ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-588/19 от 06.08.2019 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 21-588/2019

Р Е Ш Е Н И Е

06 августа 2019 года гор. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «Горизонт-Сервис» Федотовой Е.Е. на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 11 июня 2019 г. № 12-112/2019,

у с т а н о в и л :

постановлениями заместителя начальника управления экологического надзора Южно-Крымского региона, заведующего отделом экологического надзора г. Ялта старшего государственного инспектора РК ФИО1 от 06 марта 2019 года за №011760/0361 и №011761/0361 ООО «Горизонт-Сервис» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст.8.2 и ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 110 000 рублей.

Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 11 июня 2019 г. № 12-112/2019 жалоба Общества с ограниченной ответственностью «Горизонт-Сервис» на постановления старшего государственного инспектора Республики Крым Управления экологического надзора Южно-Крымского региона ФИО1 от 06.03.2019 года и оставлена без удовлетворения, постановления должностного лица без изменения.

Не согласившись с принятым решением, защитник ООО «Горизонт-Сервис» Федотова Е.Е. подала жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит решение суда от 11 июня 2019 г. отменить, производство по делу прекратить.

Жалоба мотивирована тем, что судом при вынесении решения неправильно применены нормы материального и процессуального права. Судом не исследован тот факт, что постановления о назначении административного наказания от 06.03.2019 года были вынесены без фактического проведения проверки и оформления ее результатов, по результатам проверки акт по установленной форме не составлялся, что противоречит требованиям Закона.

Изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, заслушав пояснения защитника ООО «Горизонт-Сервис» Федотову Е.Е. поддержавшую доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ).

Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация); обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования; обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.

Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии с ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, выражается в совершении действий (бездействия), связанных с порчей земли в результате нарушений правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Ст. 42 Земельного кодекса РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в числе прочего: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Статьей 12 Земельного кодекса РФ определено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно ч. 2 ст. 4.1 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации N 1316-р от 08 июля 2015 года, кадмий входит в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.

Из материалов дела усматривается, что 21.12.2018 года должностным лицом управления экологического надзора Южно-Крымского региона на основании задания заместителя министра экологии и природных ресурсов Республики Крым проведен плановый (рейдовый) осмотр земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> на предмет нарушений требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления.

В ходе рейдового осмотра установлено, что на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> размещены отходы производства и потребления (отходы грунта при проведении землеройных работ) площадью <данные изъяты>., по данному факту составлен акт обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований от 21.12.2018 года №711 с фототаблицей и план-схемой.

26.12.2018 года произведен отбор проб отходов и почвы, проведены лабораторные исследования их состава и свойств.

Согласно протоколам измерений ГАУ РК «Центр лабораторного анализа и технических измерений» от 10.01.2019 года <данные изъяты>, полученным в соответствии с требованием приказа Росприроднадзора от 17 августа 2016 года N 474 «Об утверждении Временного регламента взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ее территориальных органов и подведомственных ей федеральных государственных бюджетных учреждений - центров лабораторного анализа и технических измерений по федеральным округам», отходы относятся к 4 классу опасности по степени воздействия на окружающую природную среду; в почве обнаружен кадмий в концентрации 5,1 мг/кг, что в 2,6 раза превышает предельно-допустимый уровень его концентрации.

Согласно письма Роскомзема от 27.03.1995 N 3-15/582 «О методических рекомендациях по выявлению деградированных и загрязненных земель» содержание кадмия в указанной концентрации относится к среднему уровню загрязнения почвы.

При проведении административного расследования установлено, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> принадлежит ООО «Горизонт-Сервис», выявлено размещение отходов производства, что привело к загрязнению (порче) земель.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ общество было обязано должным образом осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Факт допущенного правонарушения и виновность ООО «Горизонт-Сервис» в совершении административного правонарушения подтверждается протоколами об административном правонарушении от 21.02.2019 года № 011760 и 011761; актом обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований от 21.12.2018 года №711; планом-схемой и фототаблицей к нему; выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ; протоколами измерений от 10.01.2019 года п; письменным объяснением свидетеля <данные изъяты> от 17.01.2019 года; фото- и видеоматериалом.

С учетом изложенного, апелляционная инстанция соглашается с выводом суда первой инстанции о соответствии фактическим обстоятельствам дела выводов должностного лица о виновности ООО «Горизонт-Сервис» в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст.8.2, ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, основанных на содержащихся в материалах дела доказательствах, которым судом дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Судьей городского суда, с учетом приведенных законоположений, исследованы все имеющиеся по делу доказательства, которые являются последовательными, не противоречивыми, достаточными и допустимыми, а поэтому обоснованно положены судьей в основу вынесенного решения.

Довод жалобы о том, что в материалах дела отсутствует составленный по установленной форме акт о проведении проверки, суд апелляционной инстанции не принимает во внимание, поскольку в материалах дела об административных правонарушениях , имеется акт обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований от 21.12.2018 года №711, который отвечает требованиям предъявляемым к составлению данного процессуального документа.

Довод апеллянта о том, что при составлении акта обследования, координаты не зафиксированы, описанное место носит примерный характер, является необоснованным, поскольку установленные должностным лицом обстоятельства, подтверждаются актом обследования, планом-схемой. фототаблицей и иными собранными по делу доказательствами, в том, числе пояснениями свидетеля, которые получили надлежащую оценку и обоснованно признаны достаточными для вывода о виновности указанного лица в совершении вмененного административного правонарушения.

Постановление должностного лица и решение суда приняты на основании установленных конкретных обстоятельствах административного дела устанавливающих факт нарушения ООО «Горизонт-Сервис» требований нормативных актов.

Доказательств, подтверждающих принятие юридическим лицом всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, в материалы дела не представлено.

Несогласие заявителя с выводами суда, не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть его жалобу на постановление должностного лица.

Порядок и срок привлечения ООО «Горизонт-Сервис» к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено в пределах санкции ст.8.2, ч.2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение судьи мотивировано, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.

При рассмотрении настоящего дела судьей городского суда не нарушены требования ст. 1.5 КоАП РФ, каких-либо данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи, в материалах дела не имеется, принцип презумпции невиновности судьей не нарушен, неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу ООО «Горизонт-Сервис» по делу не усматривается.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было, нормы материального права применены правильно.

Учитывая, что жалоба на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 11 июня 2019 г. № 12-112/2019, не содержит правовых и фактических обстоятельств, влекущих отмену принятого по делу судебного акта, основания для отмены указанного решения суда отсутствуют.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,

р е ш и л:

жалобу защитника ООО «Горизонт-Сервис» Федотовой Е.Е. на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 11 июня 2019 г. № 12-112/2019 – оставить без удовлетворения.

Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 11 июня 2019 г. № 12-112/2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2, ч. 2 ст.8.6 КоАП РФ, в отношении ООО «Горизонт-Сервис» - оставить без изменения.

Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.

Судья <данные изъяты> Е.Г. Тимошенко

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>