ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-595/17 от 26.07.2017 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Вежнина Н.А. Дело № 21-595/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Верховного суда Республики Коми Машкина И.М.,

рассмотрев 26 июля 2017 года в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре жалобу ФИО1 ФИО5 на решение судьи Интинского городского суда Республики Коми от 22 мая 2017 года, которым постановление начальника отделения лицензионно-разрешительной работы по г.Инте ЦЛРР ЦФСВНГ России по Республике Коми от 07.04.2017, в соответствии с которым ФИО1 признан виновным по ч.1 ст.20.8 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей изменено, исключено из его мотивированной части суждение о нарушении ФИО1 ФИО6 пункта 127 Инструкции, утвержденной приказом МВД России от 12 апреля 1999 года N 288.

В остальной части постановление оставлено без изменения, жалоба ФИО1 - без удовлетворения.

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением начальника отделения лицензионно-разрешительной работы по г.Инте ЦЛРР УЦФСВНГ России по Республике Коми от 07.04.2017 ФИО1 признан виновным по ч.1 ст.20.8 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, ФИО1 обратился в Интинский городской суд Республики Коми с жалобой.

По результатам рассмотрения жалобы судьей Интинского городского суда постановлено вышеуказанное решение.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Коми, ФИО1 просит отменить постановление должностного лица административного органа и решение судьи как незаконные.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Отделения лицензионно-разрешительной работы по г.Инте от 17.03.2017 <Номер обезличен> проведена плановая выездная проверка в отношении Котласского отряда филиала ФГП ВО ЖДТ РФ на Северной железной дороге СК ст.Инта в лице ФИО1, в ходе которой было выявлено следующее:

1. в книге приема и выдачи оружия и патронов выявлены нарушения в части подчистки на странице 26 в строке 14 порядкового номера 438 в виде зачеркивания всей строки, где сверху поставлена печать организации, зачеркнуто, наложена запись шариковой ручкой, где данная информация стала нечитаемой. Записи не исправлены должным образом в нижней части поля и заверены лицом, внесшим изменения (п.127 главы XVIII Инструкции № 288);

2. постовые ведомости, оформленные на каждый суточный наряд, осуществляющий охрану объекта (объектов), сопровождение груза или инкассацию ценностей, должны быть утверждены лицом, ответственным за организацию несения службы в юридическом лице, по факту - отдельный двойной лист с указанием суточного наряда, который не утвержден ни должностным лицом, ни юридическим лицом. Также отсутствует какая-либо дата утверждения (п.130 главы XVIII Инструкции № 288);

3. в организациях проводятся ежеквартальные (за отчетный период текущего года) сверки соответствия фактического наличия оружия и патронов учетным данным, имеющимся в реестрах, книгах, журналах и иных учетных документах, по факту - отсутствие квартальной сверки, хотя имеется приказ от 07.11.2016 № 611 о назначении ответственных лиц для проведения квартальных сверок, где указана последняя дата проведения ежеквартальной сверки последний день квартала текущего года. Квартальная сверка игнорируется руководителем Котласского отряда филиала ФГП ВО ЖДТ на Северной железной дороге СК ст.Инта ФИО1 и не проводится (п.146 главы XVIII Инструкции № 288);

4. инвентаризационные описи, описи номерного учета и сличительные ведомости не зарегистрированы в установленном порядке (п.151 главы XVIII Инструкции № 288);

5. первые экземпляры акта, инвентаризационной описи, описи номерного учета, сличительной ведомости и другие материалы хранятся в отдельном учетном деле у лица, ответственного за сохранность оружия в организации. В наличии имеется папка скоросшиватель, в котором имеется вся переписка организации, где акты и описи хранятся в различных частях папки (п.161 главы XVIII Инструкции № 288);

6. в нарушении требований Инструкции о порядке контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом приказа МВД РФ от 12.04.1994 № 118, оружие, находящееся на балансе предприятия, не прошло контрольный отстрел 1 раз в 5 лет, по факту последний контрольный отстрел проходил в 2003 году;

7. журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля отсутствовал (п.92 приказа МВД РФ от 29.06.2012 № 646).

Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении должностного лица Котласского отряда филиала ФГП ВО ЖДТ РФ на Северной железной дороге СК ст.Инта ФИО1 протокола об административном правонарушении и привлечения его к административной ответственности по части 1 статьей 20.8 КоАП РФ.

С выводами должностного лица о виновности должностного лица Котласского отряда филиала ФГП ВО ЖДТ РФ на Северной железной дороге СК ст. Инта ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ, согласился судья городского суда, который исходил того, что факт совершения ФИО1 вменяемого административного правонарушения и его вина подтверждаются собранными по делу доказательствами. При этом судья исключил из мотивировочной части оспариваемого постановления должностного лица выводы о нарушении ФИО1 пункта 127 Инструкции № 288.

Состоявшиеся по делу постановление должностного лица и судебный акт законными признать нельзя по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).

Частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ являются общественные отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Объективную сторону правонарушения характеризуют действия либо бездействие, связанные с нарушением соответствующих правил производства, продажи, хранения, учета, коллекционирования, экспонирования, ношения, уничтожения оружия и патронов к нему.

Субъект правонарушения - юридическое лицо, должностное лицо, а также гражданин, достигший 16-летнего возраста.

С субъективной стороны совершение данного правонарушения должностным лицом либо гражданином характеризуется умышленной формой вины.

Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ).

В соответствии частью 5 статьи 22 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему определяются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" приказом МВД России от 12.04.1999 № 288 утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации.

Инструкция, утвержденная приказом МВД России от 12.04.1999 №288, регулирует вопросы, связанные с выдачей лицензий на коллекционирование или экспонирование гражданского и служебного оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к нему, а также устанавливает требования к сохранности и безопасности хранения гражданского и служебного оружия и патронов к нему, направленные на исключение доступа к ним посторонних лиц; разграничивает компетенцию должностных лиц органов внутренних дел по осуществлению контрольных функций в сфере оборота оружия и патронов; определяет требования к юридическим лицам и гражданам при реализации законных прав, связанных с использованием оружия, а также систему мер по обеспечению безопасности при владении оружием; устанавливает обязательные требования по ведению учета оружия и патронов.

Организационно-правовые основы создания и деятельности ведомственной охраны определяет Федеральный закон от 14.04.1999 № 77-ФЗ "О ведомственной охране".

Во исполнение статьи 9 Федерального закона "О ведомственной охране" Правительством Российской Федерации 30.12.1999 принято постановление № 1436 "О специальных средствах и огнестрельном оружии, используемых ведомственной охраной", которым утвержден перечень специальных средств, видов, типов и моделей служебного огнестрельного оружия, патронов к нему и нормы обеспечения ими работников ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее создание; перечень отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия и патронов к нему, которые могут быть получены в органах внутренних дел федеральными органами исполнительной власти во временное пользование, и нормы обеспечения ими работников ведомственной охраны.

Пункте 4 Постановления указано, что Федеральный орган исполнительной власти, имеющий право на создание ведомственной охраны, утверждает по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации инструкции о порядке учета, хранения, выдачи, использования и транспортировки ведомственной охраной специальных средств, служебного огнестрельного и боевого оружия, а также программы подготовки работников ведомственной охраны к действиям в условиях, связанных с применением служебного огнестрельного и боевого оружия, специальных средств и физической силы.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О ведомственной охране" постановлением Правительства РФ от 27.06.2009 № 540 утверждено Положение о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта (далее Положение).

Указанное Положение разработано в соответствии с Федеральными законами "О ведомственной охране", "О транспортной безопасности" и "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и определяет структуру органов ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта (далее - ведомственная охрана), нормы численности работников ведомственной охраны, а также порядок организации их деятельности.

В соответствии с пунктом 3, 5, 5 (1) Положения ведомственная охрана состоит из органа управления и территориальных подразделений ведомственной охраны.

Территориальные подразделения ведомственной охраны создаются органом управления ведомственной охраны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В состав территориальных подразделений ведомственной охраны могут входить отряды, команды, группы и отделения, учебные и иные центры (пункты), а также пожарные команды и поезда.

Подразделения ведомственной охраны, участвующие в обеспечении транспортной безопасности, являются подразделениями транспортной безопасности и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством о транспортной безопасности.

Во исполнение пункта 19 Положения о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2009 № 540, Приказом Росжелдора от 24.05.2011 № 232 утверждена Инструкция о порядке учета, хранения, выдачи, использования и транспортировки федеральным государственным предприятием "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" специальных средств, боевого ручного стрелкового и служебного оружия и патронов к нему, а также Перечня работников федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации", подлежащих обеспечению огнестрельным оружием, патронами к нему и специальными средствами" (далее Инструкция № 232).

Указанная инструкция разработана, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 13.12. 1996 №150 "Об оружии" и Федеральным законом от 14.04.1999 № 77-ФЗ "О ведомственной охране".

Пунктом 1.2. Инструкция установлен единый порядок учета, хранения, выдачи, использования и транспортировки специальных средств, боевого ручного стрелкового и служебного оружия и патронов к нему в федеральном государственном предприятии "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - ФГП ВО ЖДТ России).

Для выполнения поставленных задач подразделения ФГП ВО ЖДТ России обеспечиваются боевым ручным стрелковым оружием, патронами к нему, служебным и гражданским огнестрельным оружием (далее - оружие) и патронами к нему, специальными средствами согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1999 года № 1436.

В соответствии с пунктом 1.3. Инструкции № 232 организация учета, хранения, выдачи, использования, транспортировки оружия, патронов и специальных средств, контроля за их наличием и качественным состоянием в ФГП ВО ЖДТ России возлагается, в отряде - на заместителя начальника отряда, в должностные обязанности которого входит контроль за оборотом оружия, патронов и специальных средств. Приказом начальника отряда обязанности по учету, хранению, выдаче, использованию, транспортировке оружия, патронов и специальных средств могут быть возложены на другое должностное лицо.

Анализ изложенного законодательства позволяет прийти к выводу о том, что порядок учета, хранения, выдачи, использования и транспортировки боевого оружия и патронов в ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ", а также его территориальных подразделений, в том числе отрядов установлен Инструкцией, утвержденной Приказом Росжелдора от 24.05.2011 № 232. Данный нормативный правовой акт является специальным, устанавливающим правила оборота боевого ручного стрелкового оружия в ведомственной охране железнодорожного транспорта. Согласно п. 3 3 Инструкции Росжелдора № 232 Инструкция МВД РФ № 288 применяется только в части соответствия комнаты хранения оружия и патронов установленным требованиям. Следовательно, оснований для распространения действия Инструкции МВД РФ № 288 на ведомственную охрану железнодорожного транспорта РФ, в полном объеме, не имеется.

Между тем, как следует из протокола об административном правонарушении <Номер обезличен> от 07.04.2014, ФИО1 вменяется только нарушение требований пунктов 127, 130, 146, 151, 161 Инструкции МВД РФ № 288. Нарушений требований Инструкции Росжелдора № 232 не вменяется.

Кроме того, из материалов дела следует, что ФИО1 вменяется нарушение требований Инструкции о порядке контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом приказа МВД РФ от 12.04.1994 № 118, с указанием на то, что оружие, находящееся на балансе предприятия, не прошло контрольный отстрел 1 раз в 5 лет, по факту последний контрольный отстрел проходил в 2003 году.

В соответствии с требованиями статьи 13.1 Федерального закона от 13.12.1996 №150-ФЗ "Об оружии" контрольному отстрелу подлежит следующее гражданское и служебное огнестрельное оружие с нарезным стволом, в том числе хранящееся и используемое предприятиями, организациями и учреждениями, - при продлении разрешений на хранение, хранение и использование (один раз в пять лет), за исключением юридических лиц, осуществляющих коллекционирование и (или) экспонирование оружия.

Приказом МВД России от 12.04.1994 № 118 утверждена Инструкция о порядке контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом, в соответствии с пунктом 1.2 которой контрольному отстрелу подлежит служебное огнестрельное оружие с нарезным стволом, хранящееся и используемое предприятиями, организациями и учреждениями, один раз в пять лет.

В соответствии с пунктом 2.2 Инструкции, утвержденной Приказом МВД России от 12.04.1994 № 118 в подразделениях тылового обеспечения и экспертно-криминалистических подразделениях министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации, управлений, отделов, отделений МВД России по районам, городам, и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, оружие отстреливается сотрудниками этих подразделений, в том числе сотрудниками по вооружению.

Контрольный отстрел оружия оформляется протоколом (приложения № 1 и №2) в трех экземплярах. Один экземпляр протокола не позднее трех дней со дня его подписания направляется в подразделение лицензионно-разрешительной работы ГУОООП МВД России или территориального органа МВД России на региональном или районном уровне для внесения в учетное дело владельца оружия или контрольно-наблюдательное дело предприятия, второй экземпляр передается владельцу оружия или предприятию, третий экземпляр направляется вместе с отстрелянными пулями и гильзами в Федеральную пулегильзотеку МВД России (п.2.3 Инструкции, утвержденной Приказом МВД России от 12.04.1994 № 118).

Как следует из требований пункта 4.17 утвержденной Приказом Росжелдора от 24.05.2011 № 232, осмотр оружия и патронов проводится по месту их хранения сотрудниками лицензионно-разрешительной работы или инспекторами по вооружению ОВДТ. Одновременно с документами для регистрации представляется к осмотру приобретенное оружие. В паспортах или карточках учета качественного состояния оружия, на огнестрельное оружие с нарезным стволом проверяется наличие отметок о дате проведенного контрольного отстрела, а в случае их отсутствия оружие направляется на указанный отстрел.

Изложенные нормы законодательства свидетельствуют о том, что проведение контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом является одной из форм контроля за оборотом гражданского оружия на территории Российской Федерации, осуществляемого органами внутренних дел, при этом отстрел оружия осуществляется сотрудниками органов МВД и его подразделений, осмотр оружия и патронов проводится по месту их хранения сотрудниками лицензионно-разрешительной работы или инспекторами по вооружению, которые при отсутствии отметок о дате проведенного контрольного отстрела направляют оружие на указанный отстрел.

Таким образом, нарушение требований Инструкции о порядке контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом приказа МВД РФ от 12.04.1994 № 118 не может быть вменено ФИО1

Также не правомерно вменяется ФИО1 отсутствие журнала учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, что предусматривается требованиями п.92 приказа МВД РФ от 29.06.2012 № 646, в силу следующего.

Исполнение Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию осуществляется в соответствии, в том числе с Федеральным законом от 26. 12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (пункт 3 Инструкции, утвержденной приказом МВД России от 29.06.2012 № 646).

Указанной инструкцией предусмотрена проверка наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов, находящихся у физических и юридических лиц, по результатам которой, в соответствии с пунктом 92 Инструкции, утвержденной приказом МВД №646, по завершении проверки должностное лицо производит запись в журнале учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля (приложение № 4 к приказу Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141).

В соответствии с требованиями пункта 13 статьи 18 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки обязаны, в том числе осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок в случае его наличия у юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Таким образом, отсутствие журнала проверки юридического лица нельзя приравнять к нарушениям правил оборота оружия, а относится к организационным вопросам и вопросам оформления результатов проверки контролирующими органами.

При таких обстоятельствах, оснований согласиться с выводами суда и административного органа о том, что действия должностного лица ФИО1 образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ, не имеется.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ.

С учетом изложенного, обжалуемое постановление должностного лица и решение судьи нельзя признать законными и обоснованными. Данные постановление и решение судьи подлежат отмене.

Производство по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 20.8 КоАП РФ в отношении ФИО1 подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление начальника отделения лицензионно-разрешительной работы по г.Инте ЦЛРР УЦФСВНГ России по Республике Коми от 07 апреля 2017 года, измененное решением судьи Интинского городского суда Республики Коми от 22 мая 2017 года, решение Интинского городского суда Республики Коми от 22 мая 2017 года отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Судья .

.