ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-585/2016 от 28.07.2016 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Дело № 21-585/2016Судья Курышев С.Г.Р Е Ш Е Н И Епо жалобе по делу об административном правонарушении

28 июля 2016 года г. Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики жалобу представителя должностного лица Васильева Ю.А – Карымова П.А. на постановление заместителя руководителя – начальника отдела товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии от 10 мая 2016 года и решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 17 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, в отношении должностного лица Васильева Ю.А.,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением заместителя руководителя – начальника отдела товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии № 11/05-А-2016 от 10 мая 2016 года должностное лицо – заместитель главы администрации председатель Горкомимущества Васильев Ю.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, ФИО1 обжаловал его в районный суд.

Решением судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 17 июня 2016 года постановление заместителя руководителя – начальника отдела товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии № 11/05-А-2016 от 10 мая 2016 года оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, защитник Карымов П.А. просит постановление и решение по делу отменить, направить дело на новое рассмотрение.

Изучив доводы жалобы, проверив дело в полном объеме, выслушав защитника Карымова П.А, поддержавшего доводы жалобы, признав возможным рассмотрение жалобы в отсутствие ФИО1, извещенного надлежащим образом, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В соответствии со статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 года, продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.

Согласно частям 1 и 5 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.9 КоАП РФ составляет один год и начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что решением комиссии Управления ФАС по Чувашской республике Чувашии от 11 августа 2015 года по делу № 22/05-АМЗ -2015 действия администрации г.Чебоксары Чувашской Республики по предоставлению ОАО <данные изъяты> возможности использования на праве аренды земельного участка с кадастровым номером после 05.12.2012 без проведения аукциона, предусмотренного статьей 30.1 Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 года, нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона о защите конкуренции.

Основанием для вынесения такого решения послужили следующие обстоятельства.

Распоряжением администрации г.Чебоксары от 14.02.2007 ОАО <данные изъяты> на праве аренды предоставлен земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, по <адрес> для строительства группы жилых домов (поз.) сроком до 05.12.2007.

Распоряжением администрации г.Чебоксары от 26.03.2009 <данные изъяты> продлен срок аренды земельного участка с кадастровым номером площадью 31174 кв.м, по <адрес> для строительства группы жилых домов (поз.) с. 05.12.2007 до 05.12.2012.

На основании распоряжения администрации г.Чебоксары от 26.03.2009 между ОАО <данные изъяты> и администрацией г.Чебоксары заключен договор аренды указанного земельного участка от 15.04.2009 , пунктом 2.1 которого установлен срок аренды - с 05.12.2007 до 05.12.2012.

В 2009-2013 г.г. ОАО <данные изъяты> на рассматриваемом земельном участке построены и введены в эксплуатацию следующие объекты жилищного строительства: многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями, поз. (разрешение на ввод в эксплуатацию - от 23.12.2009 ); многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями, поз. (разрешение на ввод в эксплуатацию от 29.12.2012 ); многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями, поз. (разрешение на ввод в эксплуатацию от 06.12.2013 № ).

До истечения срока действия договора аренды земельного участка от 15.04.2009 ОАО <данные изъяты> письмами от 22.10.2012, от 07.11.2012, от 30.11.2012 обращалось в администрацию г.Чебоксары с просьбой продлить договор аренды сроком до 05.12.2017.

Письмами от 22.11.2012, от 12.12.2012 Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом по поручению администрации г.Чебоксары сообщил ОАО <данные изъяты> о том, что соответствующий проект постановления находится в стадии согласования.

Однако соответствующее постановление администрацией г.Чебоксары так и не вынесено, а общество продолжало пользоваться земельным участком после истечения срока аренды земельного участка и продолжает пользоваться им по день вынесения решения комиссией.

Таким образом, после истечения срока действия договора аренды земельного участка от 15.04.2009 земельный участок с кадастровым номером ОАО <данные изъяты> не возвращен администрации г.Чебоксары, о чем свидетельствует выдача разрешения на строительство многоквартирного дома по позиции от 21.01.2013 , разрешения на строительство многоквартирного дома по позиции от 24.07.2015 .

Сведений и документов, связанных с письменным заключением по истечении срока аренды нового договора аренды земельного участка или дополнительных соглашений к такому договору, не имеется и администрацией г.Чебоксары не представлено.

При этом наличие процедуры проведения торгов (аукциона) при предоставлении ОАО <данные изъяты> возможности использования на праве аренды рассматриваемого земельного участка после 05.12.2012 Комиссией не установлено.

В силу статьи 622 Гражданского кодекса Российской Федерации при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором

Договор аренды земельного участка с кадастровым номером заключен с ОАО <данные изъяты> сроком до 05.12.2012, в связи с чем с истечением указанного срока договор аренды земельного участка прекращается.

В силу статьи 622 Гражданского кодекса Российской Федерации при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

В силу положений статей 209, 264, 421 и 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 22 Земельного кодекса РФ намерение арендатора продлить арендные отношения, в том числе посредством заключения нового договора, не означает наличие у арендодателя обязанности предоставить земельный участок в аренду на новый срок.

Однако администрация города Чебоксары не принимала мер к понуждению арендатора к надлежащему исполнению обязательств по возврату имущества в муниципальную казну после прекращения договора аренды, что свидетельствует об отсутствии воли администрации города Чебоксары по проведению предусмотренных действующим законодательством торгов на предоставление земельного участка в аренду на новый срок (с оформлением соответствующего договора).

Согласно пункту 2 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.03.2015, продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществлялась на аукционах, следовательно, использование ОАО <данные изъяты> земельного участка с кадастровым номером ; в целях жилищного строительства после 05.12.2012 могло осуществляться только путем проведения аукциона.

Аукцион представляют собой наиболее конкурентный способ заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества. Такой способ предоставления земельных участков позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Однако процедура, установленная статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, при предоставлении рассматриваемого земельного ОАО <данные изъяты> в 2012 году органом местного самоуправления не соблюдена, поскольку торги по продаже права на заключение договора аренды земельного участка не проводились.

При таких обстоятельствах в связи с отсутствием процедуры аукциона по продаже права на заключение договора аренды рассматриваемого земельного участка для жилищного строительства потенциальные желающие на получение права аренды указанного земельного участка для строительства - участники рынка инвестиционно-строительных работ (услуг) не имели возможность претендовать на получение права аренды рассматриваемого земельного участка в целях осуществления на нем дальнейшего строительства многоквартирных домов.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

С 20 января 2014 года ФИО1 является заместителем главы администрации города Чебоксары – Председателем городского комитета по управлению имуществом и в соответствии с должностной инструкцией на него возлагаются функции по ведению реестра муниципальной собственности города и управлению земельными ресурсами, осуществления муниципального и земельного контроля, а также другие функции. Председатель возглавляет комиссию по проведению торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных (л.д 34-40).

Выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о том, что ФИО1, являясь заместителем главы администрации города Чебоксары – председателем Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом администрации города Чебоксары, при исполнении своих должностных обязанностей не принял надлежащих мер по соблюдению законодательства о защите конкуренции при предоставлении ОАО <данные изъяты> возможности использования на праве аренды земельного участка для осуществления жилищного строительства без аукциона в период с 20 января 2014 года по день вынесения соответствующего решения комиссией.

Факт совершения ФИО1 административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью исследованных должностным лицом и судом доказательств, достоверность, допустимость и достаточность которых сомнений не вызывает, в том числе, протоколом об административном правонарушении от 25 апреля 2016 года, решением Комиссии Чувашского УФАС России от 11 августа 2015 года, должностной инструкцией ФИО1 и другими доказательствами.

Таким образом, в соответствии с имеющимися в деле доказательствами в их совокупности должностным лицом и судьей районного суда сделан обоснованный вывод о том, что в действиях заместителя главы администрации города Чебоксары – председателя Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом администрации города Чебоксары ФИО1 имеется нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», которое образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы протокол об административном правонарушении и постановление о привлечении заместителя главы администрации города Чебоксары – председателя Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом ФИО1 к административной ответственности отвечают требованиям статей 28.2 и 29.10 КоАП РФ.

Доводы защитника о нарушении территориальной подсудности при рассмотрении жалобы судьей Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики не принимаются.

Жалоба на постановление о привлечении к административной ответственности подлежит рассмотрению судьей районного суда по месту совершения административного правонарушения.

ФИО1 привлечен в административной ответственности в связи с допущенным нарушениями при исполнении служебных полномочий заместителя главы администрации города Чебоксары – председателя Чебоксарского городского комитета оп управлению имуществом.

Административное правонарушение должностным лицом ФИО1 совершено по месту нахождения Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом по адресу: <адрес>, территориально отнесенного к подсудности Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики.

Существенных нарушений норм процессуального права при привлечении ФИО1 к административной ответственности не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены либо изменения постановления и решения не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

постановление заместителя руководителя – начальника отдела товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии от 10 мая 2016 года и решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 17 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, в отношении должностного лица ФИО1 оставить без изменения, жалобу защитника Карымова П.А. - без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики ФИО2