Дело № 21-583/2017Судья Смаева Н.В. Р Е Ш Е Н И Епо жалобе по делу об административном правонарушении19 октября 2017 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании протест исполняющего обязанности прокурора города Новочебоксарск Иванова В.А. на решение судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 29 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, в отношении директора МУП «УК в ЖКХ г. Новочебоксарска» Ермакова Ивана Сергеевича,
У С Т А Н О В И Л:
31 марта 2017 года по результатам рассмотрения информации Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики в сфере ценообразования исполняющим обязанности прокурора города Новочебоксарск Серебряковым Е.А. в отношении директора МУП «УК в ЖКХ г. Новочебоксарска» Ермакова И.С. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Постановлением исполняющего обязанности начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии в городе Новочебоксарск от 27 июня 2017 года № 270 директор МУП «УК в ЖКХ г. Новочебоксарска» Ермаков И.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обжаловала его в районный суд.
Решением судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 29 августа 2017 года постановление должностного лица административного органа от 27 июня 2017 года отменно, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, то есть за отсутствием состава административного правонарушения.
На указанное выше решение судьи исполняющим обязанности прокурора принесен протест, в котором ставится вопрос об отмене решения судьи по мотивам наличия в действиях ФИО1 состава вмененного административного правонарушения.
Решение судьи также обжаловано заместителем начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии в городе Новочебоксарск ФИО2, однако указанная жалоба не подлежит рассмотрению, поскольку исходя из содержания части 5 статьи 30.9 подана должностным лицом, не обладающим правом обжалования решения суда по жалобе на вынесенное должностным лицом постановление по делу об административном правонарушении.
Рассмотрев жалобу, проверив представленные материалы, выслушав мнение ФИО1 и его защитника Ермакова А.С. об оставлении решения судьи без изменения, прокуроров Петрова А.И. и ФИО3, представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии ФИО4, представителей Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики ФИО5 и ФИО6, поддержавших протест прокурора, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Объективная сторона указанного правонарушения состоит в том, что виновный (должностное лицо) допускает нарушение установленного порядка ценообразования, в том числе в виде несоблюдения порядка начисления платы коммунальных услуг, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, что относится к иным нарушениям порядка ценообразования.
Как следует из текста постановления должностного лица Роспоребнпдзора, вынесенного по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении, возбужденном прокурором по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ, в отношении директора МУП «УК ЖКХ г. Новочебоксарска» ФИО1, основанием для привлечения его к административной ответственности послужило несоблюдение порядка начисления платы коммунальных услуг, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, допущенное при следующих обстоятельствах.
В ходе проверки установлено, что формирование платы за названные услуги за январь-февраль 2017 года по обслуживаемым домам осуществлялось исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Кабинета Министров ЧР от 04.09.2012 № 370 в рамках исполнения статьи 157 Кодекса и иных утвержденных нормативов.
Многоквартирный дом <адрес> (далее - дом № 2) оборудован общедомовыми приборами учета электрической энергии, тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, холодной воды во исполнение требований Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ"Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Однако МУП «УК в ЖКХ г.Новочебоксарска» включило в плату за содержание жилого помещения расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета (далее - ОДПУ) коммунальных ресурсов, рассчитанные исходя из действующих нормативов потребления коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды, утвержденных постановлениями Кабинета Министров Чувашии от 04.09.2012 №370 и от 05.10.2013 №413, с учетом площади мест общего пользования, указанной в техническом паспорте дома №2 следующим образом: норматив потребления соответствующего вида коммунальной услуги на общедомовые нужды умножается на общую площадь помещений, относящихся к общедомовому имуществу, делится на общую площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, умножается на площадь жилого помещения в доме, умножается на тариф на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальный ресурс, используемый в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме исходя из норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению, включаемый в размер платы за содержание жилых помещений по <адрес>, за февраль 2017 года составил 126,96 руб.
Плата за коммунальный ресурс электрической энергии на содержание общего имущества многоквартирного дома, приходящийся на <адрес>, исходя из фактического объема потребления электрической энергии, определенного по показаниям ОДПУ, за февраль 2017 года должна составить 122,41 руб.
Разница между фактическим объемом потребления электрической энергии на общедомовые нужды по показаниям ОДПУ и нормативным объемом потребления коммунального ресурса электрической энергии за февраль 2017 года составляет 4,55 руб. (126,96 руб. - 122,41 руб.).
Рост платы за коммунальный ресурс электрической энергии, используемый в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по <адрес>, за февраль 2017 года составил 3,6% (126,96 руб. /122,41 руб.).
Таким образом, в нарушение статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 157 ЖК РФ, части 10 статьи 12 Федерального закона №176-ФЗ, подпункта «а» пункта 21(1) Правил №124 МУП «УК в ЖКХ г.Новочебоксарска» при начислении платы за февраль 2017 г. дома № 2 не учло фактические расходы коммунальных ресурсов на общедомовые нужды и не произвело перерасчет (возврат) расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества многоквартирного дома № 2, включенных в плату за содержание жилого помещения, исходя из разницы между фактическим объемом потребления коммунального ресурса на общедомовые нужды и нормативным объемом потребления коммунального ресурса.
Аналогичные нарушения допущены по всем жилым помещениям рассматриваемого дома № 2 по <адрес>, а так же по всем домам, находящимся в управлении МУП «УК в ЖКХ г. Новочебоксарска» в том числе, по дому <адрес> по дому <адрес>, за период январь-февраль 2017 года.
Отменяя постановление должностного лица административного органа и прекращая производство по делу за отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, судья районного суда пришел к выводу, что нарушений установленного порядка формирования цены, в том числе некорректного применения установленных цен (тарифов), применения неустановленных цен (тарифов), при расчете МУП «УК в ЖКХ г. Новочебоксарска» платы за содержание жилья в многоквартирных домах за январь-февраль 2017 года не выявлено, действия директора ФИО1 нарушением установленного порядка ценообразования не являются.
В обоснование данного вывода судья сослался части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и части 10 статьи 12 Федерального закона часть 10 стать 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в редакции, действовавших на момент начисления платы на содержание жилого помещения и на момент привлечения ФИО1 к административной ответственности.
Действительно, согласно указанным нормам не исключается определение размера расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Между тем нормы вышеуказанных Федеральных законов не отменяют действие иных законов и правил, регулирующих порядок определения объема коммунальных ресурсов, потребляемых на содержании общего имущества в многоквартирном доме и порядок включении их в плату на содержание жилого помещения.
Так, исходя из взаимосвязанных положений статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации и требований Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ"Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, определенного при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно пункту 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 в редакции, действующей с 1 января 2017 года, потребитель коммунальных услуг в многоквартирной доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В абзаце 1 пункта 44 вышеуказанных Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам, которая устанавливает обязательность учета показаний коллективного (общедомового) прибора учета коммунальных ресурсов, в том числе электрической энергии.
В соответствии с абзацем 2 пункта 44 Правил распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В силу абзаца третьего пункта 44 Правил N 354, в случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Требования вышеуказанных Правил не были учтены судьей при разрешении жалобы ФИО1
Вопрос о том, соответствовал ли примененный МУП «УК в ЖКХ г. Новочебоксарка» порядок начисления платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, требованиям иных законов и нормативных актов, действовавших на момент рассматриваемых событий, судом не исследован и оставлен либо внимания,
Вышеизложенное свидетельствует о том, что судьей районного суда требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела выполнены не были, что является существенным нарушением процессуальных требований.
К настоящему времени срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье.
При таких обстоятельствах решение судьи не может быть признано законным и подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики.
Руководствуясь статьями 30.7, 30,9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
решение судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 29 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, в отношении директора МУП «УК в ЖКХ г. Новочебоксарска» ФИО1 отменить, дело возвратить в Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики на новое рассмотрение.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики ФИО7