ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-5/2022 от 11.01.2022 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Судья Кочешева Н.Д. Дело № 21-5/2022

РЕШЕНИЕ

по жалобе на решение судьи

по делу об административном правонарушении

г. Мурманск 11 января 2022 года

Судья Мурманского областного суда Кривоносов Д.В., рассмотрев жалобу государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 на решение судьи Кольского районного суда Мурманской области от 30 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора №* от 18 июня 2021 года юридическое лицо –акционерное общество «ВАД» (далее – АО «ВАД», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Решением судьи Кольского районного суда Мурманской области от 30 сентября 2021 года указанное постановление должностного лица отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении АО «ВАД» прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1, просит решение судьи районного суда отменить.

В обоснование указывает, что судьей не были всесторонне и объективно выяснены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Ссылаясь на положения статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и приказа Минприроды России от 8 декабря 2020 года №1028, указывает, что обязанность по учету отходов возложена на всех хозяйствующих субъектов, если в процессе их деятельности образуются опасные отходы или если они осуществляют иную деятельность по обращению с отходами.

Такая обязанность в данном случае возложена на юридическое лицо – АО «ВАД».

Обращает внимание на соблюдение административным органом порядка уведомления и составления протокола об административном правонарушении в отношении АО «ВАД».

В судебное заседание законный представитель АО «ВАД» и его защитник не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьей 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, руководствуясь статьей 30.6 названного Кодекса, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Проверив материалы дела, выслушав государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1, поддержавшую доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Административная ответственность, предусмотренная частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает в случае неисполнения обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления.

Как следует из материалов дела, в период с 11 мая 2021 года по 7 июня 2021 года Балтийско-Арктического межрегиональным управлением Росприроднадзора на основании распоряжения от 27 апреля 2021 года №*-рп в отношении АО «ВАД» проведена проверка соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.

Результаты проверки зафиксированы в акте от 7 июня 2021 года №*, согласно которому контролирующим органом установлен факт нарушения требований пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и пункта 3 приказа Минприроды России от 8 декабря 2020 года № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами»: АО «ВАД» предоставлен учет в области обращения с отходами в отношении объекта НВОС с кодом «Производственная площадка строительного управления АО «ВАД» по Мурманской области», код объекта № *-П, относящегося к строительному управлению АО «ВАД» по Мурманской области, в котором отсутствуют сведения об учете отходов, транспортируемых в строительное управление по Республике Карелия.

Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения АО «ВАД» к административной ответственности, предусмотренной частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья районного суда исследовал и оценил представленные доказательства, доводы жалобы, установил обстоятельства дела и указал на отсутствие обязанности учета отходов подлежащих перемещению между обособленными подразделениями, филиалами юридического лица, объектами юридического лица, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.

Не согласиться с данным выводом суда оснований не имеется.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в статье 1 которого дано определение как отходов производства и потребления, так и действий, образующих понятия сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования, размещения и иного обращения с таковыми.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

С целью установления перечня образующихся в процессе производственной и иной деятельности отходов, а также для ведения учета отходов в соответствии с пунктом 3 Приказа Минприроды России от 1 сентября 2011 года № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» АО «ВАД» осуществляет учет отходов.

На основании пунктов 3,4,5 Порядка учета в области обращения с отходами (утв. приказом Минприроды России №721) учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии) и по юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в целом. Учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов. Учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.

Приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 года № 1028 утвержден новый Порядок учета в области обращения с отходами (действует с 1 января 2021 года), содержащий аналогичные требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах.

Согласно пункту 3 данного Порядка учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, I - IV категории (далее - объекты НВОС), и (или) по юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в целом.

Организация учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов обеспечивается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и включает в себя учет образующихся отходов, в том числе в местах (на площадках) накопления, на объектах капитального строительства и (или) других объектах или их совокупности, на которых осуществляется обработка, утилизация, обезвреживание отходов, на объектах размещения отходов, переданных другим лицам или полученных от других лиц (пункт 6 Порядка № 1028).

Установлено, что АО «ВАД» на объекте НВОС с кодом «Производственная площадка строительного управления АО «ВАД» по Мурманской области», код объекта № *-П, находится вахтовое поселение, офисное здание, гараж для ремонта строительной техники и складское помещение, от хозяйственной деятельности на данном участке образуются виды отходов, указанные в представленном учете в области обращения с отходами в соответствии с приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 года № 1028

Образованные отходы от деятельности офисных и бытовых помещений, уборки помещений, пищевые отходы, отходы упаковочных материалов, полиэтиленовые тары и др. передается в ООО «***» и АО «***» для дальнейшего обращения.

Также ведется в АО «ВАД» журнал перемещения отходов образованные на территории Мурманской области и перемещаемые в структурное подразделение АО «ВАД» в Республике Карелия (масло отработанное моторное, автомобильные фильтры отработанные, аккумуляторные батареи и др.), которые также передаются другой организации.

Именно отсутствие сведений в предоставленном учете об учете отходов, образующихся на территории Мурманской области и транспортируемых в строительное подразделение АО «ВАД» в Республике Карелия, вменено Обществу.

Судья, проанализировав положения Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», приказа Минприроды России от 8 декабря 2020 года № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами», приказа Минприроды России от 1 сентября 2011 года №721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами», пришел к правильному выводу о том, что регламентированный учет в области обращения с отходами необходим для контроля их последующей утилизации, передачи другим лицам для целей утилизации, в конкретном обособленном подразделении, филиале юридического лица, объекте юридического лица, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.

Как следствие, отсутствие внутреннего учёта отходов по их перемещению в иное структурное подразделение АО «ВАД», не свидетельствует о нарушении вмененных требований Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и Порядка учета в области обращения с отходами.

Требование пункта 3 Порядка учета в области обращения с отходами, вмененного как одно из нарушений Обществу, не содержит указание на организацию учета отходов образовавшихся и переданных другим лицам.

Доводы административного органа о том, что АО «ВАД» является субъектом вмененного административного правонарушения, обоснованно отклонены с приведением правовой оценки в судебном решении, оснований не согласиться с которой не имеется.

С учетом изложенного, судья районного суда пришел к обоснованному выводу об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, правомерно отменил постановление должностного лица административного органа и прекратил производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса.

Мотивы, по которым судья пришел к таким выводам, отражены в решении, являются убедительными, оснований не согласиться с ними не имеется.

Несогласие административного органа с оценкой имеющихся в деле доказательств и толкованием судьей норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в данном деле, не свидетельствует о том, что судьей районного суда допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и основанием для отмены обжалуемого судебного акта не является.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Кольского районного суда Мурманской области от 30 сентября 2021 года в отношении АО «ВАД» оставить без изменения, жалобу государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 -без удовлетворения.

Судья Мурманского областного суда Д.В. Кривоносов