ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-590/2021 от 09.11.2021 Костромского областного суда (Костромская область)

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Кострома 9 ноября 2021 года

Судья Костромского областного суда Шагабутдинов А.А. рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу законного представителя ООО «Управляющая компания ЖКХ № 1» - директора ФИО1 на постановление административной комиссии в городском округе город Кострома от 14 июля 2021 года № 899, решение судьи Ленинского районного суда города Костромы от 24 сентября 2021 года, вынесенные в отношении ООО «Управляющая компания ЖКХ № 1» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 2.18 Закона Костромской области «Кодекс Костромской области об административных правонарушениях».

Огласив жалобу, заслушав директора ООО «Управляющая компания ЖКХ № 1» ФИО1, представителя административной комиссии в городском округе город Кострома ФИО2, выступающую на основании доверенности, судья Костромского областного суда

у с т а н о в и л:

постановлением административной комиссии в городском округе город Кострома от 14 июля 2021 года № 899, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда города Костромы от 24 сентября 2021 года, ООО «Управляющая компания ЖКХ № 1» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 2.18 Закона Костромской области «Кодекс Костромской области об административных правонарушениях», и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе директор ООО «Управляющая компания ЖКХ № 1» ФИО1 просит об отмене вынесенных в отношении ООО «Управляющая компания ЖКХ № 1» постановления административного органа и решения судьи, считая их незаконными.

Проверив материалы и обстоятельства дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав участников производства по делу об административном правонарушении, нахожу необходимым принятие следующего решения.

В соответствии со статьей 2.18 Закона Костромской области «Кодекс Костромской области об административных правонарушениях» (нормы, цитируемые в настоящем решении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО «Управляющая компания ЖКХ № 1» к административной ответственности) нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления, устанавливающих правила благоустройства территорий муниципальных образований, принятых в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Законом Костромской области от 16 июля 2018 года № 420-6-ЗКО «О содержании правил благоустройства территории муниципального образования Костромской области и порядке определения границ прилегающих территорий», за исключением случаев, предусмотренных статьями 2.1-2.17 настоящего Кодекса, если эти нарушения не являются нарушением правил и норм, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, и не подпадают под действие положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно Правилам благоустройства города Костромы, утвержденным решением Думы города Костромы от 25 апреля 2013 года № 60, обязанность по обеспечению своевременной уборки земельных участков возлагается на хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на территории города Костромы, в соответствии с настоящими Правилами, а также на собственников либо арендаторов зданий, в том числе не осуществляющих предпринимательскую деятельностью, а именно: своевременно производить окос травы, за исключением культурно-цветковых растений (подпункт 3.1 части 1 статьи 4); высота травяного покрова на территории города Костромы не должна превышать 20 сантиметров (часть 11 статьи 6).

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, основанием для привлечения ООО «Управляющая компания ЖКХ № 1» к административной ответственности послужили изложенные в акте управления муниципальных инспекций администрации города Костромы от 2 июня 2021 года планового (рейдового) осмотра (обследования) территории, зданий, строений, сооружений и иных объектов, протоколе об административном правонарушении от 21 июня 2021 года № 225 и в постановлении о назначении административного наказания от 14 июля 2021 года № 899 выводы о том, что ООО «Управляющая компания ЖКХ № 1» 2 июня 2021 года в 10 часов 47 минут на территории земельного участка многоквартирного дома по адресу: <...> дом , в нарушение требований вышеуказанных норм не обеспечило окос травы, имеющей высоту от 50 до 70 сантиметров.

Вместе с тем состоявшиеся по делу акты законными признать нельзя.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении в числе иных обстоятельств подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Эти требования закона по настоящему делу административным органом и судом в полной мере не выполнены.

Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно статье 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Вывод о виновности ООО «Управляющая компания ЖКХ № 1» основан на акте управления муниципальных инспекций администрации города Костромы от 2 июня 2021 года планового (рейдового) осмотра (обследования) территории, зданий, строений, сооружений и иных объектов и протоколе об административном правонарушении от 21 июня 2021 года № 225.

Вместе с тем эти доказательства не свидетельствуют бесспорно, что ООО «Управляющая компания ЖКХ № 1» были нарушены требования Правил благоустройства города Костромы, утвержденных решением Думы города Костромы от 25 апреля 2013 года № 60.

В акте планового (рейдового) осмотра (обследования) территории, зданий, строений, сооружений и иных объектов от 2 июня 2021 года указано, что высота травяного покрова на территории земельного участка многоквартирного дома по адресу: <...> дом , превышает 20 сантиметров (л.д. ).

В протоколе об административном правонарушении от 21 июня 2021 года № 225 указано: высота травяного покрова превышает 20 сантиметров (от 50 до 70 сантиметров) (л.д. ).

Названные акт и протокол не содержат сведений о том, каким способом определена высота травяного покрова.

К акту приобщена фотография, на которой зафиксирована линейка, размещенная в травяном покрове (л.д. ). При этом шкала линейки, ее штрихи с числовыми обозначениями не просматриваются, на видимом (верхнем) крае линейки имеются обозначение цифр 5 и 0, без указания единицы измерения и с признаками нанесения этих цифр вручную. Место соприкосновения нижнего края линейки с землей (начальной точки измерения) на фотографии не видно.

В акте сведения о примененном средстве измерения не приведены.

Таким образом, по настоящему делу отсутствуют объективные и достоверные результаты измерения, позволяющие сопоставить их с нормативными требованиями о высоте травы.

Заявлению представителя ООО «Управляющая компания ЖКХ № 1» в заседании Ленинского районного суда города Костромы о недостатках при осуществлении измерения судом оценка не дана.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Допущенное нарушение при оценке доказательств по делу об административном правонарушении является существенным, поскольку представленные доказательства не соответствуют положениям статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о достаточности для установления юридически значимых обстоятельств совершения административного правонарушения, определенных статьей 26.1 названного Кодекса, и позволяющих установить наличие события административного правонарушения, лицо, не выполнившее обязанности в области благоустройства, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения.

Указанное влечет отмену постановления административной комиссии в городском округе город Кострома от 14 июля 2021 года № 899 и решения судьи Ленинского районного суда города Костромы от 24 сентября 2021 года, состоявшихся по настоящему делу, и прекращение производства в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Костромского областного суда

р е ш и л:

постановление административной комиссии в городском округе город Кострома от 14 июля 2021 года № 899, решение судьи Ленинского районного суда города Костромы от 24 сентября 2021 года, вынесенные в отношении ООО «Управляющая компания ЖКХ № 1» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 2.18 Закона Костромской области «Кодекс Костромской области об административных правонарушениях», отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Судья ______________________________