертизу и получившая положительное заключение, предусматривает использование для фасадов наружных стен здания кассет их алюминиевых композитных панелей группы горючести Г-1. Отмечет, что для целей надлежащего выполнения проектных и строительных работ и ввода здания в эксплуатацию ООО «Новатэк НТЦ» привлекло специализированную организацию, осуществляющую функции заказчика-застройщика. В договоре строительного подряда было оговорено условие о том, что материалы для выполнения работ поставляет генподрядчик, все поставляемые материалы должны соответствовать технической документации. Отмечает, что ООО «Новатэк НТЦ» было получено положительное заключение № 21л от 27.02.2014 г. о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, а также получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 06.06.2014 года. Утверждает, что ООО «Новатэк НТЦ» не знало и не могло знать о возможном несоответствии строительных материалов требованиям законодательства. Отмечает, что взятие образцов для экспертизы не было оформлено протоколом. Образцы материалов для испытаний изготовлены не в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы в вышестоящий суд, заслушав защитника ООО «Новатэк НТЦ» Мулинцева А.А., просившего об удовлетворении жалобы представляемого лица, заслушав представителей Главного управление МЧС России по Тюменской области Костючика В.А., Отдела надзорной деятельности и профилактической работы № 11 Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Тюменской области Валиуллина Р.Р., просивших в удовлетворении жалобы ООО «Новатэк НТЦ» отказать, заслушав представителя Прокуратуры Тюменской области Прохоренко Я.Ю., полагавшей возможным решение судьи районного суда оставить без изменения, нахожу постановление должностного лица по делу об административном правонарушении от 12 апреля 2018 года и решение судьи районного суда от 10 октября 2018 года подлежащими отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Прокуратурой Ленинского административного округа города Тюмени по поручению Прокуратуры Тюменской области от 10.01.2018 г. № 7-35-2017, в соответствии с решением о проведении проверки от 24.01.2018 г. № 35, совместно с сотрудниками ОНД № 11 УНД ГУ МЧС России по Тюменской области проведена проверка в отношении ООО «Новатэк НТЦ» в части исполнения законодательства о противопожарной деятельности, в ходе которой установлен факт горючести облицовки навесной фасадной системы эксплуатируемого ООО «Новатэк НТЦ» объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. 50 лет ВЛКСМ, 53, что противоречит п. 11 ст. 87 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в связи с чем, постановлением заместителя прокурора Ленинского АО г. Тюмени от 16.02.2018 г. в отношении ООО «Новатэк НТЦ» было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Согласно заключению эксперта ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Тюменской области № 118-АД-66-18 от 07.03.2018 года, проведенному на основании определения заместителя прокурора Ленинского АО г. Тюмени от 19.02.2018 года о назначении пожарно-технической экспертизы с целью определения факта и категории горючести представленных образцов композитного материал, изъятых согласно акта осмотра (изъятия) образцов № 9 от 19.02.2018 года, представленные образцы являются горючими и относятся к группе горючести Г-4, при проведении испытаний было зафиксировано падение горячих капель расплава связующего материала.

В соответствии с протоколом № 10-9-2018 от 28.04.2018 г. об исследовательских испытаниях на пожарную прочность, выполненному ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Омской области на основании заявки ООО «Новатэк НТЦ», для испытании представлены алюминиевые композитные панели «Алюком», сформированные в кассеты, которые представляют собой прямоугольные изделия, фактической толщины, с фрезерованными пазами и загнутыми по линиям сгиба краями по всему периметру (поддон), с высотой бортов (35+/-1)мм, стыки краёв кассет скреплены усилителями угловыми при помощи заклепок. Представленные образцы отнесены по результатам исследований к группе горючести – Г 1.

Согласно заключению эксперта ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Свердловской области № 258 от 17.08.2018 года, проведенному на основании определения судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 21 мая 2018 года о назначении повторной пожарно-технической экспертизы с целью определения факта и категории горючести представленных образцов композитного материала, представленные алюминиевые композитные панели серого цвета с серым полимерным слоем относятся к группе горючести Г-4.

В силу п. 11 ст. 87 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в зданиях и сооружениях I - III степеней огнестойкости, кроме малоэтажных жилых домов (до трех этажей включительно), отвечающих требованиям законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, не допускается выполнять отделку внешних поверхностей наружных стен из материалов групп горючести Г2 - Г4, а фасадные системы не должны распространять горение.

В силу положений ГОСТ 30244-94. «Материалы строительные. Методы испытаний на горючесть», горючие строительные материалы в зависимости от значений параметров горючести, определяемых по методу II, подразделяют на четыре группы горючести: Г1, Г2, Г3, Г4 в соответствии с таблицей 1. Материалы следует относить к определенной группе горючести при условии соответствия всех значений параметров, установленных таблицей 1 для этой группы (п 5.3). Для каждого испытания изготавливают 12 образцов длиной 1000 мм, шириной 190 мм. Толщина образцов должна соответствовать толщине материала, применяемого в реальных условиях. Если толщина материала составляет более 70 мм, толщина образцов должна быть 70 мм (п. 7.2.1). При изготовлении образцов экспонируемая поверхность не должна подвергаться обработке (п. 7.2.2). Образцы для стандартного испытания материалов, применяемых только в качестве отделочных и облицовочных, а также для испытания лакокрасочных покрытий, изготавливают в сочетании с негорючей основой. Способ крепления должен обеспечивать плотный контакт поверхностей материала и основы. В качестве основы следует использовать асбестоцементные листы толщиной 10 или 12 мм по ГОСТ 18124. В тех случаях, когда в конкретной технической документации не обеспечиваются условия для стандартного испытания, образцы должны изготавливаться с основой и креплением, указанными в технической документации (п. 7.2.3). Экспонируемая поверхность - поверхность образца, подвергающаяся воздействию тепла и (или) открытого пламени при испытании на горючесть (абзац 3 п. 3).

Как следует из материалов дела между ООО «Новатэк НТЦ» (инвестор) и ООО «Регион» (исполнитель) 10.04.2012 года заключён договор № 1/12, в соответствии с которым исполнитель обязался выполнить функции заказчика-застройщика при реализации инвестиционного проекта по организации проектирования и выполнении строительных работ, технического надзора на объекте незавершённого строительства, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. 50 лет ВЛКСМ, д 53.

Пятнадцатого февраля 2013 г. между ООО «Новатэк НТЦ» (Заказчик) и ЗАО «Соцпромстрой» (Генеральный подрядчик) заключен договор строительного подряда № 2013-12-НТЦ, согласно которому, генподрядчик обязуется выполнить комплекс строительно-монтажных, специальных, пусконаладочных, отделочных и иных работ на 6-ти этажном административном здании по адресу: г. Тюмень, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 53. Работы по реконструкции фасада включают в себя обязанности генерального подрядчика по приобретению и использованию материалов, соответствующих, в частности, противопожарным требованиям, подтверждаемому сертификатами, техническими паспортами и иными документами, удостоверяющими их качество.

Согласно договора подряда № 10 от 08.07.2013 г., заключенного между ЗАО «Соцпромстрой» (Заказчик) и ООО «Запсибкомплектсервис» (Подрядчик), подрядчик обязуется выполнить реконструкцию фасада административного здания ООО «Новатэк НТЦ» по адресу: г. Тюмень, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 53. Согласно спецификации к указанному договору, предусмотрено приобретение и установка на фасад алюминиевых композитных панелей «Алюком».

На проектную документацию, предусматривающую использование для фасадов наружных стен здания кассет из алюминиевых композитных материалов группы горючести Г 1, было получено положительное заключение негосударственной экспертизы № 2-1-1-0118-13 от 15.07.2013 года, выданное ООО «Геопроект».

Согласно сертификата соответствия № С-RU.ПБ21.В.00394 от 16.05.2013 г., алюминиевые композитные панели «Алюком» соответствуют группе горючести – Г1.

Пригодность алюмокомпозитного материала «Алюком» для применения в строительстве на территории Российской Федерации при условии обеспечения класса пожарной безопасности здания (сооружения) по ФЗ № 123-ФЗ и СНиП 21-01-97, подтверждается также Техническим свидетельством № 3634-12 от 04.05.2012 г., действительного до 04.05.2017 г., выданным на основании заключения Федерального автономного учреждения «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве» от 28.04.2012 г.

Также в материалы дела представлено заключение № 21п от 28.02.2014 г. о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, утвержденное приказом Главного управления строительства Тюменской области от 28.02.2014 г. № 172-од и разращение на ввод объекта - административного здания по адресу: г. Тюмень, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 53, в эксплуатацию № RU72304000-73-рв от 06.06.2014 года.

В силу части 2 ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, эксплуатация построенного, реконструированного здания, сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи), а также акта, разрешающего эксплуатацию здания, сооружения, в случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

В силу требований части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Нахожу, что вина ООО «Новатэк НТЦ» как определяемое статьей 2.2. КоАП РФ условие привлечения к административной ответственности, совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств не подтверждена, поскольку из указанных выше доказательств не следует, что данным обществом не выполнены определяемые действующим законодательством Российской Федерации обязанности по обеспечению противопожарной безопасности принадлежащего ему здания, в то время, как указания представителей МЧС РФ и Прокуратуры Тюменской области в судебном заседании вышестоящего суда об обязанности ООО «Новатэк НТЦ», как собственника здания, по дополнительной проверке горючести элементов фасадной системы, а также о презумпции вины данного общества, как собственника объекта недвижимости, при установлении нарушения требований пожарной безопасности, на нормах действующего законодательства и материалах дела не основаны.

При таких обстоятельствах нахожу, что оспариваемые правоприменительные акты в отношении ООО «Новатэк НТЦ» подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении данного общества подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Постановление главного государственного инспектора Ленинского и Восточного АО г. Тюмени по пожарному надзору - начальника ОНД и ПР № 11 УНД и ПР ГУ МЧС России по Тюменской области от 12 апреля 2018 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 10 октября 2018 года в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Новатэк НТЦ» отменить.

Производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях ООО «Новатэк НТЦ» состава административного правонарушения.

Судья Тюменского областного суда

А.Р. Глушко