ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-599/17 от 29.08.2017 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Ленинский районный суд г.Махачкала судья ФИО1

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

РЕШЕНИЕ

от 29 августа 2017 года, по делу № 21-599/17, г.Махачкала

Судья Верховного Суда Республики Дагестан Хаваев А.Г., рассмотрев жалобу заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по РД (далее УФК по РД) ФИО3 на решение судьи Ленинского районного суда г.Махачкалы от <дата> об отмене постановления заместителя руководителя УФК по РД ФИО3 от <дата>.15.3/47 и прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.3 КоАП РФ, в отношении первого заместителя министра финансов РД ФИО2,

установил:

постановлением заместителя руководителя УФК по РД от <дата>.15.3/47 первый заместитель министра финансов РД ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.3 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере рублей.

ФИО2, не согласившись с указанным постановлением, обратился с жалобой в Ленинский районный суд г. Махачкалы.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Махачкалы от <дата> постановление заместителя руководителя УФК по РД от <дата>.15.3/51 отменено, с прекращением производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.3 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Заместитель руководителя УФК по РД ФИО3, не согласившись с решением судьи от <дата>, подал жалобу в Верховный Суд РД, в которой ставится вопрос об отмене решения судьи. В обоснование жалобы, со ссылкой на положения Бюджетного кодекса РФ, Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на проведение мероприятий по формированию в субъектах РФ сети общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата> «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы», Соглашения от <дата>.G65/24/0269 «О предоставлении из федерального бюджета бюджету Республики Дагестан на проведение мероприятий по формированию в субъекте Российской Федерации сети общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей - инвалидов» (далее Соглашение) в частности указывается, что должностным лицом Министерства финансов РД не обеспечено осуществление долевого финансирования из республиканского бюджета на цели, определенные Соглашением. В данном случае, речь идет о неисполнении органом исполнительной власти субъекта своих обязательств в части софинансирования, а не о достижении конечного результата, предусмотренного Соглашением. Со стороны ФИО2, как должностного лица государственного органа, являющегося распорядителем бюджетных средств, допущено нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, установленных федеральным законодательством, и заключенного с главным распорядителем федеральных бюджетных средств - Министерством образования и науки РФ, Соглашения о софинансировании реализации государственной программы «Доступная среда», поскольку при поступлении в полном объеме субсидий из федерального бюджета, Министерство финансов РД не выполнило одно из обязательных условий предоставления межбюджетных трансфертов, а именно не произвело в текущем финансовом году, в котором получена субсидия, финансирование заявленных расходов на проведение указанных мероприятий, не выделив для этого предусмотренных пунктом 1.5. Соглашения субсидии, в том числе ГКОУ «Шангодинско-Шитлибская СОШ» <адрес>».

В судебном заседании представитель УФК по РД ФИО4 поддержал доводы жалобы и просил их удовлетворить.

ФИО2 - лицо, в отношении которого осуществляется производство по делу, извещен о месте и времени рассмотрения дела, однако не изъявил желания участвовать в судебном заседании, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил, в силу чего считаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, суд, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяет на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья, вышестоящее должностное лицо не связаны с доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав пояснения представителя УФК по РД, нахожу решение судьи суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Статья 15.15.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 15.14 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

В соответствии с п. 1 ст. 132 Бюджетного кодекса РФ под субсидиями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

В силу п. 3 ст. 132 Бюджетного кодекса РФ цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета, критерии отбора субъектов РФ для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами РФ устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ на срок не менее трех лет.

В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на проведение мероприятий по формированию в субъектах РФ сети общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата> «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы» субсидии предоставляются бюджетам субъектов РФ в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на цели, указанные в пункте 1 Правил, Министерству образования и науки РФ, на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключенного между Министерством образования и науки РФ и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

Согласно п. 6 Правил, объем бюджетных ассигнований бюджета субъекта РФ на финансирование расходного обязательства субъекта РФ, софинсируемого за счет субсидии, утверждается законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ исходя из необходимости достижения установленных соглашением значений показателей результативности использования субсидии, но не менее чем в объеме, необходимом для обеспечения установленного для субъекта РФ уровня софинансирования.

Между Министерством образования и науки РФ и Правительством РД заключено Соглашение от <дата>.G65/24/0269 «О предоставлении из федерального бюджета бюджету Республики Дагестан на проведение мероприятий по формированию в субъекте Российской Федерации сети общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей - инвалидов» (далее - Соглашение).

Условиями предоставления субсидии по указанному Соглашению являются:

а) наличие программы субъекта Российской Федерации, на софинансирование которой осуществляется предоставление субсидии, а также внесение в нее изменений в части уточнения мероприятий программы субъекта РФ при изменении объемов финансирования и (или) показателей результативности использования субсидии;

б).наличие в бюджете Республики Дагестан бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, на софинансирование которого осуществляется предоставление субсидии (п. 1.2 Соглашения).

В соответствии с данным Соглашением в 2015 году из федерального бюджета была предоставлена субсидия Республике Дагестан на проведение мероприятий, предусмотренных п. 1.1 Соглашения. Министерством образования и науки РФ в 2015 году субсидии предусмотренные Соглашением в полном объеме перечислены в доход республиканского бюджета Республики Дагестан.

Как следует из материалов дела, на основании приказа УФК по РД от <дата> «О проведении выездной проверки в Министерстве финансов Республики Дагестан» была проведена проверка годового отчета об исполнении бюджетов субъектов РФ, в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних лет отчетных финансовых лет превышала 40 процентов, объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, в отношении Министерства финансов РД.

Проверкой соблюдения условий предоставления субсидий в части полноты обеспечения долевого финансирования из республиканского бюджета РД за 2015 год установлено, что республиканским бюджетом РД на 2015 год долевое финансирование на проведение мероприятий по формированию в субъекте РФ сети общеобразовательных организаций, в которых условия для инклюзивного образования детей-инвалидов, направленных на реализацию государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от <дата>, не осуществлено.

<дата> главным контролером-ревизором контрольно-ревизионного отдела в социальной сфере, сфере межбюджетных отношений и социального страхования УФК по РД ФИО5 составлен протокол об административном правонарушении о совершении первым заместителем министра финансов ФИО2 административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.3 КоАП РФ.

Действия ФИО2 административным органом квалифицированы по ст. 15.15.3 КоАП РФ, по которой он постановлением заместителя руководителя УФК по РД от <дата>.15.3/47 привлечен к административной ответственности и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в 10000 рублей.

Удовлетворяя жалобу ФИО2 на постановление административного органа от <дата> и прекращая производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения, судья исходил из того, что действия Министерства финансов РД в ли­це первого заместителя министра ФИО2 в данном случае квалифи­цированы как нарушение, совершенное финансовым органом. Фактически же при испол­нении Закона о бюджете на 2015 год имело место не обеспечение Министерством финан­сов РД (в связи с неисполнением в 2015 году доходной части республиканского бюджета РД), финансирования средств, предусмотренных в Законе о бюджете на 2015 год во ис­полнение указанного условия Соглашения. Соглашением не предусмотрено условие о необходимости до­ведения Министерством финансов РД целевых средств до учреждения. Министерство финансов РД в соответствии с положением о Ми­нистерстве финансов РД, утвержденного постановлением Правительства РД от <дата> «Вопросы Министерства финансов Республики Дагестан», осуществ­ляет полномочия, в том числе по исполнению в пределах своей компетенции республиканского бюджета РД. Министр финансов РД имеет исключительное право утверждать лимиты бюджетных обязательств только для главных распорядителей средств республи­канского бюджета. Министерство фи­нансов РД не обязано доводить бюджетные ассигнования, предусмотренные в республиканском бюджете на 2015 год, в целях исполнения Соглашения, до учреждения, минуя главного распорядителя средств республиканского бюджета в данной сфере на 2015 год - Минобрнауки РД. Министерство финансов РД, в соответствии с бюджетной росписью, Законом РД о республиканском бюджете на 2015 год и условиями соглашения, доводит средства республиканского бюджета до главных рас­порядителей средств республиканского бюджета. В связи с чем не предусматривается обязанность Минфина РД до­водить лимиты бюджетных обязательств до конечных получателей.

Однако, судьёй первой инстанции, при вынесении данного решения, надлежащих мер к установлению всех юридически значимых обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предпринято не было.

В частности, не выяснено, выполнение условий Соглашения ФИО2, зависит ли от неисполнения в 2015 году доходной части республиканского бюджета, при наличии условий, предусмотренных пунктом 4 Соглашения - «Обстоятельства непреодолимой силы». Доводы заявителя о том, что в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Сторонами Соглашения своих обязательств, они несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 3.4 Соглашения), заслуживают внимания.

Как заслуживают внимания и доводы заявителя о том, что в данном случае, речь идет не о достижении целей и задач, для которых предоставлялась субсидия на условиях софинансирования, а о факте необеспечения Министерством финансов РД финансирования средств, предусмотренных в Законе РД от <дата> «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2015 год и на плановый период 2и16 и 2017 годов» во исполнение указанного Соглашения.

В связи с этим, судьёй первой инстанции при вынесении обжалуемого решения не выполнены требования ст. 26.11 КоАП РФ о необходимости всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела, что является существенным нарушением процессуальных требований КоАП РФ, в связи с чем, решение судьи нельзя признать законным и обоснованным.

Принимая во внимание вышеизложенное, нахожу решение судьи подлежащим отмене в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, дело возвращению на новое судебное рассмотрение, поскольку срок привлечения к административной ответственности по ст. 15.15.3 КоАП РФ в силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ не истек.

При новом рассмотрении дела суду необходимо установить юридически значимые обстоятельства по делу, учитывая вышеизложенное и принять законное и обоснованное решение по делу в соответствии с требованиями КоАП РФ,

Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,

решил:

решение судьи Ленинского районного суда г.Махачкалы от <дата> об отмене постановления заместителя руководителя УФК по РД ФИО3 от <дата>.15.3/47 и прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.3 КоАП РФ, в отношении первого заместителя министра финансов РД ФИО2 отменить.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.3 КоАП РФ в отношении первого заместителя министра финансов РД ФИО2 направить в Ленинский районный суд г.Махачкалы на новое рассмотрение.

Судья Верховного Суда

Республики Дагестан А.Г. Хаваев