Судья Автушин Ф.А Дело № 21-594/2017
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Машкина И.М.,
при секретаре Глобу Н.В.,
рассмотрев 19 июля 2017 года в г.Сыктывкаре жалобу представителя ГБУ РК "Национальная библиотека Республики Коми" ФИО1 и дополнения к ней на решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 30 мая 2017 года, которым постановление заместителя главного государственного инспектора города Сыктывкара по пожарному надзору ФИО2 об административном правонарушении <Номер обезличен> от 04 апреля 2017 года о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3, 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - оставлено без изменения, жалоба государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Национальная библиотека Республики Коми" - без удовлетворения,
установил:
постановлением заместителя Главного государственного инспектора г.Сыктывкара по пожарному надзору ФИО2 <Номер обезличен> от 04.04.2017 ГБУ РК "Национальная библиотека Республики Коми" признано виновным в совершении административного правонарушения по ч.1, 3 и 4 ст.20.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением должностного лица, ГБУ РК "Национальная библиотека Республики Коми" обратилось с жалобой в Сыктывкарский городской суд.
По результатам рассмотрения жалобы судьей Сыктывкарского городского суда принято вышеизложенное решение.
В жалобе и дополнениях к ней, поданных в Верховный Суд Республики Коми, представитель ГБУ РК "Национальная библиотека Республики Коми" ФИО1 просит отменить вынесенные постановление должностного лица и решение судьи, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и заслушав объяснения представителя ГБУ РК "Национальная библиотека Республики Коми" ФИО3, должностных лиц административного органа ФИО4, ФИО5, прихожу к следующему.
Часть 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно части 3 ст. 20.4. КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Часть 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
По смыслу статьи 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении должно быть мотивированным, что предполагает оценку и исследование всех доводов лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и не допускает возможность произвольного отклонения объяснений данного лица.
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Из протокола об административном правонарушении <Номер обезличен> от 29.03.2017 усматривается, что в ходе проведения проверки соблюдения ГБУ "Национальная библиотека Республики Коми" требований пожарной безопасности были выявлены следующие нарушения :
1.Книгохранилище библиотеки не разделено на секции противопожарными перегородками 1-го типа площадью не более ... кв.м., чем нарушены требования п.4 ст.4, ст.59, ст.88 Федерального Закона от 22 июля 2008г. №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п.5.4.9 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям"; п.1.67 СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения".
2.Дверные проемы в ограждениях лифтовых шахт не защищены противопожарными дверями с пределом огнестойкости не менее El 30, чем нарушены требования п.4 ст.4, ч.16 ст.88 Федеральный Закон от 22 июля 2008г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п.7.22* СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений".
Из протокола <Номер обезличен> об административном правонарушении от 29.03.2017 усматривается, что в ходе проведения проверки соблюдения ГБУ "Национальная библиотека Республики Коми" требований пожарной безопасности были выявлены следующие нарушения:
1.В пожароопасных помещениях здания (книгохранилища категорий пожарной опасности В-2 (3) и классом пожароопасной зоны П-IIа) допущено использование электрооборудования (светильников) без средств пожаровзрывозащиты, чем нарушены требования п.1, п.10 ст.82 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п.131.3 ГОСТ Р 50571.1-2009 "Электроустановки низковольтные", п.7.4.5, п.7.4.32 таблица 7.4.3 ПУЭ "Правила устройства электроустановок". Из протокола об административном правонарушении №108 от 29.03.2017 в ходе проведения проверки соблюдения ГБУ "Национальная библиотека Республики Коми" требований пожарной безопасности были выявлены следующие нарушения :
1.на путях эвакуации (общий коридор цокольного и первого этажа, холла 2-го этажа) допущено применение материала (линолеум, паркет) с более высокой пожарной опасностью, чем В2, РП2, Д3, Т2, чем нарушены требования п.4, ст.4, ст.52, ст.53, ст.89 Федерального законна от 22.07.2008г. №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п.4.3.2 СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", п.6.25* СНиП 21-01.97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений"; СНиП 2.01.02-85* "Строительные нормы и правила. Противопожарные нормы".
2.Ширина эвакуационных выходов в свету из книгохранилищ, ведущих в лестничную клетку соединяющие ярусы, менее 0,8 метра (фактическая ширина 0,6м.), чем нарушены требования п.4 ст.4, ст.52, ст.53, ст.89 Федерального Закона от 22.07.2008г №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п.4.2.5 СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы"; п.6.16 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений"; примечание 2 п.4.2 СНиП II-А. 5-70 часть 2, глава 5 "Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений"; примечание 2 п.4.2 СНиП II-A.5-62 Часть II, раздел А. Глава 5 "Противопожарные требования. Основные положения проектирования".
3.Помещения книгохранилищ и библиотечного фонда не защищены автоматической установкой пожаротушения, чем нарушены требования п.4 ст.4, ст.52, ст.54 ФЗ от 22.07.2008г. №123-ФЗ ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п.А.1, А.10, п.27.1 таблица А3, приложения А (обязательное) СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования"; п.7.29 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений"; п.1, п.14, п.27.1 таблица 3 НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией".
4.В помещениях книгохранилищ 1,2,3-го этажей (помещений без естественного проветривания при пожаре) не предусмотрено удаление продуктов горения при пожаре системой вытяжной противодымной вентиляции, чем нарушены требования п.4 ст.4, ст.52, ст.85 ФЗ от 22.07.2008г. №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п/п и) п.8.2 СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляции и кондиционирование"; п/п г) СНиП 2.04.05-91* "Отопление, вентиляции и кондиционирование".
Указанные нарушения послужили основанием для привлечения ГБУ РК "Национальная библиотека Республики Ком" к административной ответственности по ч.ч. 1,3,4 ст.20.4 КоАП РФ и вынесении заместителем Главного государственного инспектора г.Сыктывкара по пожарному надзору ФИО2 постановления <Номер обезличен> от 04.04.2017.
Вместе с тем, при рассмотрении дела и оставлении постановления должностного лица без изменения, а жалобу ГБУ РК "Национальная библиотека Республики Коми" без удовлетворения, судьей городского суда не дана оценка указанным в жалобе доводам лица, привлекаемого к административной ответственности о том, что здание ГБУ РК "Национальная библиотека РК" введено в эксплуатацию в 1958 году, т.е. до введения в действие СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" и устранение выявленных нарушений возможно только в ходе капитального ремонта здания, в связи с чем привлечение учреждения за нарушение требований, предусмотренных указанным СНиП 21-01-97, не обоснованно.
Кроме того, в решении судьи городского суда не содержится выводов о доказанности вины учреждения в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ, несмотря на то, что постановление должностного лица, которым ГБУ РК "Национальная библиотека Республики Коми" привлечено к административной ответственности по ч.ч. 1,3,4 ст.20.4 КоАП РФ, признано законным.
Перечисленные выше нарушения является существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений, в частности, об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Принимая во внимание наличие указанных выше существенных процессуальных нарушений, допущенных судьей городского суда при рассмотрении дела, учитывая, что обстоятельства дела нижестоящим судом не были проверены в полном объеме, решение судьи Сыктывкарского городского суда от 30 мая 2017 года подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности по частям 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, по данному делу не истек.
При новом рассмотрении дела необходимо устранить все отмеченные выше недостатки, установить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, полно и всесторонне исследовать доказательства, представленные в материалы дела, дать оценку всем доводам лица, привлекаемого к административной ответственности, принять решение с учетом требований норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Решение судьи Сыктывкарского городского суда от 30 мая 2017 года, отменить.
Дело об административном правонарушении направить в тот же суд на новое рассмотрение.
Судья .
.