ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-59/18 от 27.07.2018 Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика)


Дело №21-59/2018

Р Е Ш Е Н И Е
27 июля 2018 года г. Нальчик

Судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Ошхунов З.М.,

при секретаре Бекановой З.Р.,

с участием представителя должностного лица, привлекаемого к административной ответственности - ФИО1 – ФИО2, действующего по доверенности №101-д от 09.01.2018г.,

должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении,- старшего государственного инспектора отдела (инспекции) госнадзора республик ЮФО и СКФО по КБР ЮМТУ Росстандарта ФИО3, представляющего по доверенности №39 от 14.12.2018г. интересы Южного межрегионального территориального управления Росстандарта,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу управляющего директора АО «Каббалкэнерго» ФИО1 на постановление заместителя начальника отдела (инспекции) госнадзора республик ЮФО и СКФО по КБР ЮМТУ Росстандарта ФИО4 №08-33/48 от 09 ноября 2017 года и решение судьи Нальчикского городского суда КБР от 27 апреля 2018 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении управляющего директора АО «Каббалкэнерго» ФИО1,

установил:

Постановлением заместителя начальника отдела (инспекции) госнадзора республик ЮФО и СКФО по КБР ЮМТУ Росстандарта ФИО4 №08-33/48 от 09 ноября 2017 года управляющий директор АО «Каббалкэнерго» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Нальчикского городского суда КБР от 27 апреля 2018 года указанное постановление оставлено без изменения, а жалоба управляющего директора АО «Каббалкэнерго» ФИО1 – без удовлетворения.

Не согласившись с данными актами, управляющий директор АО «Каббалкэнерго» ФИО1 подал жалобу в Верховный Суд КБР, в которой отменить их отменить и прекратить производство по делу.

Доводы жалобы сводятся к тому, что по делу не установлена вина ФИО1, как руководителя организации – гарантирующего поставщика, в изменении параметров качества электроэнергии, которое может произойти по вине любого из субъектов розничного рынка электроэнергии, в том числе самого потребителя, в следствии подключения к электрическим сетям электрооборудования не соответствующего техническим нормам. Указывается, что измерения качества электроэнергии производились в зоне ответственности самих потребителей, в границах балансовой и эксплуатационной ответственности потребителей, тогда как, энергоснабжающая организация отвечает за ее качество «в точке поставки», каковой, в отсутствие акта разграничения, является точка присоединения энергопринимающих устройств потребителя к электрическим сетям – точка подключения к опоре ВЛ-04 кВ. По мнению автора жалобы, энергосбытовая организация не имеет на своем балансе электрической сети и не может повлиять на качество электрической энергии в сетях сетевой организации – другого юридического лица.

В судебном заседании представитель должностного лица, привлекаемого к административной ответственности - ФИО1 – ФИО2 поддержал жалобу по изложенным в ней доводам, просил отменить обжалуемое постановление должностного лица и решение судьи Нальчикского городского суда КБР от 27 апреля 2018 года.

Старший государственный инспектор отдела (инспекции) госнадзора республик ЮФО и СКФО по КБР ЮМТУ Росстандарта ФИО3 просил отклонить жалобу, оставив в силе обжалуемое решение.

Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, - штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, -влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

Как следует из материалов дела, основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях явилось то, что в результате проведения проверки в период с 06 октября 2017 года 00 часов 00 минут по 12 октября 2017 года 23 часа 59 мин. и получении протоколов испытаний от 16 октября 2017 года №0634-07-17, 0635–07-17, он, будучи непосредственным руководителем АО «Каббалкэнерго», являющимся гарантирующим поставщиком электроэнергии по договорам с потребителями, допустил нарушение требования ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная» п. 4.2.2 (медленные изменения напряжения).

Федеральный закон от 26 марта 2003 года №35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.

В соответствии со статьей 2 Закона об электроэнергетике законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.

На основании статьи 3 Закона об электроэнергетике к субъектам электроэнергетики относятся лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической энергии, поставки (продажи) электрической энергии, энергоснабжение потребителей, сбыт электрической энергии.

Согласно части 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.

Из содержания пункта 1 статей 539 и статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) электрическую энергию, качество которой должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами.

Положениями части 1 статьи 38 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

В силу пункта 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года №442 (далее - Основные положения), субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности) в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии. Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 года № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон №184-ФЗ) до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению.

Субъектом вменяемого правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, в частности субъектом правонарушения может быть изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец, на котором лежит обязанность соблюдать требования государственных стандартов.

Исходя из смысла названных нормативных актов, субъект электроэнергетики АО "Каббалкэнерго", как энергосбытовая компания и гарантирующий поставщик, наряду с сетевыми организациями отвечает совместно перед потребителями за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соответствующим договорам поставки электроэнергии, в том числе за надежность снабжения потребителей электрической энергией, ее качество и безопасность в соответствии с техническими регламентами, и иными обязательными требованиями, в данном случае - ГОСТ 32144-2013.

Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, являются совершившие такие правонарушения руководители и иные работники организаций, в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Следовательно, ФИО1, являясь управляющим директором АО «Каббалкэнерго», которое относится к субъектам административного правонарушения, обоснованно привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения вменяемого административного правонарушения, а именно, нарушения требования ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная» п. 4.2.2 (медленные изменения напряжения) АО «Каббалкэнерго», под руководством ФИО1, подтвержден протоколом об административном правонарушении от 24 ноября 2017 года №08-29/47, составленным в отсутствие уведомленного надлежащим образом ФИО1 (нарочное уведомление от 18.10.2017г.), заключением №11 от 17.10.2017г. к протоколам испытаний №№0634-07-17, 0635-07-17 (л.д.23-25), протоколами испытаний №№0634-07-17, 0635-07-17 (л.д. 26-35), актами отбора образцов от 05.10.2017г., составленными при участии представителя АО «Каббалкэнерго» (л.д. 63-68), актами о проверке исправности прибора измерения качества №16 и №17 от 05.10.2017г., составленными при участии представителя АО «Каббалкэнерго» (л.д. 69, 70), протоколами технического осмотра (л.д. 71-74), актом проверки №08-36/39 от 24.10.2017г., проведенной на основании приказа и.о. руководителя ЮМТУ Росстандарта от 18.09.2017г. №01-30/1009.

Действия ФИО1, как должностного лица, правильно квалифицированы по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По результатам рассмотрения дела судья Нальчикского городского суда КБР обоснованно посчитал, что в его действиях содержатся признаки состава данного административного правонарушения.

Ссылка заявителя на отсутствие вины во вменяемом правонарушении является необоснованной, поскольку в рамках договора купли-продажи (поставки) электрической энергии гарантирующий поставщик несет перед потребителем ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе совместную ответственность за действия лиц, привлеченных им для оказания услуг по передаче электроэнергии, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.

Судам не представлено доказательств того, что управляющий директор АО «Каббалкэнерго» ФИО1, являясь должностным лицом гарантирующего поставщика, который выступает продавцом электрической энергии по договору энергоснабжения, принял все зависящие от него меры, направленные на поставку электрической энергии надлежащего качества и выявленное нарушение произошло при отсутствии его вины.

Доводы заявителя о том, что измерения качества электрической энергии производились не в «точках поставки», в связи с чем, в деле отсутствуют достоверные доказательства ненадлежащего качества поставляемой электроэнергии, подлежат отклонению.

Как следует из приведенных выше материалов дела, измерение качества электроэнергии производилось в присутствии представителя АО «Каббалэнерго» в «точках поставки», расположенных по адресам Степная 78 и Степная 90 в с.Заюково Баксанского района КБР, на вводных автоматах 0,22 кВ и 0,38 кВ соответственно.

Согласно абзацу 12 пункта 2 «Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» (далее по тексту Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, «точка поставки» - место исполнения обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии, используемое для определения объема взаимных обязательств сторон по договору, расположенное на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств, определенной в документах о технологическом присоединении, а до составления в установленном порядке документов о технологическом присоединении - в точке присоединения энергопринимающего устройства (объекта электроэнергетики).

В соответствии с абзацем 13 пункта 2 Правил, «точка присоединения к электрической сети» - место физического соединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) с электрической сетью сетевой организации

Согласно письму должностного лица ЮМТУ Росстандарта от 03.10.2017г., поступившему в АО «Каббалэнерго» 03.10.2017г., данной организации предлагалось, в связи с проведением в отношении нее контрольно-надзорных мероприятий, выделить специалистов для участия 05 октября 2017 года при проведении отбора образцов проб реализуемой АО «Каббалкэнерго» электрической энергии, а также, для определения точек поставки (реализации) потребителям и разграничения балансовой принадлежности (л.д. 62).

На указанный запрос АО «Каббалэнерго» не отреагировало своевременно в предложенные сроки и ответило только 16 октября 2017г.,уже после проведения отбора проб и проведения испытаний, завершившихся 12 октября 2017г.

В частности, в ответе заместителя управляющего директора АО «Каббалкэнерго» №КМ/2308 от 16.10.2017г. должностному лицу ЮМТУ Росстандарта было сообщено об отсутствии актов разграничения балансовой принадлежности с потребителями по адресам Степная 78 и Степная 90 в с.Заюково (л.д. 118-119).

Таким образом, в связи с отсутствием актов разграничения балансовой принадлежности, замеры качества электроэнергии, в соответствии приведенными выше Правилами, подлежали проведения в «точке присоединения» - месте физического соединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг.

Согласно материалам дела, замеры качества электроэнергии производились в местах ее непосредственного ввода потребителям услуг по адресам Степная 78 и Степная 90 – на вводных автоматах 0,22 кВ и 0,38 кВ, являющихся первыми энергопринимающими устройствами потребителя, что соответствует приведенным выше критериям «точки присоединения», в связи с чем, оснований сомневаться в достоверности и точности результатов проведенных испытаний не имеется.

При таких обстоятельствах, вывод о виновности привлекаемого лица является правомерным и основанным на относимых и допустимых доказательствах по делу, которым дана всесторонняя и полная оценка, в соответствии с правилами статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Иных оснований для отмены или изменения постановления должностного лица и решения судьи городского суда не установлено.

Постановление о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Наказание назначено в соответствии с положениями статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление заместителя начальника отдела (инспекции) госнадзора республик ЮФО и СКФО по КБР ЮМТУ Росстандарта ФИО4 №08-33/48 от 09 ноября 2017 года и решение судьи Нальчикского городского суда КБР от 27 апреля 2018 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении управляющего директора АО «Каббалкэнерго» ФИО1, оставить без изменения, жалобу должностного лица, привлекаемого к административной ответственности - ФИО1 - без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Кабардино-Балкарской Республики З.М. Ошхунов