ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-604/2016 от 23.11.2016 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

г. Симферополь

судья: Солодовник Е.С.

РЕШЕНИЕ

от 23 ноября 2016 года № 21-604/2016

Судья Верховного Суда Республики Крым Беляевская О.Я., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым – заместителя Главного государственного инспектора по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым ФИО1 на решение судьи Нижнегорского районного суда Республики Крым от 7 сентября 2016 года по делу № 12-13/2016, которым отменено постановление заместителя начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым – заместителя Главного государственного инспектора по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым ФИО1 о признании общества с ограниченной ответственностью «Юг-РИС» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса об административных правонарушениях,

установил:

постановлением заместителя начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым ФИО1 от 29 апреля 2016 года общество с ограниченной ответственностью «Юг-РИС» (далее ООО «Юг-РИС») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, представитель ООО «Юг-РИС» обжаловал его в суд.

По результатам рассмотрения жалобы решением судьи Нижнегорского районного суда Республики Крым от 7 ноября 2016 года жалоба ООО «Юр-РИС» удовлетворена, названное постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Крым, заместитель начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым ФИО1 просит об отмене названного судебного акта и об отказе в удовлетворении жалобы ООО «Юг-РИС».

В обоснование жалобы указано, что единственным основанием для отмены постановления о назначении административного наказания судья районного суда указал на составление протокола об административном правонарушении неуполномоченным лицом, что, по мнению заявителя, не соответствует положениям действующего законодательства, в частности поручению Президента Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № ПР-836, во исполнение которого распоряжением Правительства Российской Федерации от 06 августа 2014 г. № 1474-р утверждено Соглашение между Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Советом министров Республики Крым о передаче Совету министров Республики Крым осуществления части полномочий Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, согласно п. 1.2 которого последнему передано осуществление полномочий в сфере государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах.

В судебном заседание представитель Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым ФИО2 доводы жалобы поддержал в полном объеме.

Законный представитель ООО «Юг-РИС» Явных А.И., защитник Шарапа А.В. с доводами жалобы не согласились, считая решение суда законным, поддержали письменные возражения представленные на апелляционную жалобу.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, заслушав явившихся лиц, судья приходит к следующему.

Удовлетворяя жалобу ООО «Юг-РИС», отменяя постановления заместителя начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым ФИО1 и прекращая производство по делу, судья районного суда пришел к выводу о том, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным должностным лицом.

Указанный вывод судья апелляционной инстанции считает преждевременным в силу следующего.

Как указано в разъяснениях пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" проверяя полномочия должностного лица на составление протокола, следует учитывать положения, содержащиеся в статье 28.3 КоАП РФ, а также нормативные акты соответствующих федеральных органов исполнительной власти (часть 4 статьи 28.3 КоАП РФ).

Согласно части 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Частью 6-2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом и совершенных на территориях субъектов Российской Федерации - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, вправе составлять должностные лица органов исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации при условии, что передача этих полномочий предусматривается соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий.

В соответствии со ст. 23.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный карантинный фитосанитарный надзор, государственный надзор в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами и государственный земельный надзор (в отношении использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения), его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотрены ст. 7.18, ст. 8.3 (в части административных правонарушений, относящихся к нарушениям правил обращения с пестицидами и агрохимикатами при хранении и применении пестицидов и агрохимикатов), ст. 8.6 (в части административных правонарушений, относящихся к самовольному снятию или перемещению почвы, уничтожению плодородного слоя почвы земель сельскохозяйственного назначения), ст. 8.7 (в части административных правонарушений, совершенных в отношении земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли), ч. 2 ст. 8.8, ст. 10.1-10.3, ст. 10.9, ст. 10.10(за исключением судоходных гидротехнических сооружений), ст. 10.12 – 10.14, ч. 1, 2 ст. 14.43, ст. 14.44-14.46настоящего Кодекса.

Согласно ст. 23.79.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - Республики Крым и города федерального значения Севастополя рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом и совершенных на их территориях, в случае, если передача этих полномочий предусматривается соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий.

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в ч. 1 настоящей статьи, вправе руководители соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, их заместители, руководители структурных подразделений соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, их заместители.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № ПР-836 органам исполнительной власти Республики Крым и г. Севастополя поручено передать полномочия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

Во исполнение указанного поручения распоряжением Правительства Российской Федерации от 06 августа 2014 г. № 1474-р утверждено Соглашение между Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Советом министров Республики Крым о передаче Совету министров Республики Крым осуществления части полномочий Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, согласно п. 1.2 которого последнему передано осуществление полномочий в сфере государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах.

В соответствии данным Соглашением Совет министров Республики Крым постановлением от 25 сентября 2014 года № 351 утвердил Положение о Службе по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым (далее Крымсельхознадзор).

Пунктом 4.18 указанного Положения установлено, что для осуществления возложенных полномочий Крымсельхознадзор в пределах компетенции имеет право составлять материалы, акты проверок, протоколы об административных правонарушениях и рассматривать в соответствии с законодательством дела об административных правонарушениях, давать обязательные для исполнения предписания (распоряжения), выносить постановления о привлечении к административной ответственности, а также представлять в установленном законодательством порядке в соответствующие органы материалы проверок для привлечения виновных лиц к ответственности.

Административным регламентом исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора в отношении земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 30 января 2012 г., установлено, что при осуществлении государственного земельного надзора, осуществляется надзор за соблюдением выполнения мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли, в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, мероприятий по защите земель от загрязнения их опасными химическими веществами, патогенами и экопатогенами.

Территориальное Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Крым и г. Севастополь (далее - Управление Россельхознадзора) создано в апреле 2014 года.

Приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 27 апреля 2015 года № 285 утверждено Положение об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Крым и городу Севастополь (далее - Положение об Управлении).

Согласно пункту 9.3.4 Положения об Управлении, Управление осуществляет полномочия по государственному земельному надзору на землях сельскохозяйственного назначения. Однако данный пункт утвержден с примечанием. В примечании указано, что «полномочия по государственному земельному надзору на землях сельскохозяйственного назначения, указанные в пункте 9.3.4 Положения, осуществляются органами исполнительной власти Республики Крым и города Севастополь в соответствии с Соглашением от 16 июля 2014 года между Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Советом министров Республики Крым о передаче Совету министров Республики Крым осуществления части полномочий Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 06 августа 2014 года № 1474».

При этом, в составе Управления Россельхознадзора создан отдел по надзору за переданными полномочиями в области государственного земельного надзора. В функции указанного структурного подразделения входят осуществление мониторинга и контроля за исполнением Советом министров Республики Крым переданных Соглашением полномочий в сфере государственного земельного надзора, а также проведение оценки эффективности осуществления переданных полномочий.

Указанные обстоятельства судом не исследовались и соответственно оценка им не была дана, полномочия заместителя начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым – заместитель Главного государственного инспектора по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым ФИО1 по составлению протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Юг-РИС» надлежащим образом не проверены.

Кроме того, требования к содержанию постановления по делу об административном правонарушении закреплены в ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должна быть указана статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу.

Между тем, при прекращении производства по делу в резолютивной части решения судьи не отражена статья КоАП РФ, предусматривающая основания прекращения производства по делу.

При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и обоснованным ввиду существенного нарушения процессуальных норм, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В нарушение требований ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях настоящее дело об административном правонарушении судом не было проверено в полном объеме, что повлекло за собой нарушение прав заявителя на всестороннее, полное и объективное рассмотрение дела.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, пересматривающий дело по жалобе,

решил:

жалобу заместителя начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым – заместителя Главного государственного инспектора по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым ФИО1 удовлетворить частично.

Решение судьи Нижнегорского районного суда Республики Крым от 7 сентября 2016 года отменить, дело об административном правонарушении по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Юг-РИС» направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Судья О.Я. Беляевская