дело № 21-590/2017
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного суда Республики Коми Соболев В.М., при секретаре Вахниной Т.В., рассмотрев 19 июля 2017 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре дело по жалобе ПАО "МРСК Северо-Запада" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17 мая 2017 года, которым
постановление Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми от 17 марта 2017 года № 44 о привлечении ПАО «МРСК Северо-Запада» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставлено без изменения, жалоба ПАО «МРСК Северо-Запада» - без удовлетворения,
установил:
Постановлением начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми ФИО1 № "номер" от 17 марта 2017 года ПАО «МРСК Северо-Запада» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного штрафа в размере 300000 рублей.
Не согласившись с постановлением, ПАО «МРСК Северо-Запада» обратилось в суд с жалобой.
Судом вынесено вышеприведённое решение.
Не согласившись с решением суда, ПАО «МРСК Северо-Запада» обратилось в Верховный суд Республики Коми с жалобой, в которой просит его отменить, либо снизить размер назначенного наказания.
Защитник ПАО «МРСК Северо-Запада» ФИО2 поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав защитника ПАО «МРСК Северо-Запада», прихожу к следующему.
Часть 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима.
Леса подлежат охране от пожаров, загрязнения (в том числе радиоактивными веществами), защите от вредных организмов и иного негативного воздействия (часть 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов является одним из видов использования лесов.
Пунктами 4, 5 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонных линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков. Порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 8 приказа Рослесхоза от 10 июня 2011 года № 223 «Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов» в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляется:
а) прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов;
б) обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта, сооружения, являющегося его неотъемлемой технологической частью, или крайней точки его вертикальной проекции, увеличенное на 2 метра;
в) вырубка сильноослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты.
В силу пункта 16 вышеназванного Приказа, лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными средствами.
Согласно пункту 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку рубок (лесосек) от порубочных остатков.
В соответствии с пунктом 19 указанных Правил, срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Пунктами 34, 35 названных Правил, просеки, на которых находятся линии электропередачи и связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Из материалов дела следует, что письмом № "номер" от "дата" ПО «Сыктывкарские электрические сети» филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» уведомило ГУ «"наименование лесничества"» о том, что с "дата" будут проводиться мероприятия по расчистке просек ВЛ-10 кВ., находящихся в том числе, в квартале "наименование лесничества" ВЛ-10 кВ яч.603 ПС «Краснозатонская» - ТП №402 отпайки на КТП №№746,747 "наименование лесничества", между пролетами № 66-98, в квартале 11, 17 Краснозатонского участкового лесничества ГУ «Сыктывкарское лесничество» ВЛ-10 кВ яч.616 ПС «Краснозатонский» - ТП №405 – ТП №402 отпайки на КТП №№ 713, КТП №№ 767, 1047, 745, 749, 769 пгт.Краснозатонский, между пролетами №24-37, 38-50, 69-76, 82-86, на площади 4,88 и 3,21 га соответственно, на землях "наименование лесничества".
"дата" при осмотре, обследовании лесных участков в кварталах 11, 17 "наименование лесничества" было установлено, что в квартале 17 "наименование лесничества" ВЛ-10 кВ яч.603 ПС «Краснозатонская» - ТП №402 отпайки на КТП №№746,747 "наименование лесничества", между пролетами № 66-98 и установлено, что на 09.08.2016 расчистка не производилась. Трасса заросла неликвидной древесиной пород: береза, ива, осина. Между пролетами 99-112 трасса расчищена полностью, а именно неликвидная древесина пород: березы, ива, осины срублена и уложена в два вала высотой от 0,2 до 0,8 метра и шириной 1 метр на протяжении всей длинны пролета. Расстояния до стены леса одного вала от 2 до 4 метров, а другого от 5 до 10 метров.
В квартале 11, 17 "наименование лесничества" ВЛ-10 кВ яч.616 ПС «Краснозатонский» - ТП №405 – ТП №402 отпайки на КТП №№ 713, КТП №№ 767, 1047, 745, 749, 769 пгт.Краснозатонский, между пролетами №24-37, 38-50, 69-76, 82-86 трасса расчищена полностью, а именно неликвидная древесина пород: березы, ивы, осины срублена и уложена в три вала высотой от 0,5 до 1,5 метров и шириной от 1 до 1,5 метров на протяжении всей длины пролета. Расстояния до стены леса от 5 до 10 метров. Работы осуществлялись путем доведения ширины охранной зоны линии электропередач до нормативного размера путем рубки лесных насаждений в охранной зоне.
Постановлением Правительства Республики Коми от 25 апреля 2016 года № 213 был установлен особый противопожарный режим с 30 апреля 2016 года, который действовал до его отмены постановлением Правительства Республики Коми от 15 сентября 2016 года № "номер".
Факт совершения ПАО «МРСК Северо-Запада» административного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении № 1-2017 от 31 января 2017 года, фототаблицей к нему, актом осмотра, обследования лесного участка № "номер" от 09 августа 2016 года, другими материалами дела.
Факт совершения ПАО «МРСК Северо-Запада» правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и его виновность в совершении данного правонарушения подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами, относимость, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает.
Оценив совокупность представленных доказательств всесторонне, полно и объективно по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо и судья городского суда пришли к обоснованному выводу о доказанности вины ПАО «МРСК Северо-Запада» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований не соглашаться с выводами должностного лица и судьи городского суда не имеется.
Проведение осмотра лесов в отсутствие представителя юридического лица нарушением установленных требований закона не является и не свидетельствует о недопустимости доказательств, положенных в основу вывода о виновности привлекаемого лица.
Правонарушение по настоящему делу выявлено не в ходе проверки, а в результате текущего патрулирования лесов, являющегося самостоятельным мероприятием по контролю в лесах, что соответствует статье 96 Лесного кодекса Российской Федерации, пункту 12 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 года № 394, статье 13.2 Федерального закона № 294-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 1 Федерального закона N 294-ФЗ положения названного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
При осуществлении мероприятий по контролю в ходе патрулирования лесов должностные лица не вступали во взаимодействие с юридическим лицом. С учётом изложенного нормы вышеуказанного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, по настоящему делу не подлежат применению.
Доводы жалобы о невозможности установления на каком лесном участке и когда проводилась фотосъёмка, отсутствии возможности проверки наличия порубочных остатков вследствие снежного покрова подлежат отклонению, поскольку совокупность имеющихся материалов свидетельствует о наличии порубочных остатков на просеках в период особого противопожарного режима, что образует состав вменённого обществу административного правонарушения.
Доводы жалобы о наличии оснований для применения норм части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях аналогичны доводам, оценка которым дана как при вынесении постановления по делу об административном правонарушении, таки при рассмотрении жалобы Сыктывкарским городским судом Республики Коми. Оснований не согласиться с выводами должностного лица и городского суда не усматриваю.
Обязанность очистки просек от порубочных остатков существует вне зависимости от извещения в адрес юридических лиц, осуществляющих использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, "наименование лесничества" об этом.
Отсутствие подъездных путей, не наступление вредных последствий, а также отсутствие нарушений на момент рассмотрения данной жалобы, не являются исключительными обстоятельствами, и должны оцениваться исходя из высокой степени общественной опасности совершённого правонарушения, поскольку объектом посягательства которого является установленный нормативными правовыми актами порядок обеспечения пожарной безопасности в лесах, и как следствие, возможное возникновение и наступление неотвратимых последствий в виде уничтожение имущества, угроза негативного воздействия на окружающую среду при неисполнении правил санитарной безопасности в лесах ещё и в условиях особого противопожарного режима.
Порядок и срок давности привлечения ПАО «МРСК Северо-Запада» к административной ответственности не нарушены, наказание назначено должностным лицом в пределах санкции части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, должностным лицом и судьёй городского суда при рассмотрении жалобы не допущено, в связи с чем, оснований для отмены вынесенного решения суда, либо об изменении назначенного наказания, как о том ставится вопрос в жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьёй 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л :
Решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17 мая 2017 года оставить без изменения, жалобу ПАО «МРСК Северо-Запада» - без удовлетворения.
Судья В.М. Соболев