ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-588/17 от 11.10.2017 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Конаков Е.И. Дело № 21-588/2017

Р Е Ш Е Н И Е

11 октября 2017 года город Барнаул

Судья Алтайского краевого суда Ковалюк Л.Ю., рассмотрев жалобу главы Тальменского района Алтайского края Самсоненко Сергея Дмитриевича на решение судьи Тальменского районного суда Алтайского края от 4 сентября 2017 года по жалобе главы Тальменского района Самсоненко Сергея Дмитриевича на постановление государственного инспектора отдела по надзору за объектами трубопроводного транспорта, газопотребления и газораспределения Сибирского управления Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Поповой Е.В. от 20.07.2017 № 24-0039, которым

Администрация Тальменского района Алтайского края, ОГРН ***, ИНН ***, место нахождения: <адрес>

признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 рублей,

у с т а н о в и л:

согласно протоколу об административном правонарушении от 21.06.2017 № 24-039, составленному государственным инспектором отдела по надзору за объектами трубопроводного транспорта, газопотребления и газораспределения федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Сибирского Управления Ростехнадзора Поповой Е.В., при проведении анализа представления отчетности о производственном контроле за 2016 год на опасном производственном объекте – сети газоснабжения, рег. ***, III класса опасности, расположенном по адресу: <адрес>, - принадлежащем Администрации Тальменского района, в 10 часов 00 минут 21.04.2017 выявлены нарушения требований промышленной безопасности, а именно: не предоставлены в установленный срок (до 1 апреля соответствующего календарного года) в территориальный орган Ростехнадзора в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности за 2016 год, чем нарушены требований ст.11 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.п.14, 15 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 №263. Бездействие администрации района квалифицировано по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.

По делу вынесено вышеуказанное постановление.

Не согласившись с постановлением, глава Тальменского района Самсоненко С.Д. обратился в районный суд с жалобой, в которой просил постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование указал, что администрация района является исполнительно-распорядительным органом, осуществляющим местное самоуправление на территории Тальменского района, и не является специализированной организацией, эксплуатирующей газопровод, поскольку не имеет в штате необходимых сотрудников в области газоснабжения, технических средств, лицензий. Требования о проведении производственного контроля должны предъявляться к АО «<данные изъяты>», которое фактически эксплуатирует газопровод и осуществляет транспортировку газа. Непредставление сведений об организации производственного контроля подпадает под признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ. Кроме того, ссылаясь на постановление Конституционного суда от 25.02.2014 № 4-П о возможности назначения наказания юридическому лицу ниже низшего предела, указал, что администрация района является казенным учреждением, финансируемым из бюджета, и не имеет средств для оплаты штрафа в назначенном размере. Оспариваемое постановление нарушает право администрации на самостоятельное распоряжение бюджетными средствами, предусмотренное ст.209 ГК РФ, а также на осуществление бюджетного процесса, определение форм и направлений расходования средств бюджетов в соответствии со ст.31 БК РФ.

Решением судьи Тальменского районного суда Алтайского края от 4 сентября 2017 года постановление изменено в части назначенного наказания, размер административного штрафа снижен до 100000 рублей.

В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, глава Тальменского района Самсоненко С.Д. - законный представитель Администрации Тальменского района Алтайского края просит постановление и решение отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, в обоснование приводит те же доводы, что и в жалобе, поданной в районный суд, полагая, что они не получили надлежащей оценки в решении судьи. В обоснование довода о том, что администрация района не является субъектом вмененного правонарушения, дополнительно ссылается на договор на техническое обслуживание и аварийное обеспечение объекта газоснабжения от 16.11.2015, заключенный с акционерным обществом «<данные изъяты>», подтверждающий, что организацией, осуществляющей эксплуатацию газопровода, является акционерное общество.

Законный представитель, защитник Администрации Тальменского района Алтайского края о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежаще, в судебное заседание не явились, об отложении дела не просили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Проверив дело в полном объеме в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, не нахожу оснований для отмены решения.

Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, направленные на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий, установлены Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

В соответствии с п.1 ст.9 названного Закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.

В соответствии с п.п.1, 2 ст.11 Закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.

Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года.

Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 N 263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте. Согласно п.п.14, 14(1) Правил эксплуатирующие организации представляют сведения об организации производственного контроля в территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а эксплуатирующие организации, подведомственные указанным в пункте 3 настоящих Правил федеральным органам исполнительной власти, - также в эти федеральные органы исполнительной власти или в их территориальные органы.

Сведения об организации производственного контроля представляются ежегодно, до 1 апреля, в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или в его территориальный орган в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью.Состав сведений об организации производственного контроля установлен п.15 вышеназванных Правил.

Административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов предусмотрена ч.1 ст.9.1 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

По делу установлено, что Администрация Тальменского района Алтайского края является организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект – сеть газоснабжения (распределительный газопровод до жилых домов по <адрес>), рег. номер ***, III класса опасности, в связи с чем в соответствии со ст.11 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.п.14, 14(1) Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 N 263, обязана ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года представлять в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Администрацией Тальменского района до 01.04.2017 в территориальный орган Ростехнадзора не представлены сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на вышеуказанном опасном производственном объекте за 2016 год, те есть не выполнены законодательно установленные требования в области промышленной безопасности. Бездействие администрации района образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.

Совершение административного правонарушения при указанных выше обстоятельствах, вина администрации района в совершении вмененного правонарушения подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств: протоколом об административном правонарушении; картой учета опасного производственного объекта III класса опасности (сеть газоснабжения – распределительный газопровод до жилых домов по <адрес><адрес>); свидетельством о регистрации <данные изъяты> от 21.12.2015, в котором в качестве эксплуатирующей опасный производственный объект организации указана Администрация Тальменского района.

Доводы жалобы были предметом проверки судьи районного суда, им дана надлежащая правовая оценка. При этом судья правомерно исходил из того, что Администрация Тальменского района является субъектом вмененного правонарушения, поскольку именно она указана в свидетельстве о регистрации в качестве эксплуатирующей организации. Договор на техническое обслуживание и аварийное обеспечение объекта газоснабжения от 16.11.2015, заключенный между администрацией района и АО «<данные изъяты>», данный факт не опровергает, поскольку по данному договору администрация, являясь заказчиком (оставаясь эксплуатирующей организацией), поручила обществу оказать услуги по техническому и аварийному обслуживанию объектов газоснабжения. Заключение договора не освобождает администрацию, как эксплуатирующую организацию, от предоставления отчетности о производственном контроле на опасном производственном объекте.

Судьей правомерно отклонен довод о неправильной квалификации вмененного правонарушения по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ и необходимости квалификации правонарушения по 19.7 КоАП РФ.

Указанная норма (в ред. Федерального закона от 28.11.2015 № 344-ФЗ, действовавшей на день совершения правонарушения) предусматривала ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.8, 19.8.3 настоящего Кодекса.

Часть 1 ст.9.1 КоАП РФ и ст.19.7 КоАП РФ имеют различный родовой объект и состав. Так, объективной стороной правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ, является непредставление сведений, необходимых для осуществления деятельности государственным органом (должностным лицом), что является нарушением установленного порядка управления, в то время как объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, состоит в нарушении требований законодательства в области промышленной безопасности, в частности, в непредставлении отчетности об организации производственного контроля.

Размер штрафа, назначенный Администрации Тальменского района должностным лицом, судьей районного суда с учетом положений ч.ч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ снижен до 100000 рублей.

Каких-либо существенных нарушений, влекущих отмену, изменение решения, постановления по делу не установлено, в связи с чем жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

решение судьи Тальменского районного суда Алтайского края от 4 сентября 2017 года оставить без изменения, жалобу главы Тальменского района Самсоненко Сергея Дмитриевича – без удовлетворения.

Судья Л.Ю.Ковалюк