ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-597/2015 от 23.10.2015 Астраханского областного суда (Астраханская область)

Судья <.....> дело

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань "Дата"

судья Астраханского областного суда Хасанова М.М., при секретаре М. Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения <.....> ФИО1 на решение <.....> районного суда Астраханской области от "Дата" и постановление государственного инспектора Государственной инспекции труда в Астраханской области от "Дата" по делу об административномправонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 5.27 Кодекса Российской Федерации обадминистративных правонарушениях в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения <.....>

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Астраханской области от "Дата" МБОУ <.....><.....> признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере <....><....> рублей.

Решением <.....> районного суда Астраханской области от "Дата" постановление по делу об административном правонарушении от "Дата" оставлено без изменения, жалоба директора МБОУ <.....> ФИО1 - без удовлетворения.

В жалобе директор МБОУ <....> ФИО1 просит отменить постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Астраханской области от "Дата" и решение <.....> районного суда Астраханской области от "Дата" в части назначенного наказания, а также в части привлечения к административной ответственности за несвоевременную выплату заработной платы.

Выслушав объяснения представителя МБОУ <.....> ФИО3, поддержавшей доводы жалобы, государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Астраханской области ФИО4, возражавшего против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.

Согласно статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии с частью 1 статьей 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, влечет наказание для юридических лиц – в виде предупреждения и административного штрафа от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В силу части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения руководителя Государственной инспектора труда в Астраханской области от "Дата"в отношении МБОУ <.....> в период с 4 июня по "Дата" проведена плановая, выездная проверка соблюдения норм трудового законодательства.

В ходе проведения проверки государственным инспектором установлены нарушения требований Трудового кодекса Российской Федерации, выразившиеся в следующем: в трудовых договорах не указаны нормы выдачи смывающих и обезвреживающих средств, соответствующие условиям труда на рабочем месте работника, чем нарушены статьи 211, 212, 223 Трудового кодекса Российской Федерации и Приказ здравоохранения и социального развития РФ от 17 декабря 2010 № 1122 н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами»; в трудовых договорах отсутствуют условия оплаты труда, в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, режим рабочего времени (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя), чем нарушены статьи 57,67 Трудового кодекса Российской Федерации; в нормативно-правовых актах, издаваемых МБОУ <.....> - трудовых договорах работников, Правилах внутреннего трудового распорядка и Положении об оплате труда не предусмотрено обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы работникам, включающего индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, чем нарушена статья 134 Трудового кодекса Российской Федерации; график отпусков в МБОУ <.....> на "Дата" утвержден "Дата" в нарушении статьи 123 Трудового кодекса Российской Федерации; в нормативных локальных актах (коллективном договоре, правилах внутреннего трудового распорядка и положении об оплате труда) не установлены фиксированные дни выдачи заработной платы, чем нарушена статья 136 Трудового кодекса Российской Федерации; в трудовых договорах, заключенных с обслуживающим персоналом, в нарушение положений статьей 57, 100 Трудового кодекса Российской Федерации не установлен режим рабочего времени; в срочном трудовом договоре, заключенном "Дата" с Т. С.Е., в нарушение статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации не указана причина заключения срочного трудового договора; в трудовом договор, заключенном по внешнему совместительству с К. М.А. "Дата", в нарушение статей 57, 282, 284, 285 Трудового кодекса Российской Федерации не установлен режим рабочего времени, К. М.А. установлена оплата 0,5 ставки, а не пропорционально отработанному времени; согласно трудовых договоров, заработная плата работникам выдается 16 числа (аванс) и 2 числа следующего месяца (расчет), однако фактически заработная плата работникам выдана "Дата" и "Дата" аванс за "Дата" года без учета статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации, что является нарушением статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации.

По результатам проверки "Дата" государственным инспектором составлен акт проверки и вынесено предписание об устранении нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В связи с допущенными нарушениями законодательства о труде Российской Федерации в отношении МБОУ <....>должностным лицом трудовой инспекции "Дата" составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьей 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Отказывая в удовлетворении жалобы, районный суд пришел к выводу о законности вынесенного государственным инспектором труда постановления по делу об административном правонарушении и наличии в действиях МБОУ <....>состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В части доводов жалобы об отсутствии вины в несвоевременной выплате заработной платы, суд указал об отсутствии надлежащего контроля со стороны МБОУ <.....>, своевременного и немедленного реагирования на задержку в перечислении денежных средств в счет выплаты заработной платы.

Однако нельзя согласиться с выводами районного суда о наличии в действиях МБОУ <....> состава административного правонарушения в части несвоевременной выплаты заработной платы (аванса) сотрудникам.

Исходя из материалов дела, <....> является муниципальным бюджетным учреждением.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств полномочен отвечать от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств; осуществлять планирование соответствующих расходов бюджета, составлять обоснования бюджетных ассигнований; составлять, утверждать и вести бюджетную роспись, распределять бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполнять соответствующую часть бюджета.

Из материалов дела следует, что денежные средства на заработную плату сотрудников МБОУ <.....> были перечислены главным распорядителем денежных средств муниципального образования - ФЭУ администрации муниципального образования <.....>"Дата". В связи с этим, аванс заработной платы за ФИО2 сотрудникам школы был выдан не вовремя - "Дата", расчет за "Дата" года произведен "Дата", тогда как денежные средства поступили своевременно.

Таким образом, в действиях МБОУ <.....> не усматриваю нарушений положений статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации в части несвоевременности выплаты аванса заработной платы, в связи с чем в это части производство по делу подлежит прекращению в соответствии со статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

В остальной части районный суд и административный орган обоснованно пришли к выводу о наличии в действиях МБОУ <.....> состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, имеются основания для изменения решения районного суда и постановления административного органа в части назначения юридическому лицу административного наказания.

Санкция части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наказание для юридического лица в виде предупреждения или административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

При этом, назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Таким образом, с учетом конкретных обстоятельств совершенного правонарушения: характера совершенного административного правонарушения, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, совершения административного правонарушения впервые, с учетом того, что <.....> является муниципальным бюджетным учреждением, не имеет собственных средств для выплаты штрафа, прихожу к выводу о возможности назначения наказания в виде предупреждения.

С учетом изложенного, решение суда и постановление административного органа подлежат изменению в части назначенного административного наказания на предупреждение, поскольку данный вид наказания является достаточным для достижения целей административного наказания и предупреждения совершения новых правонарушений.

При изменении судебного постановления не усиливается административное наказание и иным образом не ухудшается положение МБОУ <.....>.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.30.1 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение <.....> районного суда Астраханской области от "Дата", постановление государственного инспектора Государственной инспекции труда в Астраханской области от "Дата" по делу об административномправонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации обадминистративных правонарушениях в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения <.....> изменить в части назначенного наказания, назначив наказание в виде предупреждения.

Производство по делу об административномправонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации обадминистративных правонарушениях в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения <.....> в части несвоевременной выплаты заработной платы (аванса) прекратить, ввиду отсутствия состава административного правонарушения.