дело № 21-590/2019
Р Е Ш Е Н И Е
13 августа 2019 года гор. Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника Службы финансового надзора РК ФИО2 на решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 28 мая 2019 года № 12-177/2019,
у с т а н о в и л :
постановлением начальника Службы финансового надзора Республики Крым ФИО2 от 19 марта 2019 года № 1, должностное лицо — начальник МКУ «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым» (далее - ДАГЗОиМИ) ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения по ст. 15.15.7 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10000,00 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, ФИО3 подала жалобу в Железнодорожный районный суд г. Симферополя Республики Крым.
Решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 28 мая 2019 года указанное постановление от 19 марта 2019 года № 1 отменено, дело об административном правонарушении направлено на новое рассмотрение в Службу финансового надзора Республики Крым.
Не согласившись с указанным решением, начальник Службы финансового надзора РК ФИО2 подал жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит данное решение суда отменить, как незаконное.
Жалоба мотивирована тем, что выводы суда основаны на неверном толковании норм КоАП РФ и Порядка учета бюджетных обязательств получателей средств бюджета муниципального образования городской округ ФИО4, утвержденного приказом финансового управления Администрации города Феодосии от 21.01.2016 года №8. Судом также не изучены материала дела, послужившие основанием для составления протокола и дальнейшего привлечения к административной ответственности должностного лица начальника МКУ «ДАГЗОиМИ» ФИО3
Изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, заслушав представителя Службы финансового надзора Республики Крым ФИО5, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Состав правонарушения, предусмотренного нормой статьи 15.15.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, образует нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет или порядка бюджетного учета казенным учреждением показателей бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, а также принятых бюджетных и денежных обязательств.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что при проведении Службой финансового надзора Республики Крым с 11.12.2018 года по 24.12.2018 года внеплановой проверки полноты освоения бюджетных средств, выделенных из бюджета Республики Крым муниципальному образованию городской округ ФИО4 в Администрации г. Феодосия и ее структурных подразделениях за период с 01.01.2018 года по 10.12.2018 года установлено, что между ДАГЗОиМИ в лице начальника ФИО3 и Муниципальным унитарным предприятием муниципального образования городской округ ФИО4 «Геоинформационный центр г. Феодосия» (далее -Центр) в лице директора ФИО6 заключено 8 муниципальных контрактов.
Проверкой данных бухгалтерского учета ДАГЗОиМИ установлено, что кредиторская задолженность не числится, так как согласно предоставленным к проверке журналу регистрации обязательств, оборотно-сальдовым ведомостям по счету 302 «Расчеты по принятым обязательствам» и 502 «Обязательства», карточке счета 502 «Обязательства» за период с января 2018 года по 18 декабря 2018 года обязательства по вышеуказанным муниципальным контрактам с Центром в бухгалтерском учете ДАГЗОиМИ не отражены; согласно отчету о бюджетных обязательствах по состоянию на 01.10.2018 года не отражены бюджетные обязательства по муниципальным контрактам; согласно информации об исполнении бюджетных обязательств МКУ «Финансовое управление Администрации по состоянию на 21.12.2018 года ДАГЗОиМИ не зарегистрированы бюджетные обязательства по муниципальным контрактам.
По результатам проверки сделан вывод о нарушении п. 3 ст. 158, п. 2, 3 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ, ч. 1, 3 ст. 9, ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 8 Порядка учета бюджетных обязательств получателей средств бюджета муниципального образования городской округ ФИО4, утвержденного приказом финансового управления Администрации города Феодосии от 21.01.2016 года №,8 п. 254, п. 318 Приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н (ред. от 28.12.2018) "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (Зарегистрированного в Минюсте России 30.12.2010 за № 19452) (далее - Приказ № 157н), а именно: не зарегистрированы бюджетные обязательства в УФК по РК, не отражены муниципальные контракты на общую сумму <данные изъяты>. на счету 502 «Обязательства» по состоянию на 18.12.2018 года, а также не отражены акты сдачи - приемки выполненных работ на общую сумму <данные изъяты>
На основании материалов, указывающих на наличие административного правонарушения, полученных при проведении внеплановой проверки полноты освоения бюджетных средств, выделенных из бюджета Республики Крым муниципальному образованию городской округ ФИО4 в Администрации г. Феодосия и ее структурных подразделениях Службой финансового надзора Республики Крым (далее-Служба), вынесено определение от 22 января 2019 года о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении начальника ДАГЗОиМИ — ФИО3
19 марта 2019 года в отношении ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении о совершении последней административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.15.7 КоАП РФ, в части нарушения порядка бюджетного учета принятых бюджетных и денежных обязательств.
Постановлением начальника Службы финансового надзора Республики Крым ФИО2 от 19 марта 2019 года № 1 начальник ДАГЗОиМИ - ФИО3, признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.15.7 КоАП РФ.
Отменяя вышеуказанное постановление должностного лица, судья районного суда пришел к выводу о том, что в протоколе об административном правонарушении и постановлении должностного лица неверно указана дата совершения административного правонарушения. Содержащееся в протоколе и постановлении описание события административного правонарушения не содержит сведений, в чем конкретно заключаются нарушения совершенные ФИО3 В протоколе и постановлении, не указано где именно, не отражены и не зарегистрированы бюджетные обязательства по соответствующим муниципальным контрактам. Протокол и постановление не содержат указание на время совершения административного правонарушения. Определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 22.01.2019 года не содержит сведений о разъяснении прав и обязанностей, предусмотренных КоАП РФ физическому лицу, в отношении которого оно вынесено.
Однако такие выводы судьи районного суда являются преждевременными, сделаны без исследования всех обстоятельств дела, без учета требований ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2, 26.11 КоАП РФ.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Как усматривается, требования приведенных выше норм о всестороннем и полном рассмотрении дела судьей районного суда не выполнены.
Так, в соответствии с п. 8 Порядка учета бюджетных обязательств получателей средств бюджета муниципального образования городской округ ФИО4, утвержденного приказом финансового управления Администрации города Феодосии от 21.01.2016 № 8 (далее - Порядок № 8) сведения о бюджетном обязательстве, возникшем на основании муниципального контракта направляются в УФК по Республике Крым не позднее трех рабочих дней со дня заключения муниципального контракта.
При этом, в соответствии с частью 1 статьи 4.8 КоАП РФ сроки, предусмотренные настоящим Кодексом, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока.
Как усматривается, первые муниципальные контракты заключены 13.08.2018 года, следовательно, в понимании вышеназванной нормы КоАП РФ со следующего дня, т.е. с 14.08.2018 и в течение трех рабочих дней бюджетные обязательства должны были быть зарегистрированы на счете 502.00 «Обязательства» МКУ «Департамент архитектуры, градостроительств, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города ФИО4», контракты включены в реестр контрактов, и, как следствие, зарегистрированы в Управлении федерального казначейства по Республики Крым, а также отражены на счете 302.00 «Расчеты по принятым обязательствам», который предназначен для учета расчетов по принятым учреждением обязательствам в рамках исполнения организациями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств, государственных (муниципальных) контрактов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и (или) на приобретение объектов недвижимости государственной (муниципальной) собственности, за поставленные материальные ценности, оказанные услуги, выполненные работы, по иным основаниям, вытекающим из условий договоров, соглашений.
Судом оставлено без внимания, что в постановлении органа, так же как и в протоколе об административном правонарушении указана суть выявленного нарушения, которая заключается в не отражении МКУ «Департамент архитектуры, градостроительств, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города ФИО4» на счете 502.00 «Обязательства» бюджетных обязательств на сумму 98 621,00 руб., не включении контрактов в реестр контрактов, и, как следствие, не регистрации в Управлении федерального казначейства по Республики Крым, а также не отражении на счете 302.00 «Расчеты по принятым обязательствам», который предназначен для учета расчетов по принятым учреждением обязательствам в рамках исполнения организациями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств, государственных муниципальных) контрактов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и или) на приобретение объектов недвижимости государственной (муниципальной) собственности, за поставленные материальные ценности, оказанные услуги, выполненные работы, по иным основаниям, вытекающим из условий договоров, соглашений.
Порядком, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 19.08.2014 № 285 определен механизм осуществления Крымфиннадзором полномочий по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений (далее - Порядок № 285).
На основании п. 50 Порядка № 285 предусмотрено, что срок проведения контрольных действий по месту нахождения объекта контроля при осуществлении выездной проверки (ревизии) должностным лицом (должностными лицами) Службы составляет не более 30 рабочих дней.
В соответствии с пунктом 68 Порядка № 285 результаты выездной проверки (ревизии) оформляются актом, который составляется в трех экземплярах и подписывается должностным лицом (должностными лицами) Службы в течение 15 рабочих дней, исчисляемых со дня, следующего за днем подписания справки о завершении контрольных действий.
Пунктом 71 указанного Порядка предусмотрено, что второй экземпляр акта выездной проверки (ревизии) в течение 3 рабочих дней со дня его подписания должностным лицом (должностными лицами) Службы вручается (направляется) объекту контроля в порядке, установленном Административным регламентом. Дата вручения (направления) объекту контроля акта выездной проверки (ревизии) является днем окончания выездной проверки (ревизии).
Примечанием к статье 28.1 КоАП РК предусмотрено, что при наличии предусмотренного пунктом 1 части 1 настоящей статьи повода к возбуждению дела об административном правонарушении в случае, если достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, обнаружены должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в ходе проведения проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, дело об административном правонарушении может быть возбуждено после оформления акта о проведении такой проверки.
Кроме того, судом первой инстанции оставлено без внимания, что в приложении к определению о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования имеется приложение о «Разъяснение прав и обязанностей лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (законного представителя юридического лица)», на котором имеется подпись, ФИО3
При таких обстоятельствах судьей районного суда преждевременно отменено постановление начальника Службы финансового надзора Республики Крым ФИО2 от 19 марта 2019 года № 1 по указанным судом основаниям.
Как усматривается, материалы дела содержат достаточно сведений, позволяющих установить наличие либо отсутствие вины должностного лица, начальника МКУ «ДАГЗОиМИ» ФИО3
Постановление от 19 марта 2019 года № 1, протокол об административном правонарушении от 19 марта 2019 года в отношении должностного лица, содержат надлежащее описание обстоятельств события вмененного в вину правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.7 КоАП РФ, что отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ. Оценка доказательств производиться в совокупности с иными материалами дела по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Допущенное судьей районного суда нарушение требований норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным, повлияло на всесторонность и полноту рассмотрения дела, обстоятельства, имеющие значение для правильного его разрешения, выяснены не были.
С учетом указанного, решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 28 мая 2019 года № 12-177/2019 не может быть признано законным.
В силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд выносит решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Срок привлечения к административной ответственности по данному делу в соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ в настоящее время не истек.
Таким образом, решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 28 мая 2019 года подлежит отмене, а дело – направлению на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить указанные нарушения, принять законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Верховный Суд Республики Крым,
р е ш и л:
жалобу начальника Службы финансового надзора РК ФИО2 на решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 28 мая 2019 года № 12-177/2019 – удовлетворить.
Решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 28 мая 2019 года № 12-177/2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица — начальника МКУ «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым» ФИО1 – отменить, дело возвратить в тот же суд на новое судебное рассмотрение.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья <данные изъяты> Е.Г. Тимошенко
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>