Судья Ваншейд А.К. Дело № 21-595/16
РЕШЕНИЕ
06 сентября 2016 года <...>
Судья Алтайского краевого суда Вегель А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула ФИО1 на решение судьи Центрального районного суда г. Барнаула от 20 июля 2016 года по делу по жалобе защитника комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула ФИО1 на постановление заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по г. Барнаулу подполковника полиции ФИО2 от 26 мая 2016 года № 22АЮ014725-18810322160710262040, которым
комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула (далее – Комитет, Комитет по дорожному хозяйству), ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: <...>,
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении от 18 мая 2016 года 22 АЮ № 014725, составленному государственным инспектором дорожного надзора отделения ДИ и ОД ОГИБДД УМВД России по г. Барнаулу старшим лейтенантом полиции ФИО3, ДД.ММ.ГГ в <данные изъяты>. установлено, что комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула на участках ул. Мамонтова, Новосибирской в границах Индустриального района г. Барнаула допущено нарушение п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее – Основные положения), выразившееся в недостатках текущего содержания дорог и улиц, имеющих в образовании отдельных дефектов покрытия проезжих частей улиц на следующих участках: ул. Мамонтова, 89 – выбоина длиной 230 см, шириной 60 см, глубиной 16 см; ул. Мамонтова, 118 – выбоина длиной 160 см, шириной 220 см, глубиной 16 см; ул. Мамонтова, 71 – выбоина длиной 150 см, шириной 200 см, глубиной 17 см; ул. Мамонтова, 56 – выбоина длиной 100 см, шириной 180 см, глубиной 12 см; ул. Новосибирская, 59/2 – выбоина длиной 40 см, шириной 100 см, глубиной 12 см; ул. Новосибирская, 55 – выбоина длиной 90 см, шириной 120 см, глубиной 14 см; ул. Новосибирская, 53 – выбоина длиной 100 см, шириной 70 см, глубиной 16 см. Указанные повреждения превышают предельные размеры, предусмотренные п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93, тем самым не соблюдены требования ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Действия Комитета квалифицированы по ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено вышеназванное постановление.
В жалобе, поданной в Центральный районный суд г. Барнаула, защитник Комитета по дорожному хозяйству ФИО1 просил отменить постановление должностного лица. Указывал на то, что в нарушение требований ч. 3 ст. 14, ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Комитет не был уведомлен о проведении сотрудниками полиции 16 мая 2016 года контрольных мероприятий, при составлении акта представитель Комитета не присутствовал; сотрудниками полиции не установлена категория проезжей части, в зависимости от которой подлежит устранению несоответствие; в соответствии со ст. 4 Порядка содержания, ремонта и капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа – города Барнаула, утвержденного приказом комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула от 10 февраля 2016 года № 10, организация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог осуществляется подрядными организациями, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании, ремонте и капитальном ремонте, установленным техническими регламентами и другими нормативными документами, возлагается на лиц, осуществляющих содержание, ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог. Кроме того, указывал, что согласно утвержденному муниципальному заданию, выданному Комитетом муниципальному бюджетному учреждению «Автодорстрой» г. Барнаула, Комитет передает на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильную дорожную сеть городского округа г. Барнаула в соответствии с выделенными денежными средствами, в связи с чем считает, что Комитет выполнил надлежаще свои полномочия по организации безопасности дорожного движения. Кроме того, при назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 руб. не приняты во внимание положения ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовая позиция, изложенная в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 года № 1-П и от 25 февраля 2014 года № 4-П, предусматривающие возможность снижения административного штрафа.
Решением судьи Центрального районного суда г. Барнаула от 20 июля 2016 года постановление должностного лица изменено, Комитету назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 руб. В остальной части постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, защитник Комитета ФИО1 просит отменить решение судьи и постановление должностного лица, ссылаясь на обстоятельства, изложенные при обращении с жалобой в районный суд. Дополнительно указывает, что постановлением администрации г. Барнаула от 16 марта 2015 года № 343 «О реорганизации муниципальных унитарных предприятий дорожного комплекса г. Барнаула» МУП «Автодорстрой» г. Барнаула МУП «Дорожник-1» Железнодорожного района г. Барнаула, МУП «Дорожник» Индустриального района г. Барнаула, МУП «Дорожник» Ленинского района г. Барнаула, МУП «Дорожник-2» Октябрьского района г. Барнаула реорганизованы в форме слияния и преобразования в муниципальное бюджетное учреждение «Автодорстрой» г. Барнаула, учредителем бюджетного учреждения утвержден Комитет. Приказом Комитета от 15 июля 2015 года № 105 утвержден устав муниципального бюджетного учреждения «Автодорстрой» г. Барнаула, согласно п. 2.2 которого целью деятельности учреждения является выполнение муниципальных работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, в силу п. 2.3 Устава учреждение осуществляет основные виды деятельности в соответствии с муниципальным заданием комитета, в том числе, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог. Кроме того, указывает, что 30 марта 2016 года председателем Комитета утверждено муниципальное задание для муниципального бюджетного учреждения «Автодорстрой» г. Барнаула на 2016, плановый период 2017 и 2018 годов, в которое включены капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог городского округа – города Барнаула. В связи с чем считает, что Комитет поручил содержание автомобильных дорог городского округа – города Барнаула муниципальному бюджетному учреждению «Автодорстрой» г. Барнаула.
В судебное заседание законный представитель Комитета не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем в соответствии с ч. 3 ст. 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело может быть рассмотрено в отсутствие неявившегося лица.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав защитника Комитета – ФИО1, настаивавшего на удовлетворении жалобы, не нахожу оснований для отмены решения судьи и постановления должностного лица.
В соответствии со ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере трехсот тысяч рублей.
В силу ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Согласно п.п. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 «Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (далее – ГОСТ Р 50597-93) покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Постановлением администрации города Барнаула от 02 сентября 2015 года № 1543 ул. Мамонтова в с. Власиха (от ул. Новосибирская до ул. Радужная) и ул. Новосибирская в п. Пригородный (от ул. Дальняя до ул. Мамонтова) включены в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа – города Барнаула Алтайского края.
По делу установлено, что комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, являясь органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения на территории города в сфере организации дорожной деятельности, безопасности дорожного движения, допустил ненадлежащее содержание дорог местного значения на ул. Мамонтова в районе домов № 89, 118, 71, 56, на ул. Новосибирская в районе домов № 59/2, 55, 53, выразившееся в наличии выбоин, размер которых превышает предельно допустимые параметры, предусмотренные вышеприведенным п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93.
Факт совершения административного правонарушения установлен и подтверждается имеющимися в деле доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 18 мая 2016 года; актом обследования транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети от 16 мая 2016 года, составленным государственным инспектором дорожного надзора отделения ДИ и ОД ОГИБДД УМВД России по г. Барнаулу ФИО3, с приложенной фототаблицей; свидетельством о поверке рейки дорожной универсальной КП-231, действительным до 24 декабря 2016 года.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда пришел к правильному выводу о наличии в действиях Комитета состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы о том, что Комитет не является субъектом административного правонарушения, поскольку полномочия по содержанию автомобильных дорог городского округа – города Барнаула переданы муниципальному бюджетному учреждению «Автодорстрой» г. Барнаула не принимается во внимание по следующим основаниям.
Согласно постановлению администрации города Барнаула от 10 сентября 2013 года № 3029 «О распределении обязанностей между главой администрации города и его заместителями» комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула организует строительство, ремонт, реконструкцию и содержание дорог в границах городского округа.
В соответствии с Положением о комитете по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от 28 марта 2014 года № 284 (далее – Положение), основными целями и задачами Комитета являются осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранность автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2.1 Положения).
Одной из основных функций Комитета является организация деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения (п. 3.39 Положения).
Постановлением администрации города Барнаула от 16 марта 2015 года № 348 в результате реорганизации муниципальных унитарных предприятий в форме слияния и преобразования создано муниципальное бюджетное учреждение «Автодорстрой» г. Барнаула. В соответствии с п.п. 2.1, 2.2, 2.2.4 учредителем бюджетного учреждения выступает комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула; до 31 октября 2015 года Комитету необходимо установить муниципальное задание на оказание муниципальных услуг (работ) для бюджетного учреждения в соответствии с его Уставом.
В соответствии с п.п. 2.1, 2.2 Устава МБУ «Автодорстрой» г. Барнаула, утвержденного приказом комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула от 15 июня 2015 года № 105 (далее – Устав) Учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами города Барнаула полномочий городского округа – города Барнаула Алтайского края в сфере дорожного хозяйства.
Целью деятельности Учреждения является выполнение муниципальной работы по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Для достижения целей, указанных в п. 2.2 Устава, Учреждение осуществляет основные виды деятельности в соответствии с муниципальным заданием Учредителя, в частности, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог.
Приказом комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула от 15 июля 2015 года № 134 утверждены Стандарт качества выполнения работ по капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения и Стандарт качества предоставления выполнения работ по текущему ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения (далее – Стандарты).
Данные стандарты распространяются на выполнение работ МБУ «Автодорстрой» г. Барнаула, и устанавливают основные положения, определяющие качество работ в сфере дорожного хозяйства.
Работы заключаются в капитальном и текущем ремонте автомобильных дорог общего пользования местного значения города Барнаула в соответствии с муниципальным заданием Учреждения (п.п. 2.1 Стандартов).
Согласно п. 2.10 Стандартов внешний контроль за деятельностью Учреждения осуществляет Комитет в части соблюдения стандарта качества выполнения работы. Внешний контроль включает в себя периодический контроль и освидетельствование качества выполняемых работ, а также их промежуточную приемку.
Все скрытые работы принимаются комиссией комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула с составлением акта по установленной форме.
Таким образом, из содержания вышеприведенных норм следует, что ответственным за осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них является Комитет, на который возложена обязанность по своевременной организации капитального и текущего ремонта автомобильных дорог в пределах городского округа – города Барнаула в соответствии с ГОСТ Р 50597-93.
МБУ «Автодорстрой» г. Барнаула создано с целью выполнения соответствующих работ в соответствии с муниципальным заданием, разрабатываемым Комитетом, и несет ответственность за качество выполняемых работ и их соответствие требованиям действующего законодательства.
В связи с чем, должностным лицом и судьей сделан правильный вывод о том, что Комитет является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы, наличие муниципального задания для МБУ «Автодорстрой» г. Барнаула на 2016, плановый период 2017 и 2018 годов, не свидетельствует о том, что Комитетом передано полномочие по ремонту вышеназванных автомобильных дорог с указанием объема работ, сроков и соответствующего финансирования. Кроме того, отсутствуют сведения об осуществлении Комитетом контроля при приемке произведенных работ.
Довод жалобы Комитета о недопустимости собранных по делу доказательств в связи с нарушением при проведении проверки положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» несостоятелен в силу следующего.
В соответствии с Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнение государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, утвержденного Приказом МВД РФ от 30 марта 2015 года № 380, исполнение государственной функции включает в себя, в том числе, административную процедуру надзора за дорожным движением, в том числе с использованием технических средств и специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме (п. 33).
Надзор за дорожным движением осуществляется непрерывно в целях контроля за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта, соблюдением обязательных требований безопасности при проведении ремонтно-строительных и других работ на автомобильных дорогах; принятия мер по устранению угроз безопасности дорожного движения и нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, а также совершенствованию организации дорожного движения (п. 81).
При надзоре за дорожным движением осуществляется выявление, пресечение и предупреждение нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог (п. 82).
Таким образом, указанная административная функция осуществляется вне рамок организации и проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, установленных Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», и, соответственно, не требует обязательного уведомления представителя соответствующего органа местного самоуправления при обнаружении факта неудовлетворительных дорожных условий при проведении дорожного надзора.
То обстоятельство, что должностным лицом не установлено к какой группе автомобильных дорог относятся ул. Мамонтова и ул. Новосибирская, не влияет на квалификацию административного правонарушения.
Существенных нарушений процессуальных требований, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не установлено, в связи с чем, жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 20 июля 2016 года оставить без изменения, жалобу защитника комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула ФИО1 – без удовлетворения.
Судья Алтайского краевого суда А.А. Вегель