ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-587/20 от 21.12.2020 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело № 21-587/2020

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

город Тюмень

Судья Тюменского областного суда Левина Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного государственного инспектора по пожарному надзору г. Ишима, Абатского, Викуловского, Ишимского, Казанского, Сладковского, Сорокинского муниципальных районов С.В.В. на решение судьи Ишимского районного суда Тюменской области от 12 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации Мизоновского сельского поселения,

установил:

Постановлением главного государственного инспектора по пожарному надзору г. Ишима, Абатского, Викуловского, Ишимского, Казанского, Сладковского, Сорокинского муниципальных районов С.В.В. от 23 сентября 2020 года № 114 Администрация Мизоновского сельского поселения (далее также – Администрация) Ишимского муниципального района Тюменской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Не согласившись с указанными постановлением, Администрация Мизоновского сельского поселения обратилась в суд с жалобой, в которой просила указанное постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения. Указывала, что в постановлении не указано, какие именно правила и требования пожарной безопасности нарушены Администрацией, какие отходы расположены около дома № 1 по ул. Мизоновская, с. Мизоново, в связи с чем определить критерий, по которым отходы отнесены к горючим, невозможно. Сообщала, что ни в протоколе, ни в постановлении, должностным лицом не отражено наличие субъективной стороны правонарушения, не указано, имелась ли у Администрации возможность по соблюдению соответствующих правил и норм и какие меры должны были быть приняты для соблюдения требований действующего законодательства. Считала, что надлежащим субъектом по деду об административном правонарушении является глава администрации сельского поселения.

Решением судьи Ишимского районного суда Тюменской области от 12 ноября 2020 года постановление должностного лица от 23 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации Мизоновского сельского поселения отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

С данным решением не согласен главный государственный инспектор по пожарному надзору С.В.В., который в жалобе в вышестоящий суд просит решение судьи отменить, постановление по делу об административном правонарушении оставить без изменения. Указывает, что 15 сентября 2020 года поступило сообщение о горении свалки по адресу: <...> возле дома № 1; земельный участок по указанному адресу под свалку твердых бытовых отходов не предоставлялся, отнесен к категории земель населенных пунктов, находится в государственной собственности, право на которую не разграничено. Сообщает, что определив надлежащий субъект по данному делу, должностным лицом составлен протокол об административном правонарушении в отношении Администрации Мизоновского сельского поселения. Обращает внимание, что в постановлении указано, какой пункт Правил противопожарного режима в Российской Федерации был нарушен Администрацией. Указывает, что к моменту прибытия подразделения пожарной охраны происходило горение мусора на площади 100 кв.м, оно происходило самостоятельно, без воздействия источника зажигания, из чего сделан вывод, что свалка отходов состояла из веществ и материалов, отнесенных к горючим. Обращает внимание, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности. Считает, что образованная свалка горючих отходов на территории общего пользования поселения свидетельствует о бездействии Администрации, которая допустила складирование горючих отходов и не в полном объеме организовало проведение работ по их сбору. Ссылаясь на Положение о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 года № 290, считает, что постановление вынесено уполномоченным должностным лицом.

Представитель Администрации Мизоновского сельского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела вышестоящим судом извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил, в связи с этим полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.

Проверив в порядке части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также – КоАП РФ) материалы дела по жалобе Администрации Мизоновского сельского поселения, материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения главного государственного инспектора по пожарному надзору С.В.В., настаивавшего на доводах жалобы, прихожу к следующему.

Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон «О пожарной безопасности») требование пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.

Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В этой же статье закреплено понятие особого противопожарного режима как дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.

Согласно статье 30 Федерального закона «О пожарной безопасности» особый противопожарный режим может устанавливаться в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях.

На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности.

Постановлением Правительства Тюменской области от 17 апреля 2020 года № 195-п «О введении особого противопожарного режима» с 18 апреля 2020 года в Ишимском муниципальном районе Тюменской области введен особый противопожарный режим.

В силу части 4 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее также - Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности») пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.

Статьей 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности.

Требования пожарной безопасности установлены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме» (далее также – Правила противопожарного режима).

Согласно пункту 19 Правил противопожарного режима, запрещается на территориях общего пользования поселений и городских округов, на территории садоводства или огородничества устраивать свалки горючих отходов.

Как следует из материалов дела, 15 сентября 2020 года в 53 пожарно-спасательную часть поступило сообщение о возгорании мусора на свалке по адресу <...> возле дома № 1. По прибытию пожарных подразделения к месту вызова обнаружено возгорание мусора на свалке на площади 100 кв.м.

При проведении проверки установлено, что земельный участок, на котором произошло возгорание мусора, расположен на землях населенных пунктов, относится к государственной собственности, право на которую не разграничено. Земельный участок под свалку твердых бытовых отходов не предоставлялся, складирование мусора на территории несанкционировано.

На основании полученной информации должностным лицом сделан вывод, что в нарушение пункта 19 Правил противопожарного режима допущено размещение свалки горючих отходов на территории общего пользования.

По указанному факту 21 сентября 2020 года главным государственным инспектором по пожарному надзору С.В.В. в отношении Администрации Мизоновского сельского поселения составлен протокол об административном правонарушении, постановлением должностного лица административного органа от 23 сентября 2020 года Администрация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья районного суда, отменяя вынесенное в отношении Администрации Мизоновского сельского поселения постановление и прекращая производство по делу, пришел к выводу, что об отсутствии в действиях Администрации Мизоновского сельского поселения вмененного состава административного правонарушения, поскольку факт санкционированного (с разрешения Администрации) размещения свалки горючих отходов не доказан, кроме того, суд пришел к выводу, что орган пожарного надзора не наделен полномочиями по привлечению к ответственности органа местного самоуправления.

Данные выводы судьи районного суда сделаны без учета требований статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с частью 7 статьи 37 и частью 2 статьи 41 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), обладающая правами юридического лица и являющаяся муниципальным казенным учреждением, выступает полноправным участником публичных правоотношений.

Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Данные правовые нормы судьей при вынесении решения учтены не были, обстоятельства дела в полном объеме не исследованы, вопрос о виновности привлекаемого лица не выяснялся, вывод о наличии оснований для прекращения производства по делу основан на наличии процессуальных нарушений.

Указание в решении суда на отсутствие доказательств размещения отходов с разрешения Администрации основано на неверном толковании правовых норм, поскольку размещение горючих отходов иными лицами не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения со стороны Администрации.

В силу приведенных выше полномочий органа местного самоуправления, Администрация Мизоновского сельского поселения обязана принимать все меры по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического характера для обеспечения пожарной безопасности и не допускать образования свалки на территориях общего пользования поселения.

Данные обстоятельства суд не установил, оценки им в нарушение требований статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях не дал, выводов относительно реализации полномочий Администрации с точки зрения допущения размещения свалки горючих отходов, не сделал.

Также судом не принято во внимание, что в соответствии с частью 1 статьи 23.34 КоАП РФ органы, осуществляющие федеральный государственный пожарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.4 настоящего Кодекса.

Полномочия органов государственного пожарного надзора определены Положением о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 года № 290.

Согласно подпункту 4 пункта 8 названного Положения МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет, в том числе, государственный надзор за выполнением органами местного самоуправления установленных требований по пожарной безопасности, а также по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий.

Таким образом, предусмотренные статьей 24.1. КоАП РФ задачи производства по делу об административном правонарушении о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств каждого дела судьей не выполнены.

Сроки давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства в области пожарной безопасности, предусмотренные частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ, в силу части 1 статьи 4.5. КоАП РФ, составляющие один год, не истекли.

В связи с этим полагаю, что судьей районного суда было допущено существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволившее всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, что в силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является основанием для отмены постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в Ишимский районный суд Тюменской области.

При новом рассмотрении дела судье следует учесть изложенное, установить все имеющие значение для правильного разрешения дела обстоятельства, исследовать имеющиеся доказательства в их совокупности и принять законное и обоснованное решение.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1, 30.6, 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

Решение судьи Ишимского районного суда Тюменской области от 12 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации Мизоновского сельского поселения отменить.

Дело возвратить на новое рассмотрение в Ишимский районный суд Тюменской области.

Судья Тюменского областного суда Н.В. Левина