ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-581/18 от 26.11.2018 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело № 21-581/2018

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Тюмень

Судья Тюменского областного суда Ревякин А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу авиакомпании «АТЛАСЖЕТ ХАВАДЖЫЛЫК» АНОНИМ ШИРКЕТИ в лице ФИО1 на решение судьи Калининского районного суда г. Тюмени от 22 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении авиакомпании «АТЛАСЖЕТ ХАВАДЖЫЛЫК» АНОНИМ ШИРКЕТИ,

у с т а н о в и л:

Постановлением дознавателя отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по Курганской и Тюменской областям Б.Е.А. от 27 августа 2018 года, юридическое лицо «Атласжет ФИО2» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере четырехсот тысяч рублей.

Не согласившись с данным постановлением, авиакомпания «АТЛАСЖЕТ ХАВАДЖЫЛЫК» АНОНИМ ШИРКЕТИ в лице представителя ФИО3 обжаловала его в суд. В жалобе просила постановление должностного лица от 27 августа 2018 года отменить, производство по делу прекратить.

В дополнении к жалобе, заявлено ходатайство о снижении размера назначенного наказания в соответствии со статьей 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Решением Калининского районного суда г. Тюмени от 22 октября 2018 года постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица «АТЛАСЖЕТ ФИО2» оставлено без изменения, жалоба юридического лица «АТЛАСЖЕТ ФИО2» в лице ФИО3 оставлена без изменения.

С данным решением не согласна компания «АТЛАСЖЕТ ХАВАДЖЫЛЫК» АНОНИМ ШИРКЕТИ в лице ФИО1, которая в жалобе просит решение судьи Калининского районного суда г. Тюмени от 16 октября 2018 года отменить, принять по делу новый судебный акт, которым постановление должностного лица отменить, прекратить производство по делу либо снизить размер штрафа ниже низшего предела. Указывает, что судом не были применены нормы материального права, подлежащие применению, а примененные нормы были неверно истолкованы, выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела. Факт нарушения режима пересечения Государственной границы Российской Федерации отсутствует, так как члены экипажа воздушного судна не покидали борт воздушного судна и не проходили формальную контрольную процедуру в специально оборудованном пункте пограничного контроля, в данном случае в аэропорту г. Тюмени. На членов экипажа воздушного судна граждан Арабской Республики Египет распространяется безвизовый режим въезда в Российскую Федерацию на основании Соглашения между Правительствами СССР и Объединенной Арабской Республики от 02 сентября 1958 г., согласно которому членам экипажа разрешается въезд, выезд и временное пребывание без паспортов и виз, если сведения о них включены в Генеральную декларацию рейса. Юридическое лицо «АТЛАСЖЕТ ХАВАДЖЫЛЫК» АНОНИМ ШИРКЕТИ не является лицом, обязанным обеспечивать членов экипажа воздушного судна визами, так как юридическим лицом был заключен договор об аренде судна с членами экипажа с египетской авиакомпанией. Назначенное наказание противоречит предусмотренным Кодексом РФ об административных правонарушениях целям наказания, и несет ущерб интересам ранка международных авиаперевозок. Ссылаясь на судебную практику, указывает, что с учетом того, что члены экипажа ни разу не покидали борта воздушного суда и не намеревались его покидать, размер административной ответственности однозначно не соответствует характеру правонарушения и степени его общественной опасности.

Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Курганской и Тюменской областям ФИО4, полагавшего необходимым в удовлетворении жалобы отказать, нахожу решение судьи Калининского районного суда г. Тюмени от 22 октября 2018 года не подлежащим отмене либо изменению по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса.

Согласно статьи 1 Закона РФ от 01 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» определено, что Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

Режим Государственной границы включает правила: содержания Государственной границы; пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами; перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных; пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных; ведения на Государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности; разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил (ст. 7 Закона РФ от 01 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации»)

В силу ст. 11 Закона РФ от 01 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных производится в установленных и открытых в соответствии со статьей 12 настоящего Закона пунктах пропуска через Государственную границу и заключается в признании законности пересечения Государственной границы лицами, транспортными средствами, прибывшими на территорию Российской Федерации, перемещения через Государственную границу грузов, товаров, животных на территорию Российской Федерации либо в разрешении на пересечение Государственной границы лицами, транспортными средствами, убывающими из пределов Российской Федерации, перемещение через Государственную границу грузов, товаров, животных за пределы Российской Федерации. Основанием для пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных является наличие действительных документов на право въезда лиц в Российскую Федерацию или выезда их из Российской Федерации, документов на транспортные средства, грузы, товары и животных.

Согласно абз. 2 ст. 6 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранные граждане или лица без гражданства обязаны при въезде в Российскую Федерацию и выезде из Российской Федерации предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и визу, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом или указами Президента Российской Федерации.

Иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом или указами Президента Российской Федерации (абз. 1 ст. 24 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»).

Из материалов дела следует, что 14 августа 2018 г. заместителем начальника КПП «Тюмень-аэропорт» Р.Д.Г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, согласно которому 25 июля 2018 года в 02 часа 20 минут в контрольно-пропускном пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации «Тюмень-аэропорт», расположенном по адресу: <.......>, при осуществлении пограничного контроля членов экипажа воздушного судна компании «Атласжет ФИО2», прибывшего в г. Тюмень из г. Анталья Турецкой Республики, установлено, что в нарушение ст. 11 Федерального закона от 01 апреля 1993 года № 4730-01-ФЗ «О Государственной границе», и ст. 6, 24 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», у члена экипажа воздушного судна - гражданина Арабской Республики Египет, отсутствуют документы, дающие право въезда в Российскую Федерации (визы), то есть на пересечение Государственной границы Российской Федерации, что подпадает под признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Член экипажа воздушного судна компании «Атласжет Хаваджылык» Аноним Ширкети, А.З.Т.Э. являющийся иностранным гражданином (гражданином Арабской Республики Египет), прибыл на территорию Российской Федерации без визы, дающий право на пересечение Государственной границы Российской Федерации, и тем самым нарушил правила пересечения Государственной границы Российской Федерации.

Факт правонарушения и вина авиакомпании «АТЛАСЖЕТ ХАВАДЖЫЛЫК» АНОНИМ ШИРКЕТИ в совершении административного правонарушения подтверждаются: протоколом об административном правонарушении (л.д. 59-60); письменными объяснениями З.В.Ю. от 14 августа 2018 года (л.д. 68-69); письменными объяснениями гражданина Арабской Республики Египет А.З.Т.Э. от 25 июля 2018 года (л.д. 77); постановлением по делу об административном правонарушении от 25 июля 2018 г. (л.д. 74-76).

Вышеуказанные доказательства полностью согласуются между собой и свидетельствуют о виновности авиакомпании «АТЛАСЖЕТ ХАВАДЖЫЛЫК» АНОНИМ ШИРКЕТИ в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ. Оценка всем имеющимся в деле доказательствам дана судьей районного суда по правилам, установленным ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, характеризуется противоправным деянием (действием), выразившимся в нарушении лицами и (или) транспортными средствами правил пересечения Государственной границы РФ.

Следовательно, пересечение Государственной границы связано не с прохождением контрольной процедуры в специально оборудованном пункте пограничного контроля, а с пересечением пространственного предела действия государственного суверенитета Российской Федерации. Деятельность же установленных пунктов пропуска через Государственную границу связана с проверкой законности пересечения Государственной границы.

Данных, безусловно подтверждающих тяжелое имущественное и финансовое положение юридического лица, равно как и свидетельствующих о том, что единовременная оплата назначенного штрафа в сумме 400 000 рублей повлечет существенное ограничение прав авиакомпании и приведет к наступлению для нее необратимых негативных имущественных последствий, обусловленных созданием реальной угрозы для дальнейшего нормального ведения хозяйственной деятельности, не представлено. Исключительных обстоятельств для снижения в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначенного обществу размера административного штрафа не установлено.

Доводы жалобы о том, что на членов экипажа граждан Египта распространяется безвизовый режим въезда на территорию Российской Федерации в соответствии с Соглашениями от 30 сентября 1993 года и 02 сентября 1958 года, не состоятельны, поскольку действующее Соглашение между Правительствами Российской Федерации и Арабской Республики Египет от 16 февраля 2009 года указанных положений не содержит.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Поскольку компания «Атласжет Хаваджылык» Аноним Ширкети является перевозчиком и эксплуатантом воздушного судна, и этой компанией было принято решение о допуске к рейсу членов экипажа, которые были включены в Генеральную декларацию, соответственно обязанность по совершению рейсов в Российскую Федерацию, включая обеспечение членов экипажа визами, дающими право въезда в Российскую Федерацию, возложена на юридическое лицо «Атласжет Хаваджылык» Аноним Ширкети.

Доводы жалобы о том, что юридическое лицо «Атласжет Хаваджылык» Аноним Ширкети не обязано обеспечивать визами членов экипажа, так как воздушное судно было арендовано у египетской авиакомпании «Эйр Лейжур», не могут быть приняты во внимание. Доказательств того, что юридическое лицо «Атласжет Хаваджылык» Аноним Ширкети, не имело возможности для соблюдения правил пересечения Государственной границы Российской Федерации путем обеспечения членов экипажа воздушного судна - граждан Арабской Республики Египет соответствующими визами, материалы дела не содержат.

Порядок привлечения авиакомпании «АТЛАСЖЕТ ХАВАДЖЫЛЫК» АНОНИМ ШИРКЕТИ к административной ответственности не нарушен, наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 3.1., 4.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях в размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, оснований для отмены обжалуемого решения судьи районного суда, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.1., ст. 30.6., п. 1 ч. 1 ст. 30.7., ст. 30.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

Постановление дознавателя отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по Курганской и Тюменской областям от 27 августа 2018 года и решение судьи Калининского районного суда г. Тюмени от 22 октября 2018 года в отношении авиакомпании «АТЛАСЖЕТ ХАВАДЖЫЛЫК» АНОНИМ ШИРКЕТИ оставить без изменения, жалобу авиакомпании «АТЛАСЖЕТ ХАВАДЖЫЛЫК» АНОНИМ ШИРКЕТИ - без удовлетворения.

Судья Тюменского областного суда А.В. Ревякин