ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-591/19 от 25.09.2019 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Дело № 21-591/2019

РЕШЕНИЕ

г. Кемерово 25 сентября 2019 г.

Судья Кемеровского областного суда Ершова Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении АО Разрез «Шестаки по жалобе генерального директора общества на постановление по делу и решение судьи Гурьевского городского суда от 2 августа 2019г.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Кемеровской области от 13 мая 2019 г. АО Разрез «Шестаки» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе генеральный директор общества просил постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения, ссылаясь на нарушение порядка проведения выездной проверки в части сроков уведомления; отсутствие по делу сведений о наличии угрозы причинения вреда; отсутствие состава правонарушения.

Решением судьи Гурьевского городского суда от 2 августа 2019 г. в удовлетворении жалобы было отказано.

В жалобе генеральный директор общества просит постановление и решение отменить, прекратить производство по делу, ссылаясь на те же доводы, а также, указывая на наличие на момент проверки оригиналов паспортов установки очистки газа, в которые внесены необходимые сведения, которые не были представлены проверяющим; отсутствие необходимости указание в паспорте сведений о ремонтах, замене, модернизации отдельных узлов оборудования; отсутствие нарушений, влекущих загрязнение атмосферного воздуха.

Проверив материалы дела, выслушав защитника общества Логунову Е.А. (доверенность от 22 июля 2019г.), поддержавшую доводы жалобы, прихожу к следующему.

Из материалов дела следует, что по результатам проведения внеплановой выездной проверки в отношении АО Разрез «Шестаки» 5 апреля 2019г. выявлено нарушение требований ч. 1 ст. 16.1, абз. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 4 мая 1999г. № 96 «Об охране атмосферного воздуха», п. 32 Правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденные Приказом Минприроды России от 15 сентября 2017 г. № 498, что выразилось в отсутствии в представленных паспортах установок очистки воздуха №№ 5, 6, 7, 8, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> сведений о проведенных ремонтах, замене или модернизации отдельных узлов оборудования очистки газа; записи эксплуатационных показателей работы установок очистки газа, подлежащие контролю.

Обстоятельства правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении, паспортами установок очистки газа, актом проверки, иными материалами дела.

Перечисленным доказательствам должностное лицо дало верную оценку, обоснованно установив вину общества в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ, в соответствии с которой наступает ответственность за нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух оборудования.

Согласно п. 21 Правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных Приказом Минприроды России от 15 сентября 2017 г. № 498, технический осмотр ГОУ и проверка показателей работы ГОУ, подлежащих контролю и указанных в паспорте ГОУ, включая проведение лабораторных измерений при необходимости, должны проводиться не реже двух раз в год, если документацией изготовителя ГОУ или руководством (инструкцией) по эксплуатации не предусмотрено иное.

Сведения о результатах технического осмотра, проверки фактических показателей работы, планово-предупредительного или внепланового ремонта, устранения обнаруженных неисправностей должны заноситься в паспорт ГОУ в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня окончания указанных работ (п. 30 Правил).

В соответствии с п. 32 Правил паспорт ГОУ должен содержать: регистрационный номер ГОУ в реестре ГОУ; информацию о ГОУ, в том числе наименование, тип и назначение, сведения об изготовителе ГОУ, о месте установки ГОУ и дате начала эксплуатации; наименование, организационно-правовую форму и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии), дату государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющих эксплуатацию ГОУ; сведения о должностном лице, ответственном за эксплуатацию ГОУ, в том числе должность, фамилия, имя, отчество (при наличии); схемы устройства ГОУ и наиболее важных узлов (блоков), входящих в состав газоочистной установки, включая схемы размещения и характеристики контрольно-измерительных приборов и автоматических средств управления (далее - КИП и автоматики), схемы размещения и характеристики мест отбора проб, оборудования для измерения параметров отходящих газов, необходимых для определения фактической эффективности работы ГОУ; технические характеристики ГОУ, включая производительность, перечень обезвреживаемых вредных (загрязняющих) веществ и эффективность работы ГОУ по каждому загрязняющему веществу, показатели температуры, давления, влажности газовоздушной смеси на входе в ГОУ и на выходе из ГОУ, эффективность работы ГОУ, объем водопотребления, перечень и объемы потребления топливно-энергетических ресурсов, перечень и объемы основных и вспомогательных материалов, типы и объемы очистных катализаторов, объем и характеристики образующихся отходов, сточных вод при их образовании в процессе очистки и (или) обезвреживания выбросов; показатели работы ГОУ, подлежащие контролю при проверках работы данного вида и типа ГОУ.

К паспорту ГОУ должны прилагаться, в том числе, сведения об осмотрах и проверках ГОУ, включая проверки показателей работы ГОУ, об отклонениях показателей работы ГОУ от технических характеристик ГОУ, содержащихся в паспорте ГОУ, об обнаруженных неисправностях и отчеты об их устранении; сведения об остановках ГОУ, о проведенных планово-предупредительных или внеплановых ремонтах, акты сдачи-приемки ГОУ при первичном и всех последующих вводах в эксплуатацию, в том числе после ремонта, реконструкции, модернизации; иные документы, необходимые для обеспечения бесперебойной и безаварийной эксплуатации ГОУ на уровне проектных очистки и (или) обезвреживания выбросов, которые хозяйствующий субъект считает необходимым приложить (п. 33 Правил).

Должностным лицом и судом установлено, материалами дела подтверждается, что в нарушение требований Федерального закона № 96-ФЗ и Правил эксплуатации установок очистки газа, паспорта установок очистки газа не заполнены в соответствии с формой, установленной Правилами, а именно в них отсутствуют сведения о проведенных ремонтах, замене или модернизации отдельных узлов оборудования очистки газа; записи эксплуатационных показателей работы установок очистки газа, подлежащие контролю.

Анализ указанных выше требований, а также выявленных нарушений позволял прийти к выводу о наличии в действиях общества нарушений требований природоохранного законодательства.

Доводы жалобы обоснованно отвергнуты.

На момент проверки и до вынесения постановления должностному лицу не были представлены какие-либо иные паспорта, кроме имеющихся в деле и утвержденных главным инженером общества. Не указывалось также на ошибочность предоставленных должностному лицу копий паспортов в ходе производства по делу и при написании объяснений (л.д.64). Приобщенные к жалобе копии паспортов имеют иные регистрационные номера.

Доказательства, свидетельствующие о том, что АО Разрез «Шестаки» приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалы дела не представлены.

Доводы о существенном нарушении при производстве по делу об административном правонарушении прав и законных интересов общества, а именно, требований Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части сроков уведомления о проведении внеплановой выездной проверки также обоснованно отвергнуты.

При этом, судья исходил из положений ч. 16 ст. 10 Федерального закона № 294, в соответствии с которым требование уведомления юридического лица исключается в случае проведения внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи.

По делу установлено, что основанием проведения проверки явилось мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), составленное по результатам рейдового осмотра территории в районе <адрес> Беловского муниципального района, направленное в Управление Росприроднадзора о факте возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда окружающей среде.

Отбор проб атмосферного воздуха, проведенный на санитарно-защитной зоне в целях предварительной проверки поступившего представления, подтвердил превышение загрязняющих веществ (диоксида азота) в атмосферном воздухе, что также подтверждает обоснованность поступившей в Управление информации об угрозе причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью граждан.

Выявленные нарушения Правил в части отсутствия необходимых сведений о работе, ремонте установок очистки газа в паспортах свидетельствуют о ненадлежащей эксплуатации указанных установок, что не исключает угрозу загрязнения воздуха.

Основания для отмены постановления и решения отсутствуют.

Руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Кемеровской области от 13 мая 2019 г., решение судьи Гурьевского городского суда от 2 августа 2019 г. оставить без изменения, жалобу генерального директора АО Разрез «Шестаки» - без удовлетворения.

Судья Т.А. Ершова