ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-581/17 от 17.01.2018 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 21-7/2018 судья Сельхова О.Е.

РЕШЕНИЕ

17 января 2018 г. г. Тверь

Судья Тверского областного суда Яшина И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя-начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области ФИО2 по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, решение Центрального районного суда г. Твери от 24 ноября 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1,

установил:

постановлением заместителя руководителя-начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее - УФАС по Тверской области) ФИО2 по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 21940,45 рублей (л.д. 79-88).

Решением судьи Центрального районного суда г. Твери от 24 ноября 2017 г. указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения (л.д. 103-113).

В жалобе, поданной в Тверской областной суд, ФИО1 просит отменить постановление должностного лица, решение судьи районного суда и производство по делу прекратить, в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения.

В обоснование незаконности постановленных решений указывает, что при привлечении к административной ответственности не были учены положения п. 2 ч. 3 ст. 49, п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), п.п. 13, 20, 30, 33 Порядка взаимодействия Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, утвержденные Постановления Правительства Тверской области от 04 февраля 2014 г. №50-пп.

Полагает, что в соответствии с ч.ч. 2, 3 с. 53 Закона о контрактной системе у конкурсной комиссии имелись основания к отклонению двух заявок (участников с порядковым номером , ) на участие в открытом конкурсе от ДД.ММ.ГГГГ для закупки , поскольку поданные заявки на участие в открытом конкурсе в форме электронных документов не отвечали требованиям Закона о контрактной системе.

Так, заявка (ООО «Геосервис») была отклонена в связи с тем, что она не соответствовала требованиям конкурсной документации, составленной руководителем заказчика, поскольку в составе заявки отсутствовали: действующая выписка из реестра членов саморегулируемой организации (или копия такой выписки) по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 16 февраля 2017 г. № 58; копия действующего договора обязательного страхования гражданской ответственности кадастрового инженера и (или) саморегулируемой организации кадастровых инженеров, членом которой является кадастровый инженер (по не менее 2 кадастровым инженерам заявленным участником закупки). Участником предоставлены копии полисов, при этом необходимо предоставление копии действующего договора обязательного страхования.

Требования к конкурсной документации соответствует Информационной карте с внесенными 13 июля 2017 г. изменениями, именно добавлен п. 10 «Перечня документов, входящих в состав заявки, подаваемых в конверте с заявкой на участие в конкурсе», согласно которого и требовалось предоставить выписку из реестра членов саморегулируемой организации, копию действующего договора обязательного страхования гражданской ответственности кадастрового инженера и (или) саморегулируемой организации кадастровых инженеров (л.д. 115-121).

Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, изучив доводы жалобы, выслушав ФИО1 и ее защитника Северину Е.Е., поддержавших жалобу по изложенным в ней доводам, оснований к отмене оспариваемых заявителем постановления должностного лица административного органа и решения судьи районного суда не усматриваю.

В соответствии с ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.

Согласно ч. 4 ст. 52 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в открытом конкурсе и открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, если такие конверты и заявки поступили заказчику до вскрытия таких конвертов и (или) открытия указанного доступа.

Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.

Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным органом – Министерством имущественных и земельных отношений Тверской области на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru размещены извещение и конкурсная документация. Объект закупки: выполнение инженерно-геодезических и земельно-кадастровых работ по уточнению протяженности и установлению границ полос отвода автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения 2 класса в <адрес>. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 194044,67 рублей (л.д. 19-28).

Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от ДД.ММ.ГГГГ для участия в открытом конкурсе заявки подали 3 участника закупки, которыми заявлены следующие предложения по цене контракта (с соответствующими порядковыми номерами): 1) ООО <данные изъяты> - 1542450 рублей; 2) ФГБУ <данные изъяты> - 1806576,38 рублей; 3) ООО НПП <данные изъяты> - 1018 944 рублей (л.д. 31-50).

Из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от ДД.ММ.ГГГГ следует, что заявки с порядковыми номерами , участников конкурса признаны несоответствующими требованиям конкурсной документации.

Заявка участника закупки под номером была отклонена в связи с тем, что в соответствии с ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе заявка участника закупки не соответствует требованиям конкурсной документации:

1) в составе заявки отсутствует действующая выписка из реестра членов саморегулируемой организации (или копия такой выписки) по форме, утверждённой приказом Ростехнадзора от 16 февраля 2017 г. №58;

2) в составе заявки отсутствует копия действующего договора обязательного страхования гражданской ответственности кадастрового инженера и (или) саморегулируемой организации кадастровых инженеров, членом которой является кадастровый инженер (по не менее 2 кадастровым инженерам заявленным участником закупки). Участником предоставлены копии полисов, при этом необходимо предоставление копии действующего договора обязательного страхования.

ДД.ММ.ГГГГ в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области поступила жалоба ООО <данные изъяты> на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа – Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение инженерно-геодезических и земельно-кадастровых работ по уточнению протяженности и установлению границ полос отвода автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения 2 класса в <адрес> (л.д. 16-18).

По итогам рассмотрения поданной жалобы комиссия УФАС по Тверской области решением от ДД.ММ.ГГГГ признала жалобу ООО <данные изъяты> обоснованной, поскольку, исходя из системного толкования положений абз. 3 п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), ч. 1, п. 7 ч. 2 ст. 29 Федерального закона от 24 июля 2007 г. №221-ФЗ «О кадастровой деятельности», ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) сделаны выводы о том, что отклонение конкурсной заявки ООО <данные изъяты> по изложенным в протоколе основаниям неправомерно и при рассмотрении заявки конкурсной комиссией нарушены требования ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе (л.д. 51-53). Решение от ДД.ММ.ГГГГ в установленном законом порядке не оспаривалось.

Заказчику и Министерству было выдано предписание об устранении нарушений в сфере закупок (л.д. 54). Выданное предписание об устранении нарушений в сфере закупок в установленные сроки было исполнено.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении члена конкурсной комиссии, консультанта отдела по проведению конкурсов и аукционов управления конкурентной политики Министерства имущественных и земельных отношений ФИО1 протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 72-77) и вынесения постановления о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 79-88).

Проверив материалы дела, судья районного суда пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого ФИО1 постановления.

Вопреки доводам жалобы, оснований не согласиться с вышеуказанными решениями не имеется.

Факт совершения членом конкурсной комиссии, консультантом отдела по проведению конкурсов и аукционов управления конкурентной политики Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 31-50); протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 57-60); приказом о назначении на должность № 155-к от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 65); должностным регламентом консультанта отдела по проведению конкурсов и аукционов управления конкурентной политики Министерства имущественных и земельных отношений (л.д. 66-71); протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 72-77) и иными доказательствами, которым дана оценка в их совокупности на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ.

Приведенные доказательства последовательны, непротиворечивы, согласуются между собой и с другими доказательствами, получены с соблюдением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и обоснованно признаны судьей районного суда достоверными относительно события правонарушения.

При таких обстоятельствах должностное лицо и судья обоснованно пришли к выводу о наличии в действиях члена конкурсной комиссии, консультанта отдела по проведению конкурсов и аукционов управления конкурентной политики Министерства имущественных и земельных отношений ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.

При рассмотрении дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.

Действия члена аукционной комиссии, консультанта отдела по проведению конкурсов и аукционов управления конкурентной политики Министерства имущественных и земельных отношений ФИО1 обоснованно квалифицированы по ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами законодательства об административных правонарушениях.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Из примечания к ст. 2.4. КоАП РФ следует, что лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст.ст. 7.29 - 7.32 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица, следовательно член конкурсной комиссии консультант отдела по проведению конкурсов и аукционов управления конкурентной политики Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области ФИО1 является субъектом вмененного административного правонарушения.

Суд первой инстанции правильно установил, что отклонение заявки на участие в конкурсе по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Приказом Министра имущественных и земельных отношений Тверской области № 155-к от ДД.ММ.ГГГГ на должность консультанта отдела по проведению конкурсов и аукционов управления конкурентной политики Министерства имущественных и земельных отношений назначена ФИО1 (л.д. 65). С должностным регламентом, в котором установлены должностные обязанности консультанта, в том числе по подготовке и проведению аукционов (п. 3.1.1-3.1.8 регламента), ФИО1 ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 66-71).

В соответствии с приказом зам. министра имущественных и земельных отношений от 26 июня 2017 г. № 26 ФИО1 включена в состав конкурсной комиссии (л.д. 29-30).

Из протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от ДД.ММ.ГГГГ и протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 являлась членом конкурсной комиссии.

Таким образом, действия конкурсной комиссии, членом конкурсной комиссии, которой являлась ФИО1, признавшей заявку ООО <данные изъяты> несоответствующими требованиям конкурсной документации, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Ссылка заявителя о том, что конкурсная документация была утверждена руководителем заказчика и потому иное решение, как отклонить заявку с порядком номером 1 по причине не предоставления документов по перечню, нельзя признать обоснованной.

Так, согласно п. 33 Постановления Правительства Тверской области от 04 февраля 2014 г. №55-пп ее утверждает Руководитель Министерства в течение двух рабочих дней со дня ее представления заказчиком Тверской области в Министерство и несет ответственность за разработанную им инструкцию участникам закупки по подготовке заявок на участие в закупке документации.

Доводы жалобы о том, что при принятии оспариваемых решений не было принято во внимание положения п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе основаны на неверном толковании законодательства.

Принимая во внимание, что объектом закупки является выполнение инженерно-геодезических и земельно-кадастровых работ по уточнению протяженности и установлению границ полос отвода автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения 2 класса в <адрес>, указанная деятельность не лицензируется, и положения Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» в данном случае не применимы.

Иные доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств, они не опровергают наличие в деянии должностного лица – ФИО1 объективной стороны состава вменяемого ей административного правонарушения и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о допущении существенных нарушений названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Наказание ФИО1 назначено в пределах, установленных ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения, не установлено. Не имеется таких обстоятельств и при рассмотрении настоящей жалобы.

Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст.ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, соблюдены.

Каких-либо иных данных, объективно опровергающих факт совершения вменяемого административного правонарушения, поданная в Тверской областной суд жалоба, не содержит.

Постановление о привлечении должностного лица – ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения, не установлено. Не имеется таких обстоятельств и при рассмотрении настоящей жалобы.

Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст.ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, соблюдены.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену вынесенных решений, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление заместителя руководителя-начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области ФИО2 по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, решение Центрального районного суда г. Твери от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении члена конкурсной комиссии, консультанта отдела по проведению конкурсов и аукционов управления конкурентной политики Министерства имущественных и земельных отношений ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Судья И.В. Яшина