Дело № 21-583/2020 |
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
город Тюмень |
Судья Тюменского областного суда Левина Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Герефорд» на решение судьи Тобольского районного суда Тюменской области от 03 ноября 2020 года и постановление заместителя начальника Тобольского межрайонного отдела Федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Управления Федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области от 01 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением заместителя начальника Тобольского межрайонного отдела Федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Управления Федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области ФИО2 от 01 октября 2020 года общество с ограниченной ответственностью «Герефорд» (далее также – ООО «Герефорд», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с указанными постановлением, ООО «Герефорд» обратилось в суд с жалобой (с учетом дополнений), в которой просило указанное постановление отменить. Сообщало, что ООО «Герефорд» является собственником земельных участков с кадастровыми номерами <.......> и <.......> из земель сельскохозяйственного назначения, на момент проведения осмотра земельные участки использовались по назначению, на них выращивается и культивируется основная кормовая база для фермерского хозяйства, которая собирается путем скоса и сенозаготовки в летний и осенний периоды. Указывало, что на землях лесного фонда Общество деятельность не осуществляет. Полагало, что нарушение требований пожарной безопасности на землях сельскохозяйственного назначения необходимо квалифицировать по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку земельные участки находятся за пределами лесов, а привлекать к ответственности должны сотрудники МЧС России. Считало, что условием для привлечения к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности в условиях действия особого противопожарного режима является нарушение прямого запрета, установленного в распорядительном документе органа власти, уполномоченного на введение такого режима, однако Общество не нарушило ни один из запретов, установленных Постановлением Правительства Тюменской области. Утверждало, что в ходе производства по делу законным представителем Общества были заявлены ходатайства, которые должностным лицом немедленно не рассмотрены, определения об отказе в удовлетворении ходатайств изготовлены только 05 октября 2020 года после подачи жалобы в прокуратуру. Ссылаясь на Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ, обращало внимание, что материалы дела не содержат документов, подтверждающих согласование проведения проверки с органами прокуратуры, проверка проведена в отсутствие руководителя юридического лица, Обществу не вручена заверенная копия распоряжения о проведении проверки, акт проверки не составлялся; протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя юридического лица, не извещенного надлежащим образом, сроки составления протокола нарушены. Указывало, что одной из экономических мер поддержки со стороны Правительства Российской Федерации в период пандемии стала приостановка проверок бизнеса до 01 мая 2020 года.
Решением судьи Тобольского районного суда Тюменской области от 03 ноября 2020 года постановление должностного лица от 01 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Герефорд» изменено, Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
С данным решением не согласно ООО «Герефорд», которое в жалобе в вышестоящий суд (с учетом дополнений) просит решение судьи и постановление должностного лица административного органа отменить. Утверждает, что судом не дана оценка допущенным при рассмотрении дела процессуальным нарушениям, а именно тому факту, что должностным лицом не рассмотрены немедленно заявленные Обществом ходатайства. Полагает указание суда на проведение административного расследования необоснованным, поскольку определение о возбуждении дела и проведении административного расследования не выносилось, фактически расследование не проводилось. Настаивает, что нарушение требований пожарной безопасности на землях сельскохозяйственного назначения необходимо квалифицировать по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку указанные участки находятся за пределами лесов. Указывает, что дело рассмотрено лицом, с компетенцию которого не входит выявление правонарушений в области пожарной безопасности. Также настаивает, что ни один из запретов, введенных Постановлением Правительства Тюменской области от 17 апреля 2020 года Обществом не нарушен.
Проверив в порядке части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также – КоАП РФ) материалы дела по жалобе ООО «Герефорд», материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя ООО «Герефорд» ФИО3, настаивавшего на доводах жалобы, представителя Департамента лесного комплекса Тюменской области ФИО4, просившего в удовлетворении жалобы отказать, не нахожу оснований для отмены или изменения решения судьи и постановления должностного лица административного органа.
Согласно части 3 статьи 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Как следует из статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон «О пожарной безопасности»), пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила).
Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил).
В силу пункта 9 (1) Правил в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 18 августа 2020 года в ходе патрулирования территории Тобольского лесничества заместителем начальника Тобольского межрайонного отдела Федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Управления Федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области ФИО2 произведен осмотр лесных участков, имеющих местоположение: Тюменская область, Тобольский район, Тобольское сельское участковое лесничество, В-Аремзянское СП, квартал 57 выделы 59, 60, 62, 93, квартал 60 выделы 6,7.
При проведении осмотра установлено, что в нарушение пункта 9 (1) Правил пожарной безопасности в лесах, территория, прилегающая к лесу, не обеспечена очисткой от сухой травянистой растительности, пожнивших остатков и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса и не отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
По указанному факту 15 сентября 2020 года в отношении ООО «Герефорд» составлен протокол об административном правонарушении.
Оценив представленные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, согласно которой судья, должностное лицо оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, судья районного суда пришел к выводу об обоснованности привлечения ООО «Герефорд» к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
При рассмотрении дела судьей и должностным лицом административного органа правильно установлены фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, верно применены положения законодательства о пожарной безопасности, установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств сделан обоснованный вывод о виновности ООО «Герефорд» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ.
Материалы дела об административном правонарушении не содержат документов, свидетельствующих о невозможности исполнения требований пожарной безопасности в лесах ООО «Герефорд» и принятии всех возможных мер к их соблюдению.
Позицию ООО «Герефорд», что Общество владеет и пользуется земельными участками, предназначенными для сельскохозяйственного производства, которые находятся за пределами лесов, в связи с чем привлечение его за несоблюдение правил пожарной безопасности в лесах невозможно, полагаю несостоятельной, поскольку пункт 9 (1) Правил пожарной безопасности в лесах возлагает обязанность по очистке участков от горючих материалов на лиц, владеющих, пользующихся и (или) распоряжающихся территорией, прилегающей к лесу.
Поскольку ООО «Герефорд» владеет на основании договора аренды участками, прилегающими к лесу, оно обоснованно привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 8.32 КоАП РФ.
Указание в жалобе, что состав административного правонарушения образует только нарушение одного из запретов, введенных Постановлением Правительства Тюменской области «О введении особого противопожарного режима» основано на неверном толковании норм материального права.
Состав вмененного Обществу правонарушения образует нарушение Правил пожарной безопасности в лесах, если при этом на данной территории установлен особый противопожарный режим.
Постановлением Правительства Тюменской области от 17 апреля 2020 года № 195-п «О введении особого противопожарного режима» с 25 апреля 2020 года в Тобольском районе введен особый противопожарный режим. По состоянию на дату выявления административного правонарушения данный режим отменен не был.
Доводы жалобы по существу не содержат новых аргументов, которые не исследовались судьей районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении. Эти доводы получили надлежащую правовую оценку в решении судьи, не согласиться с которой у суда, рассматривающего настоящую жалобу, оснований не имеется.
Вопреки доводам ООО «Герефорд» нарушений норм процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу постановления и решения, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
Доводы ООО «Герефорд» о нарушении порядка составления протокола об административном правонарушении подлежат отклонению, поскольку установленные статьей 28.5 КоАП РФ сроки составления протокола об административном правонарушении не являются пресекательными, поэтому их нарушение не относится к существенным недостаткам протокола.
Постановление о привлечении ООО «Герефорд» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, вынесено административным органом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено ООО «Герефорд» с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, оно соответствует целям административного наказания, указанным в статье 3.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно предупреждению совершения новых правонарушений.
Выводы судьи о необходимости применения в данном конкретном случае положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ переоценке не подлежат.
Нарушений материального права при рассмотрении дела административным органом и судьей не допущено.
Учитывая изложенное, решение судьи районного суда, которым оставлено без изменения вынесенное в отношении ООО «Герефорд» постановление о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1, 30.6, 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Решение судьи Тобольского районного суда Тюменской области от 03 ноября 2020 года и постановление заместителя начальника Тобольского межрайонного отдела Федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Управления Федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области от 01 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «Герефорд» оставить без удовлетворения.
Судья Тюменского областного суда Н.В. Левина