Судья Диденко Д.А. Дело № 21-586/2023
РЕШЕНИЕ
г. Симферополь 27 ноября 2023 года
Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В., с участием законного представителя - директора ООО «КРЫМ-ПАСС» ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «КРЫМ-ПАСС» на решение судьи Киевского районного суда города Симферополя от 04 октября 2023 года по делу № об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении общества с ограниченной ответственностью «КРЫМ-ПАСС» (далее – ООО «КРЫМ-ПАСС» либо Общество),
установил:
постановлением государственного инспектора ТО ГАДН по Республике Крым Крымского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№ ООО «КРЫМ-ПАСС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.11.33 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
В порядке пересмотра дела по жалобе ООО «КРЫМ-ПАСС» на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении судьей Киевского районного суда города Симферополя 04 октября 2023 года постановлено решение, которым постановление государственного инспектора ТО ГАДН по Республике Крым Крымского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№ оставлено без изменения, а жалоба ООО «КРЫМ-ПАСС» – без удовлетворения.
Не согласившись с решением судьи районного суда, ООО «КРЫМ-ПАСС» подало в Верховный Суд Республики Крым жалобу, в которой просило отменить судебный акт и постановление должностного лица органа автодорожного надзора. В обоснование жалобы указано на неверную оценку судьей районного суда установленных обстоятельств и на нарушение норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав директора ООО «КРЫМ-ПАСС» ФИО1, поддержавшего жалобу, проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 11 час. 07 мин. по адресу: <адрес>, автовокзал «Центральный», при проведении постоянного рейда в соответствии с решением от ДД.ММ.ГГГГ№ было установлено, что водитель ФИО3 на принадлежащим ООО «КРЫМ-ПАСС» автобусе марки «<данные изъяты> с регистрационным знаком «№» (с числом мест для сидения более 8 человек) осуществлял перевозку пассажиров по междугородному маршруту регулярных перевозок «Ялта-Москва» на основании путевого листа №, выданного ДД.ММ.ГГГГ перевозчиком ООО «КРЫМ-ПАСС» (<адрес>) (<данные изъяты>), без карты маршрута регулярных перевозок (ч.4 ст.11.33 КоАП РФ) по междугородному автобусному маршруту регулярных перевозок сообщением «Ялта - Москва» по расписанию от автовокзала города Ялты, билеты на рейсы которого продаются в кассах автовокзала. Указанный маршрут и перевозчик включены в реестр автобусных маршрутов регулярных перевозок, регистрационный номер в реестре № (порядковый №).
Результаты проверки зафиксированы актом постоянного рейда от ДД.ММ.ГГГГ№ и прилагаемыми к нему документами, в том числе путевому листу №, выданному ДД.ММ.ГГГГ на рейс по маршруту «Ялта - Москва», который выполнялся перевозчиком ООО «КРЫМ-ПАСС» (<адрес>) (<данные изъяты>) (л.д.23, 23 об., 44-45).
Водителем ФИО3 карта маршрута регулярных перевозок на маршрут «Ялта – Москва» не представлена (отсутствовала).
В ходе проверки установлено, что на основании лицензии с регистрационным номером № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «КРЫМ-ПАСС» имеет право осуществлять перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажиров или договора фрахтования транспортного средства (коммерческие перевозки), а также осуществлять перевозки автобусами иных лиц лицензиата для собственных нужд.
Также в ходе проверки установлено, что ООО «КРЫМ-ПАСС» для перевозки пассажиров осуществлен выпуск автобуса «<данные изъяты> с регистрационным знаком №» на междугородний маршрут регулярных перевозок «Ялта-Москва» с нарушением установленных нормативными правовыми актами требований, а именно при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок.
По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором ТО ГАДН по Республике Крым Крымского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 в отношении ООО «КРЫМ-ПАСС» составлен протокол об административном правонарушении по признакам ч.4 ст.11.33 КоАП РФ (л.д.29-30).
Постановлением государственного инспектора ТО ГАДН по Республике Крым Крымского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№ ООО «КРЫМ-ПАСС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.11.33 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб. (л.д.30-31).
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В силу ч.1 ст.3 Федерального закона РФ от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 220-ФЗ) карта маршрута регулярных перевозок - документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.
Обязанность водителя транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок или карту международного маршрута регулярных перевозок установлена ч.3 ст.35 Закона № 220-ФЗ.
Согласно ч.3 ст.17 названного закона карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту.
Диспозицией ч.4 ст.11.33 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным.
Ч.1 и 2 ст.26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Исходя из положений ч.3 ст.26.2 КоАП РФ, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
В силу ст.26.11 КоАП РФ судья оценивает доказательства по делу об административном правонарушении по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех доказательств дела в их совокупности.
В силу ст.26.11 КоАП РФ оцениваю представленные материалы дела: протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д.29-30); акт постоянного рейда от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д.23, 23 об.); протокол осмотра от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25, 25 об.); карту маршрута регулярных перевозок серии МТРФ № (л.д.32); свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок серии МТРФ № (л.д.33-35); путевой лист автобуса от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д.44-45) и другие материалы дела как надлежащие и основанные на законе доказательства. Данным доказательствам судьей районного суда дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
Довод жалобы ООО «КРЫМ-ПАСС» о том, что Общество считает неправомерным привлечение его к административной ответственности по ч.4 ст.11.33 КоАП РФ, так как со стороны юридического лица были выполнены все предписанные законодательством требования по оформлению путевой документации, а данное нарушение стало возможным по вине должностного лица, на которое было возложено выполнение контроля по проверке и обеспечению соответствующей документацией (картой маршрута) водителей Общества, оцениваю критически, поскольку объяснения инженера безопасности дорожного движения Общества, предоставленные директору ООО «КРЫМ-ПАСС» противоречат отраженным в акте постоянного рейда от ДД.ММ.ГГГГ№ и протоколе осмотра от ДД.ММ.ГГГГ сведениям, согласно которым на момент проверки договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров не представлен (отсутствовал), карта маршрута по маршруту «Ялта-Москва» не представлена (отсутствовал).
При таких обстоятельствах вывод административного органа, поддержанный судом первой инстанции, о наличии в действиях Общества события вмененного административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.4 ст.11.33 КоАП РФ, является правильным.
Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, и необходимость принятия мер, не зависящих от юридического лица.
Соответственно основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
Как указывает заявитель жалобы, им были приняты своевременные и исчерпывающие меры по предотвращению возможности совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.11.33 КоАП РФ, а именно ООО «КРЫМ-ПАСС» добросовестно выполнило свои обязанности по оформлению соответствующей документации на право осуществления перевозок, которую инженер по безопасности дорожного движения, не выполнил в полном объеме свои должностные обязанности и не проконтролировал наличие соответствующих документов у водителя по независящим от Общества причинам.
Между тем то обстоятельство, что карта маршрута существовала на момент проведения контрольных мероприятий, но по неизвестным причинам не была предъявлена водителем административному органу, не отменяет вины ООО «КРЫМ-ПАСС» в совершении вменяемого административного правонарушения и не свидетельствует о том, что надлежащим субъектом выявленного правонарушения является должностное лицо Общества.
В данном случае непредъявление при проведении проверки сотруднику административного органа водителем автобуса действующей карты маршрута регулярных перевозок свидетельствует об ее отсутствии у перевозчика, осуществляющего перевозки пассажиров по регулярному маршруту, и, как следствие, об отсутствии правовых оснований для использования транспортного средства в целях осуществления регулярных перевозок пассажиров.
При этом осуществление виновных действий сотрудником Общества не освобождает заявителя от административной ответственности, поскольку он как работодатель несет ответственность за действия своих работников, которые в силу закона, трудового договора или гражданско-правового договора представляют это юридическое лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, в связи с чем действия работника (подчиненного) юридического лица рассматриваются как действия самого юридического лица.
В данном случае перевозчиком не были приняты все зависящие от него меры по исполнению требований законодательства, в том числе не была надлежащим образом организована работа водителей, не проведен их надлежащий инструктаж и не был осуществлен должный контроль за выполнением ими своих обязанностей, прямым следствием чего и явилось совершение спорного административного правонарушения.
С учетом изложенного выводы суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.4 ст.11.33 КоАП РФ, являются верными.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений, которые могли бы дать основания для отмены состоявшихся по делу актов, допущено не было.
Таким образом, прихожу к выводу, что ООО «КРЫМ-ПАСС» обоснованно и на законных основаниях привлечено к административной ответственности.
При определении ООО «КРЫМ-ПАСС» административного наказания должностным лицом органа автодорожного надзора учтены все заслуживающие внимание обстоятельства, предусмотренные главой 4 КоАП РФ, – ему назначено наказание, предусмотренное санкцией ч.4 ст.11.33 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах полагаю, что нет оснований для удовлетворения жалобы и отмены состоявшихся по делу актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу общества с ограниченной ответственностью «КРЫМ-ПАСС» оставить без удовлетворения.
Постановление государственного инспектора ТО ГАДН по Республике Крым Крымского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 и решение судьи Киевского районного суда города Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ по делу № об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «КРЫМ-ПАСС», оставить без изменения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья подпись В.В. Агин
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>