№ 21-58/2018
РЕШЕНИЕ
05 июля 2018 года г. Горно-Алтайск
Судья Верховного Суда Республики Алтай Антух Б.Е., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Республики Алтай ФИО1 на решение судьи Майминского районного суда Республики Алтай от 29 мая 2018 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Республики Алтай по РА ФИО1 от 27.02.2018 года директор УФПС Республики Алтай филиала ФГУП «Почта России» ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде предупреждения.
Решением судьи Майминского районного суда Республики Алтай от 29 мая 2018 года вышеуказанное постановление отменено, производство по делу прекращено.
В жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, как вынесенное неправомерно, постановление административного органа УФНС России по РА оставить без изменения, так как директором УФПС Республики Алтай филиала ФГУП «Почта России» ФИО2 были нарушены п.1 ст. 7 Федерального Закона РФ от 07.08.2001г. № 115-ФЗ.
ФИО2, будучи извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, в суд направила своего защитника, ходатайства об отложении дела не направила, при таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть дело без её участия.
Исследовав материалы дела, доводы жалобы, заслушав представителя Управления Федеральной налоговой службы по Республики Алтай ФИО3, поддержавшего доводы жалобы, защитника директора УФПС Республики Алтай филиала ФГУП «Почта России» ФИО2 ФИО4, полагавшей решение законным и обоснованным, прихожу к следующему.
Из постановления должностного лица Управления Федеральной налоговой службы по Республики Алтай от 27 февраля 2018 года следует, что при проведении контроля за соблюдением Федерального Закона № 115-ФЗ от 07.08.2001г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма», директору УФПС Республики Алтай филиала ФГУП «Почта России» ФИО2 вменяется не исполнение п.1 ст. 7 вышеназванного закона в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем; или финансирования терроризма.
Судья районного суда, рассмотрев дело, установил, что УФПС Республики Алтай филиал ФГУП «Почта России» руководствуется Правилами внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденными Генеральным директором Министерства связи и массовых Коммуникаций РФ ФИО5 25.12.2017 г.
Кроме того, ответственным за выполнение обязанностей специального должностного лица организации, ответственного за реализацию Правил внутреннего контроля в филиале по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, назначен ФИО6, руководитель отдела безопасности УФСП РА филиала ФГУП «Почта России», в должностные обязанности последнего входит в части организации деятельности в области ПОД/ФТ координация и контроль деятельности СДЛ Почтамтов Филиала.
Учитывая вышеизложенное, судья прошел к выводу о том, что постановление заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Республики Алтай по РА, вынесенное в отношении директора УФПС Республики Алтай филиал ФГУП «Почта России» ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, подлежит отмене с прекращением производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Нахожу данные выводы правильными, учитывая следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения является установленный законом порядок контроля финансирования, хранения и представления информации, подлежащих контролю (внешнему и внутреннему) организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом.
Объективной стороной правонарушения является неисполнение или ненадлежащее исполнение организацией и её должностными лицами требований названного законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов.
Субъектом ответственности являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом, и их должностные лица.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу части 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях эти данные устанавливаются, в том числе протоколом об административном правонарушении.
В части 2 статьи 28.2 КоАП Российской Федерации предусмотрено, что в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе место, время совершения и событие административного правонарушения.
Согласно пункту 1 статьи 26.1 КоАП Российской Федерации выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.
Описание в протоколе существа совершенного правонарушения является важным фактором для определения его юридической квалификации в точном соответствии с нормами Особенной части КоАП РФ, которым предусмотрена административная ответственность за совершение противоправного деяния.
Между тем, в протоколе об административном правонарушении не описано и не раскрыто существо совершенного правонарушения. В нем не содержится сведений, в чем выразилось неисполнение либо ненадлежащее исполнение служебных обязанностей директором УФПС Республики Алтай филиала ФГУП «Почта России» ФИО2 Должностное лицо, составившее протокол ограничилось лишь констатацией факта продажи лотерейного билета, наличия разработанных правил внутреннего контроля, также указано, что нарушена статья 7 Федерального закона РФ от 07.08.2001г. № 115- ФЗ, но в чем состоят эти нарушения не раскрыто. Информация о номере лотерейного билета, изложенная в протоколе по делу об административном правонарушении, не соответствует номеру лотерейного билета, описанного в протоколе осмотра места происшествия от 01.02.2018 года.
С учетом этих обстоятельства административный протокол по делу нельзя признать допустимым доказательством по делу.
Из материалов дела кроме вышеизложенного следует, что УФСП РА филиала ФГУП «Почта России» с. Майма осуществляет реализацию лотерейных билетов «Русское лото», «Жилищная лотерея», «Золотая подкова» на основании агентского договора, заключенного между ФГУП «Почта России» и ЗАО «Тоговый дом «Столото» и является распространителем лотерей.
Из Протокола № 1 от 01 февраля 2018 года, составленного главным государственным налоговым инспектором ФИО7, следует, что 01.02.2018 года в 12 часов 20 минут сотрудник филиала УФСП РА ФГУП «Почта России» при осуществлении деятельности по распространению лотерейного билета «Русское лото» стоимостью 100 рублей не провел идентификацию клиента. Правила внутреннего контроля по идентификации при продаже лотерейных билетов разработаны только в части выдачи физическим лицам выигрышей в сумме, превышающей 15 000 рублей.
Указанное обстоятельство послужило основанием для возбуждения административного дела, составления административного протокола и вывода административного органа о нарушении филиалом УФСП РА ФГУП «Почта России» статьи 7 Закона N 115-ФЗ и признания директора филиала УФСП РА ФГУП «Почта России» ФИО2 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
Согласно пункту 8 статьи 2 Федерального закона «О лотереях» от 11.11.2003 N 138-ФЗ (далее - Закон N 138-ФЗ) под проведением лотереи понимается осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.
В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Закона N 138-ФЗ распространитель лотерейных билетов - лицо, осуществляющее распространение лотерейных билетов среди участников лотереи, прием лотерейных ставок, выплату, передачу или предоставление выигрышей на основании заключенного с организатором лотереи или оператором лотереи договора.
Следовательно, распространитель лотерейных билетов является организацией, проводящей лотереи.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) настоящий федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
В силу статьи 5 Закона N 115-ФЗ организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме, относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом.
Согласно статье 3 Закона N 115-ФЗ операции с денежными средствами или иным имуществом - действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.
В силу статьи 4 Закона N 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся, в частности, организация и осуществление внутреннего контроля.
Осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров (статья 3 Закона N 115-ФЗ).
В силу положений статьи 6 Закона N 115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей, либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций, в том числе: иные сделки с движимым имуществом, к которым относится получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2, 1.4, 1.4-1 и 1.4-2 настоящей статьи, установив следующие сведения: в отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), а в случаях, предусмотренных пунктами 1.11 и 1.12 настоящей статьи, фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серию и номер документа, удостоверяющего личность, а также иную информацию, позволяющую подтвердить указанные сведения.
Согласно пункту 1.1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводятся при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов - физических лиц платежей, страховых премий, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).
На основании вышеизложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что филиал УФСП РА ФГУП «Почта России» обязан идентифицировать только тех лиц, в пользу которых производятся денежные выплаты в виде выигрыша и выплаты в размере или свыше 600000 рублей, а также лиц, в отношении которых осуществляется прием денежных средств свыше 15000 рублей.
Поскольку из материалов административного дела случаи выигрыша и (или) выплаты на такую сумму не установлены, и приема платежей по покупке лотерейного билета свыше 15000 рублей не было, правила внутреннего контроля разработаны и ответственное лицо назначено, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, в действиях директора филиала УФСП РА ФГУП «Почта России» также отсутствует.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
На основании вышеизложенного судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Майминского районного суда Республики Алтай от 29 мая 2018 года, которым постановление заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Республики Алтай по РА от 27.02.2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, в отношении директора УФПС Республики Алтай филиал ФГУП «Почта России» ФИО2 оставить без изменения, жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Республики Алтай по РА ФИО1 – без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Республики Алтай Б.Е. Антух