ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-57/2016 от 22.04.2016 Ивановского областного суда (Ивановская область)

Дело 21-57/2016

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново 22 апреля 2016 года

Судья Ивановского областного суда Матвеев Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу <…> УФССП России по Ивановской области Г. на решение судьи Фрунзенского районного суда г.Иваново от 21 января 2016 года,

у с т а н о в и л:

Постановлением врио начальника Управления МВД России по г. Иваново ФИО1 от 12 ноября 2015 года УФССП России по Ивановской области было подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300000 рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.8 КоАП РФ.

УФССП было признано виновным в нарушении правил хранения и учета оружия и патронов к нему, предусмотренных Инструкцией по организации снабжения, хранения, учета и обеспечения сохранности вооружения, боеприпасов и специальных средств в Федеральной службе судебных приставов, утв.приказом ФССП России от 3 мая 2006 года № 56 (далее – Инструкция), Правил оборота боевого ручного, стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 октября 1997 года № 1314 (далее – Правила оборота оружия), Правил противопожарного режима РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 (далее – Правила противопожарного режима).

Решением судьи Фрунзенского районного суда г.Иваново от 21 января 2016 года вышеуказанное постановление было оставлено без изменения, жалоба руководителя УФССП ФИО2 – без удовлетворения.

В своей жалобе на указанное решение, поданной в Ивановский областной суд, <…> УФССП Г., считает его вынесенным без учета требований закона и подлежащим отмене по следующим основаниям.

Основанием для привлечения УФССП к административной ответственности послужило нарушение требований Инструкции, которая не является нормативным правовым актом, не зарегистрирована Минюстом РФ, в связи с чем ссылки на ее нарушение не могут являться основанием для привлечения к административной ответственности. Поскольку при вынесении постановления должностным лицом и решения судьей принимались во внимание только требования Инструкции, ссылки на иные нормативные акты не приведены, данное постановление должно быть отменено.

Участвующему в судебном заседании защитнику лица, привлекаемого к административной ответственности Т.., разъяснены процессуальные права, предусмотренные ст.25.5 КоАП РФ. Отводов заявлено не было. Ходатайство прокуроров Гурьевой Е.А. и ФИО3 о направлении запросов в Министерство юстиции РФ и ФССП РФ о порядке принятия Инструкции было удовлетворено. К материалам дела приобщены ответы из ФССП России и Минюста РФ.

В судебном заседании защитник Т. заявленную жалобу поддержал в полном объеме.

Прокуроры Гурьева Е.А. и ФИО3 возражали против удовлетворения жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.

Выслушав участников процесса, проверив материалы дела в полном объёме, оценив изложенные в жалобе доводы, нахожу жалобу подлежащей частичному удовлетворению.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Частью 1 ст. 20.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

С учетом бланкетного характера указанной нормы в соответствии с требованиями ч.1 ст.29.10 КоАП РФ для привлечения лица к административной ответственности в ходе производства по делу необходимо установить допущенные им нарушения правил с указанием конкретных норм, устанавливающих данные требования вступившими в законную силу нормативно-правовыми актами.

В силу требований п.18 Правил оборота оружия требования к хранению оружия в зависимости от его предназначения определяются соответствующими нормативными правовыми актами государственных военизированных организаций.

Согласно п.8 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» государственной регистрации в Минюсте РФ подлежат нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер.

В соответствии с требованиями п.11 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 года № 1009 Минюст России осуществляет правовую экспертизу нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти и принимает решение о необходимости их государственной регистрации после предоставления в Минюст РФ в порядке, предусмотренном п.12 данных Правил.

Вместе с тем, как следует из ответа Минюста РФ от 13 апреля 2016 года № 01-41443/16 Приказ ФССП от 03 мая 2005 года № 56 об утверждении Инструкции на государственную регистрацию в установленном порядке не представлялся.

Таким образом, на момент выявления правонарушения данная Инструкция не была принята в установленном законом порядке и не может являться основанием для привлечения лица к административной ответственности. Указания на нарушение требований Инструкции подлежат исключению и постановления должностного лица и решения судьи.

Выводы должностного лица о нарушении УФССП требований п.18 Правил оборота оружия и п.п. 20 Правил противопожарного режима, выразившихся в отсутствии обозначения категории по взрывопожарной и пожарной опасности на двери помещения складского назначения, а также п.478 Правил противопожарного режима в части необеспечения перезарядки огнетушителей, расположенных на складе вооружения, основаны на совокупности исследованных доказательств и сторонами по делу не оспариваются.

Несмотря на уменьшение объема вменяемых в вину юридическому лицу нарушений данное правонарушение нельзя признать малозначительным.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Однако выявленное правонарушение в сфере оборота оружия не может быть отнесено к малозначительным, поскольку оно связано с обеспечением надлежащего хранения оружия и патронов к нему, может угрожать пожарной безопасности комнаты для хранения оружия, создает существенный риск причинения вреда жизни и здоровью сотрудников УФССП и материального ущерба.

Проверяя дело в полном объеме, считаю, что назначенное УФССП наказание не отвечает целям, указанным в ч.1 ст.3.1 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья рассматривающий дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При этом размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи.

Минимальный размер административного наказания в виде штрафа для юридических лиц в санкции ч.1 ст.20.8 КоАП РФ составляет 300000 рублей.

Принимая решение о возможности назначения УФССП наказания с применением положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, суд второй инстанции принимает во внимание наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, в том числе своевременное устранение выявленных нарушений, существенное уменьшение объема вмененных в вину юридического лица нарушений, отнесение УФССП к бюджетным учреждениям.

Исходя из принципа соразмерности, справедливости и индивидуализации административного наказания, считаю необходимым постановление судьи в части назначения наказания изменить и с учетом требований ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ назначить УФССП административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей.

На основании изложенного и, руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление врио начальника Управления МВД России по г. Иваново от 12 ноября 2015 года в отношении УФССП России по Ивановской области и решение судьи Фрунзенского районного суда г.Иваново области от 21 января 2016 года изменить.

Исключить из постановления должностного лица и решения судьи указание на нарушение требований Инструкции по организации снабжения, хранения, учета и обеспечения сохранности вооружения, боеприпасов и специальных средств в Федеральной службе судебных приставов, утв.приказом ФССП России от 3 мая 2006 года № 56.

Назначить УФССП России по Ивановской области административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

В остальной части указанное постановление и решение оставить без изменения.

Судья Ивановского

областного суда: Матвеев Н.А.

Согласовано: ____________ Матвеев Н.А.

«___» ____________ 2016 г.

Размещено на сайте: ____________ ФИО4

«___» ____________ 2016 г.