ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-578/19 от 21.08.2019 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Берникова Е.Г. дело № 21-578/2019

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Коми Машкина И.М.,

при секретаре Нечаевой Л.И., рассмотрев 21 августа 2019 года в судебном заседании в г. Сыктывкаре жалобу ФКУ ОИУ ОУХД УФСИН России по Республике Коми на решение судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 17 июня 2019 года, которым постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми от 18 марта 2019 года <Номер обезличен> по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФКУ ОИУ ОУХД УФСИН России по Республике Коми изменено, производство по делу в связи с отсутствием состава правонарушения в части невыполнения лесовосстановительных мероприятий по содействию естественному лесовосстановлению путем сохранения подроста в квартале <Адрес обезличен>; рубки ухода (прочистки) на площади 5 га с вырубаемым объемам 46 куб. м; расчистки квартальных просек - 1,2 км; установки (замены) квартальных столбов - 2 шт. прекращено; в остальной части постановление оставлено без изменения,

установил:

Постановлением начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми от 18 марта 2019 года <Номер обезличен> за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ФКУ ОИУ ОУХД УФСИН России по Республике Коми назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением ФКУ ОИУ ОУХД УФСИН России по Республике Коми, обратилось в Ухтинский городской суд с жалобой, по итогам рассмотрения которой вынесено обжалуемое решение.

В жалобе, адресованной в Верховный Суд Республики Коми, заявитель не согласен с принятыми актами, полагает что в действиях ФКУ ОИУ ОУХД УФСИН России по Республике Коми отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, поскольку приведенные в постановление мероприятия выполняются после направления соответствующего соглашения о производстве работ по охране, защите и воспроизводству лесов, которое поступило в учреждение только в апреле 2019 года.

В судебном заседании в Верховном Суде Республики Коми защитник юридического лица Клубет А.М. поддержал доводы жалобы.

Заслушав объяснения защитника, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу следующему выводу.

Согласно материалам дела основанием для привлечения ФКУ ОИУ ОУХД УФСИН России по Республике Коми к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили следующие обстоятельства: учреждение, используя лесной участок по договору постоянного (бессрочного) пользования <Номер обезличен> от 01 ноября 2017 года в срок 31 декабря 2018 года не выполнило следующие мероприятия, предусмотренные проектом освоения лесов: лесовосстановительные мероприятия по содействию естественному лесовосстановлению путем сохранения подроста в квартале <Адрес обезличен>; рубки ухода (прочистки) на площади 5 га с вырубаемым объемом 46 куб. м; устройство противопожарных минерализованных полос - 0,1 км; уход за противопожарными минерализованными полосами - 0,3 км; установка и размещение стендов, других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах (аншлаг) - 5 шт.; благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах - 3 шт.; строительство лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров - 0,1 км; ремонт дорог противопожарного назначения - 0,3 км; расчистка квартальных просек - 1,2 км; установка (замена) квартальных столбов - 2 шт.

При рассмотрении жалобы на постановление должностного лица административного органа, судьей городского суда сделан вывод о том, что за исключением невыполненных работ, которые не относятся к мероприятиям по противопожарному обустройству лесов (лесовосстановительные мероприятия по содействию естественному лесовосстановлению путем сохранения подроста в квартале <Номер обезличен>; рубки ухода (прочистки) на площади 5 га с вырубаемым объемам 46 куб. м.; расчистка квартальных просек - 1,2 км; установка (замена) квартальных столбов - 2 шт.), вина ФКУ ОИУ ОУХД УФСИН России по Республике Коми в использовании леса с нарушением условий договора безвозмездного пользования лесным участком нашла свое подтверждение в материалах дела.

Виды решений, которые выносятся по результатам рассмотрения жалобы на постановление (решение) по делу об административном правонарушении, перечислены в части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исходя из положений данной нормы, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:

1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление; 4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

Вместе с тем, установив, что ряд нарушений необоснованно вменены юридическому лицу, судьей городского суда вынесено решение об изменении постановления должностного лица административного органа в части с прекращением производства по делу в части, что не соответствует приведенным положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, судьей Ухтинского городского суда Республики Коми вынесено решение, не предусмотренное статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Также при разрешении жалобы на постановление должностного лица административного органа судьей не учтено, что Федеральным законом от 17 июня 2019 года № 141-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" часть 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признана утратившей силу.

Федеральный закон от 17.06.2019 № 141-ФЗ опубликован 17 июня 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и вступил в силу со дня его официального опубликования.

Частью 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации установлено, что если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.

В силу части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.

В соответствии с пунктом 3 частью 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Поскольку часть 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях утратила силу 17 июня 2019 года, постановление о назначении административного наказания подлежало отмене, а производство по делу прекращению при рассмотрении дела судьей городского суда.

Учитывая изложенное, прихожу к выводу о том, что оспариваемые решение и постановление по делу об административном правонарушении подлежат отмене, а производство прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Отменить постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми от 18 марта 2019 года <Номер обезличен> и решение судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 17 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФКУ ОИУ ОУХД УФСИН России по Республике Коми.

Производство по делу прекратить на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья подпись И.М. Машкина

<Адрес обезличен>