В суде первой инстанции дело рассмотрела
судья Татунь Н.Н.
Дело № 21-589/2021
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
07 октября 2021 года гор. Хабаровск
Судья Хабаровского краевого суда Н.В. Крепкогорская, рассмотрев протест и.о. прокурора г.Комсомольска-на-Амуре Таболина В.Ю. и жалобу председателя комитета Государственного финансового контроля Правительства Хабаровского края ФИО1 на решение судьи Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от 10 августа 2021г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.15.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица – главы г.Комсомольска-на-Амуре ФИО2,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением председателя комитета ГФК Правительства Хабаровского края (далее Комитета) ФИО1 № 43-21-АП от 03 июня 2021 года ФИО2 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения предусмотренного ч.2 ст.15.15.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Решением судьи Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 10 августа 2021 г. постановление председателя Комитета ФИО1 от 03 июня 2021 года отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.15.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица – главы г.Комсомольска-на-Амуре ФИО2 прекращено на основании п. 3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
И.О. прокурора г.Комсомольска-на-Амуре Таболин В.Ю. и председатель Комитета ФИО1 обратились в Хабаровский краевой суд соответственно с протестом и жалобой, в которых просят решение судьи отменить, как незаконное, необоснованное, поскольку вывод судьи о недоказанности обстоятельств на основании которых было вынесено постановление, в целом является ошибочным.
В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Хабаровского края Бахарева Ю.В. и представитель должностного лица административного органа ФИО3 доводы протеста и жалобы поддержали.
Должностное лицо ФИО2, и его защитники Ветрик Н.С. и Галкина Е.К. в суд не явились, уведомлены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в связи с чем возможно рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив доводы протеста и жалобы, исследовав материалы дела, заслушав явившихся лиц, прихожу к следующему.
Частью 2 статьи 15.15.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение заемщиком условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
Председателем Комитета ФИО1 установлено, что ФИО2, занимая должность главы г.Комсомольска-на-Амуре, допустил нарушение условий предоставления бюджетного кредита местному бюджету, поскольку администрацией г. Комсомольска-на-Амуре 27.12.2019 привлечен кредит по ставке 8,17 % годовых посредством заключения кредитного договора с ПАО «Сбербанк России», что на 0,92 % превышает допустимую ставку привлечения кредита, чем нарушил требования п.7.2 Порядка и п. 2.2.5 кредитного договора о предоставлении бюджетного кредита местному бюджету из краевого бюджета №МФ-22/19-15 от 24 мая 2019 года и дополнительного соглашения к нему, заключенного с Министерством финансов Хабаровского края. С учетом вышеизложенного, председатель Комитета ФИО1 пришел к выводу о наличии в действиях ФИО2, как должностного лица, состава административного правонарушения предусмотренного ч.2 ст.15.15.2 КоАП РФ.
Отменяя постановление председателя Комитета ФИО1 от 03.06.2021 о привлечении ФИО2 к административной ответственности, судья районного суда исходил из того, что кредитный договор по ставке, превышающей допустимую ставку привлечения кредита, был заключен 27.12.2019 с ПАО «Сбербанк России» от имени администрации г.Комсомольска-на-Амуре не ФИО2, а иным должностным лицом, уполномоченным на его заключение, материалы дела не содержат доказательств причастности ФИО2 к совершению инкриминируемого ему административного правонарушения.
Вместе с тем, принимая решение об отмене постановления от 03.06.2021, судья районного суда не учел следующее.
Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Далее БК РФ) определено, что бюджетный кредит – это денежные средства, представляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах.
В соответствии с положениями части 1 статьи 93.2 БК РФ бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете, с учетом положений, установленных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 18.08.2012 № 282-ПР утвержден Порядок предоставления, использования и возврата бюджетных кредитов местным бюджетам Хабаровского края из краевого бюджета для покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местных бюджетов (далее Порядок), пунктом 7 которого установлены условия предоставления бюджетного кредита, среди которых обязательство администрации муниципального образования края по привлечению в местный бюджет кредитов от кредитных организаций исключительно по ставкам на уровне не более, чем уровень ключевой ставки, установленный центральным банком РФ, увеличенный на 1 процент годовых.
Таким образом, из вышеуказанных положений нормативных актов следует, что в правоотношениях, связанных с получением бюджетного кредита и с заключением муниципальных контрактов участвует администрация муниципального образования.
В соответствии со статьей 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с данной статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения
Согласно Уставу города Комсомольск-на-Амуре - это муниципальное образование со статусом городского округа, высшим должностным лицом которого является глава города Комсомольска-на-Амуре, избираемый на муниципальных выборах сроком на 5 лет, наделяемый Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава города возглавляет администрацию города Комсомольска-на-Амуре и замещает на постоянной основе муниципальную должность "глава города". К полномочиям главы города относятся в том числе назначение и освобождение должности руководителей органов администрации города, определение их полномочий, представление в городскую Думу проекта местного бюджета и отчета о его исполнении, управление средствами местного бюджета. (статьи 1, 21, 25, 27).
В соответствии с Положением о Финансовом управлении администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (далее финансовое управление), утвержденном Решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 16 июля 2014 г. № 71, финансовое управление является органом администрации города Комсомольска-на-Амуре, наделенным правами юридического лица в форме муниципального казенного учреждения, руководитель которого назначается на должность и освобождается от нее главой города Комсомольска-на-Амуре.
С учетом вышеизложенных положений закона, руководителем администрации муниципального образования - города Комсомольск-на-Амуре является глава города, который обладает организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Как установлено должностным лицом административного органа и судьей районного суда, кредитный договор о предоставлении бюджетного кредита местному бюджету из краевого бюджета №МФ-22/19-15 от 24 мая 2019 года и муниципальный контракт (кредитный договор) от 27 декабря 2019 года на оказание финансовых услуг для муниципальных нужд были заключены с администрацией г.Комсомольска-на-Амуре. ФИО2 с 28 сентября 2019 года является главой администрации города Комсомольска-на-Амуре.
Однако вышеизложенным обстоятельствам судьей районного суда оценка не дана, мотивы, по которым судья пришел к выводу о том, что ФИО2, с учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, не является должностным лицом, отвечающим признакам, указанным в статье 2.4 КоАП РФ, в решении не приведены.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства судьей районного суда не выполнены требования статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ, не выяснены все обстоятельства дела, что привело к существенному нарушению процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При установленных фактических и правовых обстоятельствах обжалуемое решение судьи нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене, а дело - направлению в районный суд на новое рассмотрение.
С учетом изложенного и руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Протест и.о. прокурора г.Комсомольска-на-Амуре Таболина В.Ю. и жалобу председателя комитета Государственного финансового контроля Правительства Хабаровского края ФИО1 удовлетворить.
Решение судьи Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от 10 августа 2021г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.15.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица – главы г.Комсомольска-на-Амуре ФИО2 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение судье Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре.
Судья Хабаровского краевого суда Н.В. Крепкогорская