ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-57/2018 от 20.03.2018 Брянского областного суда (Брянская область)

судья Сафронова Н.И. дело 21-57/2018

Р Е Ш Е Н И Е

<...> 20 марта 2018 года

Судья Брянского областного суда Богородская Н.А, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление начальника ИФНС России по гор.Брянску от 10 октября 2017 года № 74 и решение судьи Бежицкого районного суда гор.Брянска от 26 января 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО «Букмекер Паб» ФИО1,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением начальника ИФНС России по гор.Брянску от 10 октября 2017 года № 74 должностное лицо - директор ООО «Букмекер Паб» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. Административным органом в адрес директора ООО «Букмекер Паб» ФИО1 вынесено представление от 10 октября 2017 года № 74 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Решением судьи Бежицкого районного суда гор.Брянска от 26 января 2018 года постановление от 10 октября 2017 года о привлечении к административной ответственности директора ООО «Букмекер Паб» ФИО1 и представление от 10 октября 2017 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, оставлены без изменения.

ФИО1 обратился в Брянский областной суд с жалобой, в которой просит отменить постановление и представление административного органа и решение судьи районного суда, ссылаясь на их незаконность. Полагает, что протокол об административном правонарушении от 12 сентября 2017 года по части 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составлен неуполномоченным на то должностным лицом, формулировка представления от 10 октября 2017 года не отвечает принципам конкретности, определенности и исполнимости представлений контролирующего органа.

ФИО1 о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется соответствующее уведомление, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известил, ходатайств об отложении дела не заявлял.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие ФИО1

В судебном заседании защитник Воробьев Д.В., действующий в интересах ФИО1, доводы жалобы поддержал в полном объеме, пояснив, что событие и состав административного правонарушения, вмененного ФИО1, в данном случае им не оспариваются, однако протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным должностным лицом территориального налогового органа.

Главный специалист-эксперт правового отдела ИФНС России по гор.Брянску ФИО2 против удовлетворения жалобы возражал, полагает, что оснований для отмены оспариваемых актов не имеется, считает вынесенные в отношении ФИО1 постановление о привлечении к административной ответственности, предписание об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, и решение судьи районного суда законными и обоснованными.

Выслушав объяснения защитника Воробьева Д.В. и главного специалиста-эксперта правового отдела ИФНС России по гор.Брянску ФИО2, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

На основании статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители организаций несут административную ответственность как должностные лица.

В соответствии с частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Правовой механизм противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма установлен Федеральным законом от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ).

В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом.

В силу пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 07 августа 2001 года №115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Согласно статье 3 Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля; осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

Порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня таких организаций и лиц устанавливается Правительством Российской Федерации. При этом сведения об организациях и лицах, включенных в указанный перечень, подлежат размещению в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа и опубликованию в официальных периодических изданиях, определенных Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 августа 2015 года № 804 утверждены Правила определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, согласно которым: информация о включении в перечень или об исключении из перечня организаций и (или) физических лиц, а также о внесении корректировок в содержащиеся в перечне сведения об организациях и (или) о физических лицах вместе с актуальной информацией об организациях и о физических лицах, включенных в перечень, в течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения, предусмотренного абзацем первым пункта 15 и пунктами 16 и 17 настоящих Правил, размещается на официальном сайте (пункт 20); доведение информации, предусмотренной пунктом 20 настоящих Правил, до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей осуществляется путем обеспечения доступа этих организаций и индивидуальных предпринимателей к такой информации через их личные кабинеты на официальном сайте (пункт 21).

В силу требований пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны: до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2, 1.4, 1.4-1 и 1.4-2 настоящей статьи (подп.1); применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, за исключением случаев, установленных пунктом 2.4 статьи 6 настоящего Федерального закона, незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа информации о включении организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень, незамедлительно проинформировав о принятых мерах уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (подп.6).

Как установлено по делу об административном правонарушении, на основании лицензии от 01 октября 2010 года № 17 ООО «Букмекер Паб» осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

Во исполнение вышеназванного Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ разработаны Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма, которые утверждены директором ООО «Букмекер Паб» 29 декабря 2016 года.

Как следует из дела об административном правонарушении и установлено судьей районного суда, основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении в отношении директора ООО «Букмекер Паб» ФИО1 явилось непосредственное обнаружение должностными лицами достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании информации, поступившей из Росфинмониторинга, согласно которой ООО «Букмекер Паб» в течение длительного времени, а именно с 07 июля 2016 года по 25 августа 2016 года; с 06 сентября 2016 года по 12 января 2017 года; с 19 января 2017 года по 03 мая 2017 года; с 11 мая 2017 года по 10 июля 2017 года, не принимало мер по сверке клиентов (участников азартных игр) с актуальной версией Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, что влечет невыявление операций (при приеме ставок, выплате выигрышей) с клиентами (участниками азартных игр) в нарушение требований подпункта 1 пункта 1 статьи 7 и статьи 4 Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», что свидетельствует об отсутствии надлежащего осуществления внутреннего контроля в ООО «Букмекер Паб» в указанный период.

Так, актуальная информация о включении в Перечень или об исключении из Перечня организаций и (или) физических лиц, а также о внесении корректировок в содержащиеся в Перечне сведения об организациях и (или) о физических лицах вместе с актуальной информацией об организациях и о физических лицах, включенных в Перечень, размещенная Росфинмониторингом на официальном сайте, была внесена: 07, 12, 19, 26 июля, 02, 09, 17, 28 августа, 06, 13, 21, 29 сентября, 06,12, 20, 27 октября, 02, 10, 17, 24 ноября, 01, 08, 15, 20, 29 декабря 2016 года; 12, 19, 26 января, 02, 09, 16, 28 февраля, 07, 16, 23, 30 марта, 06, 13, 20, 27 апреля, 04, 11, 18, 25, 31 мая, 08, 15, 22, 29 июня, 06 июля 2017 года.

ООО «Букмекер Паб» обращалось к сайту только 26 августа 2016 года; 13 января 2017 года; 04 мая 2017 года, в остальное время общество не обращалось к актуальному Перечню, т.е. обществом не производилось на постоянной основе использование Личного кабинета на официальном сайте Росфинмониторинга в сети «Интернет» для работы с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

Вместе с тем, в вышеуказанный период ООО «Букмекер Паб» осуществляло деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, что подтверждается сведениями (документами), имеющимися в налоговом органе. Следовательно, ООО «Букмекер Паб» осуществляло лицензионную деятельность с нарушением требований, установленных статьей 4, подп. 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07 августа 2001 года №115-ФЗ, выразившееся в осуществлении внутреннего контроля в ООО «Букмекер Паб» с нарушениями требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в частности не проводилась проверка наличия среди своих клиентов физических лиц (участников азартной игры), в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (не производилось на постоянной основе использование Личного кабинета на официальном сайте Росфинмониторинга в сети «Интернет» для работы с актуальным Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму).

Приказом от 25 мая 2016 года № 18-Ф директор ООО «Букмекер Паб» ФИО1 назначен ответственным за выполнение обязанностей специального должностного лица организации, ответственного за реализацию Правил внутреннего контроля в ООО «Букмекер Паб» по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.

Учитывая, что ООО «Букмекер Паб» не обеспечило выполнение требований Правил внутреннего контроля, разработанных ООО «Букмекер Паб», утв. 29 декабря 2016 года, указанные обстоятельства послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом ИФНС России по гор.Брянску 12 сентября 2017 года протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО «Букмекер Паб» ФИО1 и вынесения оспариваемых постановления о привлечении к административной ответственности и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Факт совершения директором ООО «Букмекер Паб» ФИО1, не исполнившего надлежащим образом свои служебные обязанности, вмененного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, получившими оценку с точки зрения допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

На основании имеющихся доказательств должностным лицом и судьей районного суда обоснованно установлено наличие в действиях директора ООО «Букмекер Паб» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание директору ООО «Букмекер Паб» ФИО1 назначено в пределах санкции части 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Согласно части 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

В силу требований статьи 23.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 4 - 15 статьи 14.5, частью 5 статьи 14.13, статьей 15.1, частями 1 - 3 статьи 15.27 (в пределах своих полномочий), статьей 19.7.6 настоящего Кодекса ( часть 1).

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе: 1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, его заместители; 2) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, в субъектах Российской Федерации, их заместители; 3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, в городах, районах ( часть 2).

Таким образом, доводы жалобы ФИО1 о составлении протокола об административном правонарушении от 12 сентября 2017 года № 185 неуполномоченным на то должностным лицом – заместителем начальника отдела оперативного контроля ИФНС России по гор.Брянску ФИО5 являются необоснованными.

В соответствии с частью 1 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление (часть 2 указанной статьи).

В рассматриваемом случае внесение должностным лицом административного органа представления на имя директора ООО «Букмекер Паб» ФИО1 соответствует положениям статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Изложенные в представлении обстоятельства, свидетельствующие о неисполнении заявителем обязанности в части организации и осуществления внутреннего контроля в обществе с нарушениями требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (не проведение проверки наличия среди своих клиентов физических лиц (участников азартной игры), в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества), относятся к причинам вмененного директору ООО «Букмекер Паб» ФИО1 административного правонарушения и условиям, способствовавшим его совершению, в связи с чем оснований для признания указанного представления незаконным не имеется.

С учетом изложенного оснований для отмены оспариваемых актов по доводам жалобы ФИО1, которая не содержит правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления должностного лица административного органа и решения судьи районного суда, а также вынесенного в адрес директора ООО «Букмекер Паб» ФИО1 представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, не имеется.

Доводы настоящей жалобы аналогичны доводам, которые являлись предметом рассмотрения судьей районного суда, и обоснованно отклонены по основаниям. изложенным в оспариваемом судебном решении. Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и действующего законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что при производстве по делу об административном правонарушении допущены существенные нарушения названного Кодекса и предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 – 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

постановление начальника ИФНС России по гор.Брянску от 10 октября 2017 года № 74, представление начальника ИФНС России по гор.Брянску от 10 октября 2017 года № 74 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, решение судьи Бежицкого районного суда гор.Брянска от 26 января 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО «Букмекер Паб» ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Судья Брянского областного суда Н.А.Богородская