ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-604/18 от 10.12.2018 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело <.......>

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Тюмень

10 декабря 2018 года

Судья Тюменского областного суда Глушко А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу МУП ЖКХ «Содружество», поданную защитником Гац Ю.В., на решение судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 26 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица – МУП ЖКХ «Содружество»,

установил:

Постановлением руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области № 643 от 29 августа 2018 года юридическое лицо – муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Содружество» (далее по тексту также – МУП ЖКХ «Содружество») привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также – КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Решением судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 26 октября 2018 года постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставлено без изменения, жалоба МУП ЖКХ «Содружество» оставлена без удовлетворения.

С данным решением не согласно МУП ЖКХ «Содружество», которое в жалобе, поданной в вышестоящий суд защитником Гац Ю.В., просит постановление должностного лица по делу об административном правонарушении от 29 августа 2018 года решение судьи районного суда от 26 октября 2018 года отменить и прекратить производство по делу, указывая, что мусорные контейнеры оказались переполнены мусором, поскольку граждане складировали крупногабаритный мусор (далее по тексту также - КГМ) в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, моментально их переполняя. Обращает внимание, что собственники помещений и организации, которые производят в большом количестве КГМ, самостоятельно заключают договоры на установку и вывоз КГМ специализированными компаниями, имеющими лицензию и разрешение на оказание подобного рода услуг. Отмечает, что региональный оператор (МУП ЖКХ «Содружество») несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах накопления твердых коммунальных отходов, при этом бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме. Указывает, что ответственность за содержание камеры, мусоропровода, мусоросборников и территории, прилегающей к месту выгрузки отходов из камеры, несет организация, в ведении которой находится дом. Утверждает, что частота вывоза ТКО из мусороприемных камер определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия человека, условиями соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО и договора об оказании услуг по обращению с ТКО. Считает, что оператор по вывозу мусора не несет ответственности за содержание контейнерных площадок и очистку территорий, расположенных вокруг контейнерных площадок.

Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, МУП ЖКХ «Содружество» о времени и месте рассмотрения дела вышестоящим судом извещено, его представитель в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил.

Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы в вышестоящий суд, заслушав представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области ФИО1, просившую в удовлетворении жалобы МУП ЖКХ «Содружество» отказать, нахожу постановление должностного лица по делу об административном правонарушении от 29 августа 2018 года и решение судьи районного суда от 26 октября 2018 года отмене либо изменению не подлежащими по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Тюменской области через Прокуратуру Тюменского района поступило обращение гражданина ФИО3 за вх. №3204-ж/п от 22.06.2018 г., содержащее указание на несвоевременный вывоз отходов, захламление отходами прилегающей территории по месту временного накопления отходов у жилого дома № 5 по ул. Центральной с. Горьковка Тюменского района Тюменской области.

Поскольку указанное сообщение содержало данные, указывающие на наличие нарушений, предусмотренных Федеральным законом от 30.09.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», специалистом-экспертом отдела санитарного контроля Управления Роспотребнадзора по Тюменской области ФИО2 были проведены осмотры мест временного накопления твёрдых бытовых отходов (далее по тексту также - ТБО) у дома № 5 по ул. Центральной с. Горьковка Тюменского района Тюменской области, по результатам которых составлены акты осмотра от 28.06.2018 года и от 13.07.2018 года, из которых следует, что территория, прилегающая к месту временного накопления твёрдых бытовых отходов захламлена, отходы из контейнеров не вывезены.

При анализе 09.07.2018 года полученных Управлением Роспотребнадзора по Тюменской области от Администрации Тюменского муниципального образования сведений установлено, что вывоз ТБО на территории Горьковского МО осуществляет МУП ЖКХ «Содружество», согласно графика вывоза ТБО, из с. Горьковка вывоз осуществляется 3 раза в неделю без учета температурного режима окружающей среды.

В связи с выявленными нарушениями требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.09.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 2.2.1 СанПин 42-128-4690-88. «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», в отношении МУП ЖКХ «Содружество» 31 июля 2018 года был составлен протокол № 02-397 о наличии в действиях МУП ЖКХ «Содружество» признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Статьей 8.2. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

В силу требований ст. 11 Федерального закона от 30.09.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В силу требований пункта 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии с пунктом 2.2.1. СанПиН 42-128-4690-88, при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

Согласно п. 4.5 постановления Правительства Тюменской области от 10.05.2018 г. № 185-п "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) в Тюменской области", частота вывоза ТКО из мусороприемных камер определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия человека, условиями соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО и договора об оказании услуг по обращению с ТКО.

Приказом директора МУП ЖКХ «Содружество» от 31 декабря 2017 год в целях организации своевременного вывоза ТБО с. Горьковка, с. Каменка, с. Кулаково, и с. Луговое утвержден график вывоза ТБО с. Горьковка, с. Каменка, с. Кулаково, и с. Луговое, согласно которому, предусмотрен вывоз ТБО из с. Горьковка трижды в неделю – вторник, четверг, пятница.

К административной ответственности по ст. 8.2. КоАП РФ МУП ЖКХ «Содружество» привлечено за нарушение периодичности удаления твердых бытовых отходов из мусорных контейнеров в теплое время, в то время, как доводы лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, о привлечении его к ответственности за состояние контейнерных площадок и очистку территорий, расположенных вокруг контейнерных площадок, на фактических обстоятельствах и материалах дела не основаны.

в связи с чем, доводы жалобы в данной части выходят за рамки предмета рассмотрения по настоящему делу, равно как и доводы, касающиеся утилизации гражданами КГМ в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов.

Положения п. 4.5 постановления Правительства Тюменской области от 10.05.2018 г. № 185-п подлежат применению с учетом санитарно-эпидемиологических требований, в данном случае – пункта 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88, в связи с чем, утверждение заявителя жалобы, о том, что частота вывоза ТБО из мусороприемных камер, определенная в соответствующем договоре и не соответствующая частоте, приведённой в п. 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88, основана на требованиях действующего законодательства, основан на неверном толковании действующего законодательства.

При таких обстоятельствах, учитывая, что обстоятельств, влекущих прекращение производства по делу, не установлено, нахожу, что существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и влекущих отмену вынесенного по делу судьёй районного суда решения не допущено, наказание лицу, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, назначено в соответствии с установленной ст. 8.2 указанного Кодекса санкцией с учётом требований части 2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Постановление руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области от 29 августа 2018 года и решение судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 26 октября 2018 года в отношении МУП ЖКХ «Содружество» оставить без изменения, жалобу МУП ЖКХ «Содружество», поданную защитником Гац Ю.В., оставить без удовлетворения.

Судья Тюменского областного суда

А.Р. Глушко