ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-586/2016 от 28.07.2016 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Дело № 21-586/2016Судья Курышев С.Г.Р Е Ш Е Н И Епо жалобе по делу об административном правонарушении

28 июля 2016 года г. Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики жалобу представителя должностного лица Васильева Ю.А – Карымова П.А. на постановление заместителя руководителя – начальника отдела товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии от 10 мая 2016 года и решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 17 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, в отношении должностного лица Васильева Ю.А.,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением заместителя руководителя – начальника отдела товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии № 12/05-А-2016 от 10 мая 2016 года заместитель главы администрации председатель Горкомимущества Васильев Ю.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, ФИО1 обжаловал его в районный суд.

Решением судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 17 июня 2016 года постановление заместителя руководителя – начальника отдела товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии № 12/05-А-2016 от 10 мая 2016 года оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, защитник Карымов П.А. просит постановление и решение по делу отменить, направить дело на новое рассмотрение.

Изучив доводы жалобы, проверив дело в полном объеме, выслушав защитника Карымова П.А, поддержавшего доводы жалобы, признав возможным рассмотрение жалобы в отсутствие ФИО1, извещенного надлежащим образом, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно пункту 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 15 статьей 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.

Согласно частям 1 и 5 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.9 КоАП РФ составляет один год и начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что решением комиссии Управления ФАС по Чувашской республике Чувашии от 25 сентября 2015 года по делу № 33/05-АМЗ -2015 действия администрации г.Чебоксары Чувашской Республики по предоставлению ООО <данные изъяты> на праве аренды земельного участка с кадастровым номером без проведения торгов, предусмотренных статьей 39.6 Земельного кодекса РФ, признаны нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона о защите конкуренции.

Основанием для вынесения такого решения послужили следующие обстоятельства.

На основании заявления ООО от 28.10.2010 г. в газете «Чебоксарские новости» от 30.12.2010 г. была опубликована информация о предполагаемом предоставлении земельного участка под размещение здания переменной I этажности в 3-2 этажа под магазин и офисные помещения с цокольным этажом под кафе с террасой на пересечении улиц <адрес> города Чебоксары.

Распоряжением администрации г.Чебоксары от 15.12.2011 г. были утверждены акты выбора и схема расположения земельного участка на I кадастровом плане под размещение здания переменной этажности в 3-2 этажа под магазин и офисные помещения с цокольным этажом под кафе с террасой на пересечении улиц <адрес> города Чебоксары.

Постановлением администрации г.Чебоксары от 27.01.2014 г. ООО <данные изъяты> был предоставлен на праве аренды земельный участок с кадастровым номером на пересечении <адрес> годюда Чебоксары для строительства здания переменной N этажности в 3-2 этажа под магазин и офисные помещения с цокольным этажом под кафе с террасой сроком до 01.05.2015 г.

На основании указанного постановления между администрацией города Чебоксары и ООО <данные изъяты> был заключен договор аренды земельного участка от 19.02.2014 г. сроком до 01.05.2015г.

Постановлением администрации г.Чебоксары от 01.04.2014 на основании заявки ООО <данные изъяты> был утвержден градостроительный план земельного участка от 06.03.2014 г. , после чего ООО <данные изъяты> выдано разрешение на строительство от 02.04.2015 г. магазина товаров первой : необходимости на земельном участке с кадастровым номером сроком действия до 02.01.2016 г.

В соответствии с постановлением администрации г.Чебоксары от 06.11.2014. в постановление от 27.01.2014 г. были внесены изменения в части замены слов «для строительства здания переменной этажности в 3-2 этажа под магазин и офисные помещения с цокольным этажом под кафе с террасой» на слова «для размещения магазина товаров первой необходимости», после чего дополнительным соглашением от 12.11.2014 г. в договор аренды земельного участка от 19.02.2014 г. внесены соответствующие изменения.

В связи с истечением 01.05.2015 г. срока действия договора аренды земельного участка от 19.02.2014 г. и на основании обращения ООО <данные изъяты> от 30.01.2015 г. администрация г.Чебоксары в газете <данные изъяты> от 07.03.2015 г. проинформировала о продлении срока аренды земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., для размещения магазина товаров первой необходимости до 01.05.2018 г.

Сведений и документов, связанных с письменным заключением по истечении срока договора аренды земельного участка от 19.02.2014 г. договоров или дополнительных соглашений к указанному договору не имелось и администрацией г.Чебоксары не было представлено.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом по поручению - администрации <адрес> сообщил, что в настоящее время договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ-М не расторгнут и является действующим.

В соответствии со статьей 46 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.

Статья 610 Гражданского кодекса РФ регламентирует, что договор аренды заключается на срок, определенный договором.

Договор аренды земельного участка с кадастровым номером был заключен с ООО <данные изъяты> сроком до 01.05.2015 г., в связи с чем с истечением указанного срока договор аренды земельного участка прекратился.

При этом предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на новый срок должно осуществляться в порядке, предусмотренном ЗК РФ для первоначального предоставления земельных участков, поскольку в соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 г. №73 в случаях, предусмотренных законом, договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (статья 168 ГК РФ), равно как и соглашение о продлении такого договора.

Таким образом, срок аренды является существенным условием договора аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, в связи с чем по истечении 01.05.2015 г. срока действия договора аренды от 19.02.2014 г. возобновление арендных отношений возможно только при условии соблюдения порядка, установленного законодательством для предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Согласно статье 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 ЗК РФ.

Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов, регламентированы статьей 39.6 ЗК РФ, в соответствии с пунктом 1 которой договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в Форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи

Отнесение рассматриваемого предоставления земельного участка ООО <данные изъяты>» после 01.05.2015 к случаям, указанным в пункте 2 статьи 39.6 ЗК РФ, Комиссией не установлено.

При этом пунктом 3 статьи 39.6 ЗК РФ установлено, что гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий:

1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;

2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;

3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса;

4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.

На момент истечения срока действия договора аренды земельного участка от 19.02.2014 г. и возобновления с ООО <данные изъяты> арендных отношений предусмотренные подпунктами 1-30 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ основания для предоставления без проведения торгов земельного участка не имелись, в том числе, не имелись на земельном участке и объекты незавершенного строительства, наличие которых позволило бы органу местного самоуправления предоставить земельный участок с кадастровым номером ООО без проведения торгов на основании пункта 21 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137- ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Пунктом 15 статьи 39.8 ЗК РФ предусмотрено, что арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.

Поскольку на момент предоставления на праве аренды ООО <данные изъяты> после 01.05.2015 г. на новый срок земельного участка с кадастровым номером не имелись предусмотренные подпунктами 1-30 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, указанное предоставление (возобновление договора аренды) земельного участка на неопределенный срок без проведения торгов не соответствует действующему законодательству.

В связи с отсутствием процедуры проведения торгов в форме аукциона при предоставлении земельного участка О"ОО <данные изъяты> для строительства объекта нежилого назначения потенциальные желающие на получение права аренды указанного земельного участка для строительства не имели возможность претендовать на данный земельный участок.

Таким образом, действия администрации г.Чебоксары по предоставлению ООО <данные изъяты> возможности осуществления строительства на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, в нарушение установленной законом процедуры путем возобновления договора аренды земельного участка от 19.02.2014 г. на неопределенный срок без участия в торгах для получения соответствующих прав на земельный участок, ограничивали возможность доступа к получению права на земельный участок других хозяйствующих субъектов, желающих построить аналогичный объект нежилого назначения, в том числе ИП А.А., обращавшегося в администрацию с просьбой предоставить земельный участок.

Торги представляют собой наиболее конкурентный способ заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.

Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 ЗК РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.

При отсутствии процедуры проведения торгов потенциальные арендаторы не могли знать о таком выделении земельного участка и заявить свои притязания на него, в связи с чем действия администрации г.Чебоксары по предоставлению на новый неопределенный срок на праве аренды земельного участка без проведения торгов, предусмотренных статьей 39.6 ЗК РФ, могли привести к ограничению доступа всех желающих к получению прав в отношении муниципального имущества, то есть к отсутствию равной; конкурентной борьбы.

Предоставление возможности осуществления строительства на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, хозяйствующему субъекту в нарушение установленной законом процедуры (без проведения торгов) создает необоснованные и незаконные преимущества, при которых ООО <данные изъяты> поставлено в неравные, более выгодные условия, обеспечивающие возможность осуществления строительства на таком земельном участке, нежели другие хозяйствующие субъекты.

В соответствии со статьей 39.6 ЗК РФ предоставление земельного участка ООО <данные изъяты> на новый срок должно было быть осуществлено в порядке проведения торгов в форме аукциона.

Однако при возобновлении с ООО <данные изъяты> договора аренды земельного участка от 19.02.2014 г. по истечении срока его действия на неопределенный срок администрацией г.Чебоксары торги в форме аукциона по продаже права аренды рассматриваемого земельного участка не проводились.

При этом осуществление администрацией г.Чебоксары в газете <данные изъяты> от 07.03.2015 г. публикации о продлении срока аренды земельного участка с кадастровым номером нельзя признать в качестве доказательства надлежащего осуществления органом местного самоуправления всех необходимых действий, направленных на привлечение максимального количества претендентов, поскольку, во-первых, данная публикация осуществлена после признания утратившими силу норм статей 30, 31 ЗК РФ, позволяющих предоставлять права на земельные участки без проведения торов путем осуществления публикации о предстоящем предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а во-вторых, информация о предлагаемых на праве аренды земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, с 1 марта 2015 года размещается в другом источнике информации - официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов - torgi.gov.ru, из чего следует, | что заинтересованные в приобретении права аренды земельных участков лица могли обратиться за получением информации о предлагаемых участках именно к этому источнику информации.

Однако информация о земельном участке с кадастровым номером на сайте torgi.gov.ru не размещалась. Указанное обстоятельство могло ограничить возможность доступа к получению права на указанный земельный участок других хозяйствующих субъектов.

При предоставлении ООО <данные изъяты> земельного участка с кадастровым номером для строительства объекта нежилого назначения на новый неопределенный срок, порядок предоставления земельного участка, установленный ЗК РФ, не соблюден.

Данные обстоятельства свидетельствуют о создании ООО <данные изъяты> возможности в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения на рынке инвестиционно-строительных работ (услуг) и недопущении конкуренции на данном рынке в пределах границ отведенного земельного участка.

Цель, в соответствии с которой обществу предоставлен в аренду земельный участок, к истечению срока; действия договора аренды от 19.02.2014 г. не достигнута, на земельном участке отсутствует зарегистрированный в установленном порядке объект незавершенного строительства либо завершенный строительством объект.

Документы, свидетельствующие о наличии зарегистрированных прав на объекты незавершенного строительства на данном земельном участке и являющиеся основанием для безусловного предоставления земельного участка, не имеются.

Таким образом, действия администрации г.Чебоксары по предоставлению ООО <данные изъяты>» возможности осуществления строительства на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, в нарушение установленной законом процедуры путем возобновления договора аренды земельного участка от 19.02.2014 г. на неопределенный срок без участия в торгах для получения соответствующих прав на земельный участок, ограничивали возможность доступа к получению права на земельный участок других хозяйствующих субъектов, желающих построить аналогичный объект нежилого назначения.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно Положению, утвержденного решением Чебоксарского городского собрания депутатов, Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом администрации города Чебоксары является функциональным органом администрации города Чебоксраы, осуществляющим функции в целях обеспечения реализации полномочий администрации по решению вопросов местного значения в сфере владения, пользования и распоряжения объектами муниципальной собственности, регулированию земельных отношений, осуществления иных функций. Комитет возглавляет председатель, который подотчетен главе администрации города Чебоксары и является заместителем (л.д. 31-37).

С 20 января 2014 года ФИО1 является заместителем главы администрации города Чебоксары – Председателем городского комитета по управлению имуществом и в соответствии с должностной инструкцией на него возлагаются функции по ведению реестра муниципальной собственности города и управлению земельными ресурсами, осуществления муниципального и земельного контроля, а также другие функции. Председатель возглавляет комиссию по проведению торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных (л.д 38-41).

Выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о том, что ФИО1, являясь заместителем главы администрации города Чебоксары – председателем Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом администрации города Чебоксары, при исполнении своих должностных обязанностей не принял надлежащих мер по соблюдению законодательства о защите конкуренции и допустил возобновление договора аренды земельного участка от 19.02.2014 г. с ООО <данные изъяты> на неопределенный срок без участия в торгах.

Факт совершения ФИО1 административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью исследованных должностным лицом и судьей районного суда доказательств, достоверность, допустимость и достаточность которых сомнений не вызывает, в том числе, протоколом об административном правонарушении от 25 апреля 2016 года, решением Комиссии Чувашского УФАС России от 25 сентября 2015 года, Положением о Чебоксарском городском комитете по управлению имуществом администрации города Чебоксары, должностной инструкцией ФИО1 и другими доказательствами.

Таким образом, в соответствии с имеющимися в деле доказательствами в их совокупности должностным лицом и судьей районного суда сделан обоснованный вывод о том, что в действиях заместителя главы администрации города Чебоксары – председателя Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом администрации города Чебоксары ФИО1 имеется нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», которое образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы протокол об административном правонарушении и постановление о привлечении заместителя главы администрации города Чебоксары – председателя Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом ФИО1 к административной ответственности отвечают требованиям статей 28.2 и 29.10 КоАП РФ.

Доводы защитника о нарушении территориальной подсудности при рассмотрении жалобы судьей Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики не принимаются.

Жалоба на постановление о привлечении к административной ответственности подлежит рассмотрению судьей районного суда по месту совершения административного правонарушения.

ФИО1 привлечен в административной ответственности в связи с допущенным нарушениями при исполнении служебных полномочий заместителя главы администрации города Чебоксары – председателя Чебоксарского городского комитета оп управлению имуществом.

Административное правонарушение должностным лицом ФИО1 совершено по месту нахождения Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом по адресу: <адрес> территориально отнесенного к подсудности Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики.

Существенных нарушений норм процессуального права при привлечении ФИО1 к административной ответственности не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены либо изменения постановления и решения не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

постановление заместителя руководителя – начальника отдела товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии от 10 мая 2016 года и решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 17 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, в отношении должностного лица ФИО1 оставить без изменения, жалобу защитника Карымова П.А. - без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики ФИО2