ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-599/2018 от 05.04.2018 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Фишер А.А. Дело <данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

<данные изъяты> 05 апреля 2018г.

Судья Московского областного суда Мишин И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Независимые водоканалы» Ендовицкого В.А. на решение Видновского городского суда <данные изъяты> от 14.02.2018г. и постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды <данные изъяты><данные изъяты>В-2017/1 от 11.01.2018г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.13 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственности «Независимые водоканалы»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды <данные изъяты><данные изъяты>В-2017/1 от 11.01.2018г. ООО «Независимые водоканалы» /сокращенное название ООО «Невод»; ООО «Независимые водоканалы»; Общество/, ИНН:9177058096, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000.00 рублей.

Решением Видновского городского суда <данные изъяты> от 14.02.2018г. вышеуказанное постановление оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения.

Не согласившись с вынесенным по делу актами, законный представитель Ендовицкий В.А. подал на них жалобу, в которой просит постановление и решение отменить, как незаконные и необоснованные, производство по делу прекратить в связи с неполным выяснением всех обстоятельств по делу, нарушением проведения проверки, недоказанностью и отсутствием вины Общества.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав участников процесса, суд второй инстанции оснований для отмены или изменения принятых по делу об административном правонарушении решений не усматривает.

Согласно ч.4 ст.8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что 16.11.2017г. Межрайонной природоохранной прокуратурой <данные изъяты> с участием специалистов органов государственного контроля (надзора), во исполнение поручения первого заместителя прокурора <данные изъяты> от 09.11.2017г. <данные изъяты>В-2017, проверены доводы обращения депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Поклонской Н.В. и заявление Деминой О.Р. о нарушениях градостроительного и природоохранного законодательства при строительстве и эксплуатации очистных сооружений в Ленинском муниципальном образовании <данные изъяты>, и установлено следующее.

Очистные сооружения расположены по адресу: <данные изъяты>, д. Сапроново, микрорайон Купелинка, ул Северный квартал, <данные изъяты> А.

Очистные сооружения размещены на земельных участках с кадастровыми номерами 50:21:0000000:728 площадью 9966 кв.м., 50:21:0000000:729 площадью 9720 кв.м., предоставленных администрацией Ленинского муниципального района <данные изъяты> на праве аренды ООО «Телсиком Групп». Категория указанных земельных участков - земли населенных пунктов. Разрешенное использование земельных участков с кадастровым номером 50:21:0000000:728 - для размещения очистных сооружений, с кадастровым номером 50:21:0000000:729 - для размещения канализационной насосной станции.

Сброс с указанных очистных сооружений осуществляется по специально оборудованному гибеону и далее в реку Купелинка.

На момент проверки сточные воды имели непрозрачный вид, присутствовал незначительный канализационный запах. Территория очистных сооружений огорожена. Очистные сооружения работают в автоматическом режиме.

На данные очистные сооружения ООО «Телсиком Групп» выдано решение о предоставлении водного объекта в пользование от 10.12.2015г. <данные изъяты>-<данные изъяты>.016-Р- РСБХ-2015-02839/00. ООО «Телсиком Групп» являлось собственником данных очистных сооружений. Решением устанавливались предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах (пп. 10 п. 2.3 ч. 2 Решения). Решение аннулировано по заявлению ООО «Телсиком Групп» 14.04.2017г.

Согласно объяснениям генерального директора ООО «Независимые водоканалы» от 24.11.2017г. очистные сооружения внесены в уставный капитал ООО «ЖКХ Водоканал Видное». Согласно сведениям единого государственного реестра юридических лиц управляющей компанией ООО «ЖКХ Водоканал Видное» является ООО «Независимые водоканалы». В свою очередь ООО «Независимые водоканалы» подало заявление на получение решения на право пользования водным объектом - рекой Купелинка. ООО «Независимые водоканалы» отказано в выдаче решения.

Также установлено, что очистные сооружения, расположенные по адресу: <данные изъяты>, восточнее д.Ермолино, введены в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию №RU50503102-92/BC от 28.04.2014г. Очистные сооружения принимают хозяйственно - бытовые и канализационные стоки с микрорайона «Завидное».

Очистные сооружения бытовых сточных вод производительностью 3000 куб.м, в сутки расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 50:21:0080105:1626, площадью 3393 кв.м., принадлежат в соответствии договором купли - продажи от <данные изъяты> №ЭТ-014/16 (61-0630-02/16) ООО «Энерго-Траст». Земельный участок на основании свидетельства о праве собственности от <данные изъяты> Л:50-АИ <данные изъяты> принадлежит ЗАО «Центр Ресурс». Категория вышеуказанного земельного участка - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под объекты инженерной инфраструктуры. В ходе проверки установлено, что земельный участок используется в соответствии с целевым назначением и видом разрешенного использования.

Земельный участок и расположенные на нем очистные сооружения переданы в аренду ООО «ЖКХ «Водоканал +». Основанием для передачи объектов недвижимости в аренду послужили договоры аренды: от <данные изъяты><данные изъяты>(154-0401-01/15), заключенный между ООО «ЖКХ «Водоканал+» и ЗАО «Центр Ресурс», предусматривающий передачу земельного участка, а также от <данные изъяты><данные изъяты>(ЭТ-018/16), заключенный между ООО «ЖКХ «Водоканал +» и ООО «Энерго - Траст», предусматривающий передачу очистных сооружений.

На основании договора об осуществлении полномочий единоличного исполнительного органа ООО «ЖКХ «Водоканал+» от <данные изъяты> №Н-17003, заключенного между указанным юридическим лицом и ООО «Независимые водоканалы» (ООО «НЕВОД»), ООО «НЕВОД» принимает на себя функции управляющей компании и полномочия единоличного исполнительного органа ООО «ЖКХ «Водоканал+».

Согласно п.2.2 ч.2 вышеуказанного договора, ООО «ЖКХ «Водоканал+» осуществляет гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через ООО «НЕВОД». В силу п.2.3 ч.2 договора, его заключение не влечет за собой изменение устава ООО «ЖКХ «Водоканал+», в части, касающейся полномочий генерального директора ООО «ЖКХ «Водоканал+», а также самого термина «генеральный директор», однако те положения устава общества, которые посвящены единоличному исполнительному органу общества на период действия договора применяются только в отношении ООО «НЕВОД».

В ходе проверки прокуратуры установлено, что министерством экологии и природопользования <данные изъяты> в ходе проведения административного расследования 26.10.2017г. и 30.10.2017г. проведены лабораторные исследования качества сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений, эксплуатируемых ООО «Независимые водоканалы». Из экспертного заключения от 26.10.2017г. №СГ/84-17, подготовленного ООО «Центр экологических анализов и расчетов» следует, что сбрасываемые сточные воды имеют следующие концентрации:

- запах хлора при температуре 20 градусов Цельсия, баллы - 4,0 + 1,0, запах хлора отчетливый (максимальное содержание загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах не должно превышать показатель - 2);

- азот аммонийный - 5,88 + 0,82 (максимальное содержание загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах не должно превышать показатель - 1,5);

- ионы аммония - 7,35 + 1,03 (максимальное содержание загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах не должно превышать показатель - 0,5);

- ВПК п. - 36,3 + 5,1 (максимальное содержание загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах не должна превышать показатель - 3);

- ВПК 5. - 25,3 + 3,5 (максимальное содержание загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах не должна превышать показатель - 4);

- фосфор фосфатов -11,3 + 1,4 (максимальное содержание загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах не должна превышать показатель - 0,2);

- растворенный кислород 19,5 + 2,7 (максимальное содержание загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах не должна превышать показатель - не менее 6);

- анионные ПАВ 0,251 + 0,080 (максимальное содержание загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах не должна превышать показатель - 0,5);

- железо общее - 0,70 + 0,14 (максимальное содержание загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах не должна превышать показатель - 0,3);

- хлорид - ионы — 1190 + 107 (максимальное содержание загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах не должна превышать показатель - 350).

Из экспертного заключения от <данные изъяты> № СГ/85-17, подготовленного ООО «Центр экологии анализов и расчетов» следует, что сбрасываемые сточные воды имеют следующие концентрации:

- запах при температуре 20 градусов Цельсия, баллы - 3,0 + 1,0 фекальный запах (максимальное содержание загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах не должна превышать показатель - 2);

- взвешенные вещества -31,0 + 3,1 (максимальное содержание загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах не должна превышать показатель - 10,75);

- химическое потребление кислорода (ХПК) - 223 + 31 (максимальное содержание загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах не должна превышать показатель - 30);

- азот аммонийный - 48,0 + 4,8 (максимальное содержание загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах не должна превышать показатель -1,5);

- ионы аммония - 60,0 + 6,0 (максимальное содержание загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах не должна превышать показатель - 0,5);

- нитрат-ион - менее 0,2 (максимальное содержание загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах не должна превышать показатель - 40);

- нитрит - ион - менее 0,2 (максимальное содержание загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах не должна превышать показатель - 3,3);

- ВПК п. - 106 + 15 (максимальное содержание загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах не должна превышать показатель - 3);

- ВПК 5-74+10 (максимальное содержание загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах не должна превышать показатель - 4);

- фосфор фосфатов - менее 4,79 + 0,56 (максимальное содержание загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах не должна превышать показатель - 0,2);

- анионные ПАВ - 0,69 + 0,17 (максимальное содержание загрязняющих зеществ в сбрасываемых сточных водах не должна превышать показатель - 0,5);

- железо общее - 8,8 + 1,8 (максимальное содержание загрязняющих веществ в : Щ|Р| Р/ PJPI грасываемых сточных водах не должна превышать показатель - 0,3);

- сульфат - ионы - 150 + 15 (максимальное содержание загрязняющих веществ з сбрасываемых сточных водах не должна превышать показатель - 500);

- нефтепродукты - 1,44 + 0,36 (максимальное содержание загрязняющих зсществ в сбрасываемых сточных водах не должна превышать показатель - 0,05);

- фенолы - 0,0023 + 0,0010 (максимальное содержание загрязняющих веществ з сбрасываемых сточных водах не должна превышать показатель - 0,001);

- марганец - 0,56 + 0, 11 (максимальное содержание загрязняющих веществ в : ВЬ1брасываемых сточных водах не должна превышать показатель - 0,1);

- медь - 0,0087 + 0,0037_(максимальное содержание загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах не должна превышать показатель - 0,001);

- кадмий - 0,0091 + 0,0038 (максимальное содержание загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах не должна превышать показатель - 0,001);

- цинк - 0,0263 + 0,0053 (максимальное содержание загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах не должна превышать показатель - 0,01).

Согласно п. 1 ст. 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В силу п.2 ст.65 ВК РФ в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии с п.16 ст.65 ВК РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:

1)централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;

2)сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;

3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;

4)сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.

В соответствии с ч. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Согласно представленным материалам дела, учитывая результаты лабораторных исследований, в сбрасываемых сточных водах имелись превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ. Превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах может повлечь загрязнение, засорение и (или) истощение водного объекта - реки Купелинка.

В соответствии со ст.2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений.

Указанное правонарушение совершено (допущено по вине): юридического лица ООО «Независимые водоканалы», так как указанное юридическое лицо своими действиями (бездействиями) нарушило требования ст.56, ст.65 Водного кодекса Российской Федерации.

Отказывая в удовлетворении жалобы об отмене постановления по делу об административном правонарушении, судья городского суда пришел к правильному выводу о том, что обстоятельства, установленные в ходе судебного разбирательства, свидетельствуют о совершении ООО «Независимые водоканалы» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.18.13 КоАП РФ

Вина ООО «Независимые водоканалы» подтверждается экспертным заключением ООО «Экоцентр» <данные изъяты> от 15.11.2017г. по результатам лабораторных измерений и исследований; экспертным заключением ООО «Экоцентр» <данные изъяты> от 15.11.2017г. по результатам лабораторных измерений и исследований; уведомлением о рассмотрении дела об административном правонарушении; постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 11.12.2017г.; актом проверки от 16.11.2017г.; разрешением на ввод объекта в эксплуатацию; протоколами результатов анализа проб воды №СГ/85-17 от 30.10.2017г.; объяснением Абдрахмановой Р.Э. от 11.12.2017г.; учредительными документами ООО «Независимые водоканалы»; выпиской из ЕГРЮЛ; актом приема-передачи недвижимого имущества от 15.03.2017г.; протоколом общего собрания участников ООО «Независимые водоканалы»; договором об осуществлении полномочий единоличного исполнительного органа Общества; решением о предоставлении водного объекта в пользование от 10.12.2015г.; решением о прекращении действия зарегистрированного в государственном водном реестре решения о предоставлении водного объекта в пользование 14.04.2017г.; договором аренды земельного участка от <данные изъяты>; отказом в предоставлении водного объекта в пользование от 26.05.2017г., а также другими собранными по делу доказательствами.

Оценка судьей городского суда имеющихся доказательств произведена по правилам, установленным ст.26.11 КоАП РФ. Все выводы судьи должным образом мотивированы.

Наказание Обществу назначено в пределах установленной законом санкции, с соблюдением требований ст.4.1 КоАП РФ, соответствует характеру допущенного правонарушения.

Ссылки в жалобе на отсутствие доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях ООО «Независимые водоканалы» состава административного правонарушения, неполным выяснением всех обстоятельств по делу, нарушением проведения проверки, недоказанностью и отсутствием вины Общества, не опровергают выводы должностного лица и городского суда, а лишь выражают несогласие с ними, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку их выводов, сделанных при правильном применении норм материального права, и не могут быть признаны основанием к отмене или изменению обжалуемого постановления. Оснований для переоценки выводов городского суда, по мнению суда второй инстанции, не имеется.

Процессуальных нарушений при производстве административного расследования, а также рассмотрении дела, влекущих безусловную отмену или изменение принятых по делу актов, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Решение Видновского городского суда <данные изъяты> от 14.02.2018г. и постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды <данные изъяты><данные изъяты>В-2017/1 от 11.01.2018г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.13 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Независимые водоканалы» - оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Судья И.Н. Мишин