Судья: Леднева Е.Е. Дело № 21-603/2015
РЕШЕНИЕ
05 августа 2015 года город Саратов
Судья Саратовского областного суда Коршунов Р.В.,
при секретаре Дагаевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора общества
с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Сартрест» ФИО3 на решение судьи Октябрьского районного суда города Саратова
от 03 июня 2015 года,
установил:
постановлением руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу
(далее – МРУ Росфинмониторинга по ПФО) ФИО1 от 16 февраля 2015 года директор ООО «Сартрест» ФИО3 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей. Правонарушение, по мнению должностного лица, выразилось в том, что директор ООО «Сартрест» (оказывающего посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества) ФИО3 допустила нарушение положений Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ
«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ) в части организации и осуществления внутреннего контроля, а именно: в нарушение
п. 2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ в период с <дата> по <дата>
ООО «Сартрест» осуществляло деятельность в отсутствие правил внутреннего контроля, соответствующих действующему законодательству; в период
с <дата> по <дата> в ООО «Сартрест» отсутствовало специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля, соответствующее квалификационным требованиям; а также в организации не проводилось обучение сотрудников в форме дополнительных инструктажей при вступлении в силу нормативных правовых актов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Решением судьи Октябрьского районного суда города Саратова
от 03 июня 2015 года вышеназванное постановление должностного лица
оставлено без изменения.
В жалобе ФИО3 просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить. Полагает, что судом первой инстанции не учтено, что совершенное ею административное правонарушение является малозначительным. Указывает, что на протяжении всего периода своей деятельности ООО «Сартрест» посредническую деятельность фактически не осуществляло, данный вид деятельности был лишь формально указан в перечне видов деятельности юридического лица, в настоящее время «посредническая деятельность» исключена из зарегистрированных видов деятельности ООО «Сартрест», что исключает возможность совершения таких правонарушений в будущем. Изложенное свидетельствует о том, что совершенное деяние само по себе не содержит каких-либо опасных угроз для личности, общества или государства, в связи с чем в данном случае возможно применение ст. 2.9 КоАП РФ.
ФИО3 в судебном заседании доводы жалобы поддержала.
Выслушав объяснения ФИО3, проверив материалы дела в полном объеме, прихожу к следующему.
В силу ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных
чч. 1.1, 2 -4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч
до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до
ста тысяч рублей.
Закон № 115-ФЗ регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
В соответствии со ст. 4 Закона № 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся организация и осуществление внутреннего контроля.
Статьей 3 Закона № 115-ФЗ определено, что внутренний контроль – это деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;
организация внутреннего контроля – совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля;
осуществление внутреннего контроля – реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.
В целях Закона № 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (ст. 5).
Согласно п. 2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации, по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются руководителем организации.
Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента
(в том числе идентификации единоличного исполнительного органа как представителя клиента), выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
Требования к идентификации могут различаться в зависимости от степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма установлены Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2014 года № 492.
Приказом Росфинмониторинга от 03 августа 2010 год № 203 утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, согласно которому руководитель организации утверждает перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (п. 2). Обучение проводится, в том числе в форме дополнительного инструктажа (п. 6). Дополнительный инструктаж проводится специальным должностным лицом при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (п. 8).
Как следует из материалов дела, в ходе проведения МРУ Росфинмониторинга по ПФО проверки в отношении ООО «Сартрест», оказывающего посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, выявлены нарушения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и осуществления внутреннего контроля, допущенные директором
ООО «Сартрест» ФИО3:
- в нарушении п. 2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ в период с <дата>
по <дата> в ООО «Сартрест» отсутствовали правила внутреннего контроля, соответствующие действующему законодательству;
- в нарушение п. 2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ в период с <дата> по <дата> в ООО «Сартрест» отсутствовало специальное должностное лицо, соответствующее квалификационным требованиям, ответственное за соблюдением правил внутреннего контроля в организации;
- в нарушение п. 2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ при вступлении в силу нормативных правовых актов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма с сотрудниками
ООО «Сартрест» не проводилось обучение в форме дополнительного инструктажа.
Факт совершения ФИО3 административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств: протоколом об административном правонарушении
от <дата>; приказом № от <дата> о проведении выездной проверки в отношении ООО «Сартрест»; актом проверки №
от <дата>; копиями свидетельств о внесении записи в Единый государственного реестра юридических лиц и о постановке на учет ООО «Сартрест» в налоговый орган по месту нахождения на территории Российской Федерации; сведениями об открытых счетах в кредитной организации; Уставом ООО «Сартрест», согласно п. 9.1 которого единоличным исполнительным органом и лицом, осуществляющим руководство текущей деятельностью, является директор;
выпиской из протокола собрания участников общества № от <дата> о назначении ФИО3 директором ООО «Сартрест»; приказами № и № от <дата> о вступлении ФИО3 в должность директора
ООО «Сартрест» и возложении на нее обязанности по ведению бухгалтерского учета; приказами ООО «Сартрест», изданными во исполнение Закона № 115-ФЗ;
копиями дипломов ФИО2, назначенной специальным должностным лицом, ответственным за разработку и реализацию правил внутреннего контроля, и директора ФИО3, свидетельствами о прохождении соответствующего обучения; правилами внутреннего контроля ООО «Сартрест», утвержденными
<дата> и приложениями к ним; правилами внутреннего контроля, утвержденными <дата>, <дата>, <дата>,
не соответствующими действующему законодательству; приказом № от
<дата> о разработке Программ обучения сотрудников ООО «Сартрест» и утвержденной Программой обучения; отчетами о проведении проверки осуществления внутреннего контроля в ООО «Сартрест» и идентификации клиента; выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, в соответствии с которой основным видом деятельности ООО «Сартрест» является предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом (код 7.30 ОКВЭД); договорами, заключенными директором ФИО3 от имени ООО «Сартрест» с контрагентами, актами об оказании услуг, приходными и расходными кассовыми ордерами, реестрами договоров, бухгалтерским балансом на <дата>; отчетом о финансовых результатах; а также приказом № от <дата>, пояснительной запиской к бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО «Сартрест» от <дата>, отчетом об устранении нарушений, правилами внутреннего контроля, утвержденными директором ООО «Сартрест» ФИО3
<дата>, которые свидетельствуют о принятии ФИО3 мер, направленых на устранение выявленных нарушений.
Противоречий представленные в материалы дела документы не имеют, соответствуют требованиям, предъявляемым к форме этих документов, составлены уполномоченными должностными лицами.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у ФИО3 реальной возможности соблюдать требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в целях предотвращения совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется и заявителем не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к
правомерным выводам о наличии в действиях директора ООО «Сартрест»
ФИО3 состава административного правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, и об отсутствии оснований для отмены постановления руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО от 16 февраля 2015 года о привлечении ФИО3 к административной ответственности.
Выводы суда основаны на доказательствах, всесторонне, полно и объективно исследованных в их совокупности и свидетельствующих о допущенном правонарушении. Судом всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Административное наказание назначено ФИО3 по минимуму санкции ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ и в соответствии с требованиями ст.ст. 4.1-4.3 КоАП РФ с учетом характера совершенного правонарушения, ее личности и имущественного положения, при отсутствии обстоятельств, отягчающих административную ответственность. В качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, должностным лицом учтено принятие ФИО3 мер, направленных на устранение выявленных правонарушений.
Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ и освобождения директора ООО «Сартрест» ФИО3 от административной ответственности в связи с малозначительностью не имеется, поскольку административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, посягает на установленный федеральным законодательством порядок противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, что относит данное правонарушение к разряду наиболее опасных, и оно не может быть признано малозначительным.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений должностным лицом и судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
С учетом вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Октябрьского районного суда города Саратова
от 03 июня 2015 года оставить без изменения, жалобу директора
общества с ограниченной ответственностью «Сартрест» ФИО3 – без удовлетворения.
Судья Р.В. Коршунов