ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-589/19 от 19.11.2019 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

№ 21-589/2019

РЕШЕНИЕ

19 ноября 2019 года г. Оренбург

Судья Оренбургского областного суда Каширская Е.Н., при секретаре Козырецком В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Малого А.В. и дополнения к ней на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Оренбургской области от 9 сентября 2019 года и решение судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 3 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Исаевой Елены Валерьевны,

установил:

постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Оренбургской области от 9 сентября 2019 года , оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 3 октября 2019 года, консультант *** Исаева Е.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 года № 252-ФЗ), и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе и дополнениях к жалобе, поданных в Оренбургский областной суд, защитник ставит вопрос об отмене постановления должностного лица и судебного решения, вынесенных в отношении Исаевой Е.В. по настоящему делу об административном правонарушении, считая их незаконными.

В судебное заседание, состоявшееся 19 ноября 2019 года в 11:00 часов, Исаева Е.В. и должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, не явились.

Малый А.В., подавший жалобу на решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, доводы жалобы и дополнений к ней поддержал. Сетко А.И., действующий на основании доверенности в интересах должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве, обжалуемые акты просил оставить без изменения.

Ознакомившись с доводами жалобы и дополнениями к ней, изучив материалы дела об административном правонарушении и возражения, прихожу к следующим выводам.

Согласно ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 года № 252-ФЗ; далее – КоАП РФ) непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности, либо формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, в период 18 июля по 21 августа 2019 года на основании приказа Управления Федерального казначейства по Оренбургской области от 16 июля 2019 года «О проведении плановой выездной проверки в ***» и в соответствии с п. 15 Плана контрольных мероприятий Управления Федерального казначейства по Оренбургской области на 2019 год проведена проверка использования единой субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету города Байконур в *** (далее – Комитет) за период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года.

В ходе проведения проверки установлено, что при ведении бюджетного учета допущены нарушения требований п. 2 ст. 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), ч. 1 ст.13 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-Ф3 «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ), п.п. 3, 302, 332, 333 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (в редакции от 31 марта 2018 года), утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 года № 157н (далее - Инструкция № 157н), п.п. 16, 17, 20 Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 года № 191н (далее - Инструкция № 191н), предоставлена заведомо недостоверная бюджетная отчетность за 2018 год в министерство финансов Оренбургской области, а именно:

1) затраты Комитета по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств в сумме 6141,24 рубль списаны на расходы по счету 401.20 «Расходы текущего финансового года» без отражения на счете 1.401.50 «Расходы будущих периодов». С учетом условий договора обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств от 27 ноября 2018 года , страхового полиса серия *** срок страхования определен с 29 ноября 2018 года по 28 ноября 2019 года, сумма расходов, начисленных в отчетном периоде (2018 год), относятся к будущим отчетным периодам (2019 год). В нарушение требований п. 2 ст. 264.1 БК РФ, ч. 1 ст. 13 Закона № 402-ФЗ, абз. 8 п. 3, п. 302 Инструкции № 157н, п. 16 Инструкции № 191н, в результате несписания по счету 401.20 «Расходы текущего финансового года» расходов по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, относящихся к декабрю 2018 года, и неотражении на счете 1.401.50 «Расходы будущих периодов» остатка страховой премии, относящегося к 2019 году, допущено занижение на конец отчетного периода показателей граф 6 «бюджетная деятельность» и 8 «итого» строки 160 «Расходы будущих периодов (040150000)» Баланса ф.0503130 на 1 января 2019 года на общую сумму 5629,47 рублей или на 100%.

2) произведено списание на расходы 2018 года подписки на журнал и газету при отсутствии фактического получения номеров журнала «ЗАГС» за 6 месяцев 2019 года и номеров газеты «Российская газета» за 12 месяцев 2019 года. Подписка на периодические издания осуществлена на 2019 год, эти расходы являются авансовым платежом и при фактическом неполучении номеров журнала и газеты в 2018 году в бюджетном учете комитета на 31 декабря 2018 года должна была быть отражена дебиторская задолженность за ФГУП «Почта России» в сумме 9761,81 рубль по счету 1.206.26 «Расчеты по авансам, по работам, услугам» с отражением в Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) по КБК 819 0304 7720059301 244 1 206 26 и в активе Баланса ф.0503130 на 1 января 2019 года в строке 260 «Дебиторская задолженность по выплатам (020600000, 020800000, 030300000)».

В строке 260 «Дебиторская задолженность по выплатам (020600000, 020800000, 030300000)» Баланса ф.0503130 на 1 января 2019 года в графе 8 «итого» на конец отчетного периода отражена сумма 147818,79 рублей, следовало отразить показатель 157580,60 рублей (147818,79 рублей +9761,81 рубль), искажение составило 6%.

В нарушение п. 2 ст. 264.1 БК РФ, ч. 1 ст. 13 Закона № 402-ФЗ, абз. 8 п. 3 Инструкции № 157н, п. 17 Инструкции № 191н в результате неотражения на балансовом счете 1.206.26 «Расчеты по авансам, по работам, услугам» авансовых платежей за подписку на периодические издания в сумме 9761,81 рубль и неотражении на 31 декабря 2018 года дебиторской задолженности по выданным авансам за ФГУП «Почта России», допущено занижение показателей на конец отчетного периода граф 6 «бюджетная деятельность» и 8 «итого» строки 260 «Дебиторская задолженность по выплатам (020600000, 020800000, 030300000)» Баланса ф.0503130 на 1 января 2019 года на общую сумму 9761,81 рубль или на 6%.

3) в 2018 году Комитетом приобретены неисключительные права пользования: программного обеспечения на сумму 3650880,00 рублей, версия 4.Х программного обеспечения программно-аппаратного комплексаVipNet Coordinator HW 1000 на сумму 62000,00 рублей. При этом на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» за 2018 год данные неисключительные права пользования не отражены.

Следовательно, при неотражении в бюджетном учете на счете 01 «Имущество, полученное в пользование» названных неисключительных прав пользования строка 010 Справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах Баланса ф.0503130 на 1 января 2019 года содержит недостоверные данные, а именно, занижение на 3712880,00 рублей.

В нарушение требований п. 2 ст. 264.1 БК РФ, ч. 1 ст. 13 Закона № 402-ФЗ, абз. 8 п. 3, п. 332, п. 333 Инструкции № 157н, п. 20 Инструкции № 191н в результате неотражения на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» неисключительных прав пользования допущено занижение показателей графы 5 «На конец отчетного периода» строки 010 Справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах в составе Баланса ф.0503130 на 1 января 2019 года на общую сумму 3712880,00 рублей или на 82%.

Названные нарушения привели к предоставлению заведомо недостоверной бюджетной отчетности Комитета на 1 января 2019 года.

Указанные обстоятельства подтверждаются актом выездной проверки от 21 августа 2019 года и не оспариваются доводами жалобы.

Бюджетная отчетность Комитета за 2019 год (включая Баланс ф.0503130) подписана электронной подписью председателя комитета, за главного бухгалтера документы подписаны электронной подписью консультанта комитета Исаевой Е.В., которая назначена на должность консультанта приказом от (дата).

Согласно п. 13 Должностного регламента консультанта комитета, утвержденного председателем комитета 20 июля 2018 года, консультант обеспечивает ведение бухгалтерского учета комитета, составляет бюджетную отчетность по расходам комитета, статистическую отчетность, налоговую отчетность, отчетность по внебюджетным фондам, отчет о расходовании субвенций органами местного самоуправления и комитетом.

Следовательно, являясь должностным лицом, на которое возложена обязанность по обеспечению ведения бухгалтерского учета, составлению бюджетной отчетности, Исаева Е.В. была обязана обеспечить выполнение установленных должностных обязанностей, то есть соблюдать ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм и правил.

Исаева Е.В. имела возможность при надлежащем исполнении своих должностных обязанностей осуществить ведение бухгалтерского учета в соответствии с установленными правилами и нормами, своевременно устранить допущенные в нем искажения, что повлекло бы предотвращение предоставления заведомо недостоверной бюджетной отчетности, что сделано не было.

При таких обстоятельствах Исаева Е.В. обоснованно привлечена к административной ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 года № 252-ФЗ) за представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности. Должностным лицом правильно учтены требования ч. 1 и ч. 2 ст. 1.7 указанного Кодекса, регламентирующие действие законодательства об административных правонарушениях во времени.

В жалобе защитник указывает на то, что Комитет не является органом записи актов гражданского состояния, указанные полномочия не реализует и финансируется за счет средств бюджета Оренбургской области. Полагает, что Управление Федерального казначейства по Оренбургской области в рассматриваемом случае не было уполномочено на осуществление государственного контроля в отношении учета средств региональных бюджетов, а потому должностные лица названного органа не вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением учета средств бюджета Оренбургской области.

Данный довод жалобы является ошибочным по следующим основаниям.

Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» определено, что полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния являются полномочиями Российской Федерации, которые передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации (с возможностью делегирования органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, городских, сельских поселений), финансирование которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. Государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Вопросы образования и деятельности органов записи актов гражданского состояния на территориях субъектов Российской Федерации решаются субъектами Российской Федерации самостоятельно на основании названного Федерального закона.

В соответствии с п. 1 раздела 1 Положения о комитете по вопросам записи актов гражданского состояния Оренбургской области, утвержденного указом Губернатора Оренбургской области от 16 декабря 2005 года № 143-ук (далее – Положение о комитете), и Законом Оренбургской области от 28 ноября 2003 года № 667/71-III-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния» Комитет является уполномоченным органом исполнительной власти Оренбургской области в сфере осуществления полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния, осуществляет контроль за исполнением органами местного самоуправления переданных им полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния.

Согласно п. 8 Положения о комитете, финансирование деятельности Комитета по реализации переданных ему полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния осуществляется за счет средств федерального бюджета, передаваемых в виде субвенций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Финансирование деятельности по осуществлению иных полномочий, возложенных на комитет нормативными правовыми актами (адрес), осуществляется за счет средств областного бюджета.

Распределение единой субвенции между бюджетами субъектов Российской Федерации и бюджетом города Байконура на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов утверждено в таблице 4 приложения № 33 к Федеральному закону № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», в которой определен размер субвенции, в том числе и по Оренбургской области.

В доходной части областного бюджета Оренбургской области также заложено поступление названной субвенции.

Проверкой установлено, что Комитетом осуществлялись полномочия главного распорядителя средств в отношении органов ЗАГС, входящих в структуру органов местного самоуправления и органов местного самоуправления сельских поселений, наделенных полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния.

Таким образом, деятельность по реализации переданных Комитету полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния осуществляется за счет средств федерального бюджета, передаваемых в виде субвенции, и зачисление этих средств в областной бюджет не свидетельствует об изменении статуса источника финансирования переданных Комитету полномочий.

Следовательно, вывод защитника о том, что предметом проверки являлись средства регионального бюджета, является ошибочным.

Предметом контрольного мероприятия явилась проверка использования единой субвенции, выделенной из федерального бюджета Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации в области государственной регистрации актов гражданского состояния.

В соответствии с ч. 1 ст. 23.7 КоАП РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, рассматривает, в том числе и дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.15.6 КоАП РФ (в пределах своих полномочий).

В рассматриваемом случае таким органом является Управление Федерального казначейства по Оренбургской области.

Управление Федерального казначейства по Оренбургской области наделено полномочиями по осуществлению контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере (п. 9.22(1) Положения об Управлении Федерального казначейство по Оренбургской области, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 27 декабря 2013 года № 316).

Таким образом, в силу приведенных выше норм Управление Федерального казначейства по Оренбургской области наделено полномочиями по контролю исполнения субвенции, выделенной из федерального бюджета Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации в области государственной регистрации актов гражданского состояния.

Является несостоятельным суждение защитника о том, что вменяемое Исаевой Е.В. деяние подлежало квалификации по ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ. Применительно к порядку предоставления бюджетной отчетности состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ, является специальным по отношению к составу административного правонарушения, содержащегося в ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ, являются правила ведения бухгалтерского учета, образующих учетную политику организации. В то время как объектом ст. 15.15.6 КоАП РФ выступают бюджетные правоотношения, связанные с нарушением надлежащего правопорядка в области бюджетной отчетности.

Приведенные в жалобе доводы о том, что вмененное Исаевой Е.В. нарушение представления заведомо недостоверной бюджетной отчетности было вызвано добросовестным заблуждением и не содержат признака заведомости, под которым понимается точное знание лица о ложности сведений, подлежат отклонению.

Понятие заведомости, введенное в диспозицию ст. 15.15.6 КоАП РФ, относится не к форме вины лица, привлекаемого к административной ответственности, а характеризует расхождения между сведениями, включаемыми в отчетность, и фактическими. Таким образом, довод защитника о том, что данное административное правонарушение может быть совершено только в форме прямого умысла, не соответствуют законодательству.

Исаева Е.В., имея в наличии первичные документы, то есть имея достоверную информацию, внесла в бюджетную отчетность заведомо искаженные данные, а потому доводы жалобы о несознательном, ошибочном характере действий Исаевой Е.В. по представлению недостоверной бюджетной отчетности является несостоятельным, поскольку соответствие данных, отраженных в бюджетной отчетности, подтверждается подписями руководителя комитета и консультанта комитета Исаевой Е.В., что в свою очередь образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ, является формальным.

Следовательно, по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заинтересованного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям законодательства.

Должностное лицо и судья районного суда не усмотрели оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ и освобождения Исаевой Е.В. от административной ответственности, правильно указав, что совершенное ею правонарушение по своему характеру не может являться малозначительным, поскольку посягает на экономические интересы государства в области бюджетных правоотношений.

То обстоятельство, что выявленные в ходе проведения плановой выездной проверки нарушения были устранены 30 июля 2019 года (до окончания проверки), не освобождает Исаеву Е.В. от административной ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ, поскольку исправление выявленных нарушений в бюджетной отчетности произведено после момента обнаружения их органом, уполномоченным составлять протоколы об административном правонарушении (п. 6 примечания к ст. 15.15.6 КоАП РФ).

Равным образом указанное обстоятельство не является обстоятельством, характеризующим малозначительность правонарушения. Оно в силу ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ учитывается при назначении административного наказания.

Постановление о привлечении Исаевой Е.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не имеется.

При таких обстоятельствах состоявшиеся по делу постановление должностного лица и решение судьи районного суда сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными и оснований для их отмены или изменения не усматривается.

Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Оренбургской области от 9 сентября 2019 года и решение судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 3 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.6 КоАП РФ, в отношении Исаевой Е.В. оставить без изменения, а жалобу Малого А.В. - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12 – 30.14 КоАП РФ, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Оренбургского

областного суда Е.Н. Каширская