ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-605/2015 от 06.11.2015 Астраханского областного суда (Астраханская область)

Судья ФИО8 дело № 7-605/2015

Р Е Ш Е Н И Е

г. Астрахань 6 ноября 2015 года

Судья Астраханского областного суда Лапшина Л.Б.,

при секретаре Мязиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО2 на постановление старшего государственного инспектора, начальника отдела надзора за водными, земельными ресурсами, геологического надзора и охраны недр Управления Росприроднадзора по Астраханской области ФИО3 от 10 июля 2015 года и решение судьи Харабалинского районного суда Астраханской области от 1 октября 2015 года по делу о привлечении главного геолога ЗАО «Нефтегазовая компания «АФБ» ФИО2 к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением по делу об административном правонарушении старшего государственного инспектора, начальника отдела за водными, земельными ресурсами, геологического надзора и охраны недр Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области от 10 июля 2015 года главный геолог ЗАО «Нефтегазовая компания «АФБ» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Не согласившись с постановлением должностного лица, ФИО2 обжаловал его в суд.

Решением судьи Харабалинского районного суда Астраханской области от 1 октября 2015 года постановление по делу об административном правонарушении от 10 июля 2015 года оставлено без изменения.

В жалобе ФИО2 ставит вопрос об отмене постановления должностного лица и решения суда, поскольку считает, что они постановлены с нарушением норм материального и процессуального права.

Выслушав ФИО2 и его защитника Самойлову Е.М., поддержавших жалобу, представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области ФИО4, возражавшую против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.

Из протокола об административном правонарушении от 29 июня 2015 года следует, что в настоящее время работы на Тамбовском участке находятся на поисково-оценочном этапе. На данном этапе недропользователем ЗАО «Нефтегазовая компания «АФТ» пункт 3.2 статьи 3 «Виды и объемы работ на Тамбовском участке недр и сроки их выполнения» приложения от ДД.ММ.ГГГГ к лицензионному соглашению не выполнено, а именно подпункт , в соответствии с которым юридическое лицо должно было не позднее 2014 года приступить к бурению и до конца 2015 года закончить строительством не менее 2-х поисково-оценочных скважин. Однако, в 2014 году ЗАО «Нефтегазовая компания «АФБ» только заключило договор на разработку проекта на строительства <адрес>, на основании которого в 3 квартале 2015 года только планируется приступить к строительству поисковой скважины.

Обществом продолжена разработка «Зонального проекта поисков залежей нефти и газа на Апшеронской и Западной площадях Тамбовского лицензионного участка недр», «Проекта на бурение поисково – оценочной скважины Апшеронской площади Тамбовского лицензионного участка», продолжены тематические работы по выявлению и детализации строения нефтегазоперспективных объектов в надсолевой толще осадочного чехла в пределах Тамбовского лицензионного участка, включая переобработку и переинтерпретацию сейсмических материалов полученных в 2005- 2012 годах в пределах ТЛУ и его обрамления в объёме <данные изъяты>. и наиболее значимых нефтегазоперспективных объектов к постановке глубокого бурения на нефть и газ, что подтверждается письмом отдела геологии и лицензирования по Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ, информационным отчётам о ГРР за 1 квартал 2015 г ЗАО «Нефтегазовая компания» «АФБ», договором на разработку проектно-сметной документации от ДД.ММ.ГГГГ, договором на разработку проектно-сметной документации от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, предприятие предоставило «Проект поисков залежей нефти и газа в триасовых отложениях Северной площади Тамбовского лицензионного участка, а также индивидуальный рабочий проект на бурение поисковой скважины Северной площади, прошедших в установленном порядке государственную экспертизу, что подтверждается положительным заключением «Бурение поисковой скважины Северной площади».

Таким образом, документов подтверждающих выполнение существенного условия подпункта «Виды и объёмы работ на Тамбовском участке недр и сроки их выполнения» приложения от ДД.ММ.ГГГГ к лицензионному соглашению АСТ от ДД.ММ.ГГГГ, не представлено, в связи с чем Управление пришло к выводу о нарушении должностным лицом ФИО1, к должностным обязанностям которого входит обеспечение выполнения лицензионных соглашений по пользованию недрами в целях геологического изучения, поисков залежей нефти и газа, добычи полезных ископаемых; ведение геологоразведочных работ в рамках имеющихся лицензий и договоров предприятия, пункта 10 статьи 22, статьи 12 Закона Российской Федерации «Недрах», согласно которых лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

Пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

В соответствии с частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд регулируются Законом Российской Федерации «О недрах» от 21 февраля 1992 года N 2395-1

В соответствии со статьей 11 данного закона предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Из материалов дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ юридическому лицу выдана лицензия на право пользования недрами <данные изъяты> сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ с целевым назначением геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья в пределах Тамбовского лицензионного участка, площадь которого составляет <данные изъяты> кв.м.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГАдминистрацией МО «Харабалинский район» Астраханской области согласован участок для получения ЗАО «Нефтегазовая компания «АФТ» лицензии на право пользование недрами.

Участку недр придается статус геологического отвода с ограничением по глубине кровлей палеозойский отложений на период геологического изучения.

В случае открытия месторождения участку недр на период разведки придается статус горного отвода в ограничением по глубине кровлей подсолевых отложений, предварительно в границах внешних контуров этих месторождений.

Пунктом Дополнения к лицензии на право пользование недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на Тамбовском участке предусмотрено, что юридическое лицо не позднее 2014 года должно приступить к бурению и до конца 2015 года закончить строительством не менее 2-х поисково-оценочных скважин.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации «О недрах» государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.

Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории Российской Федерации в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов Российской Федерации осуществляются совместно Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

Статьей 2.1 данного закона предусмотрено, что в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства отдельные участки недр относятся к участкам недр федерального значения.

Перечень участков недр федерального значения официально опубликовывается федеральным органом управления государственным фондом недр в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в официальном издании Российской Федерации.

Если в процессе геологического изучения недр, осуществляемого, в том числе по совмещенной лицензии, пользователем недр, являющимся юридическим лицом с участием иностранных инвесторов или иностранным инвестором, открыто месторождение полезных ископаемых, по своим характеристикам отвечающее требованиям, установленным частью третьей настоящей статьи, Правительством Российской Федерации может быть принято решение об отказе в предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых на данном участке недр федерального значения такому лицу или в случае осуществления геологического изучения недр по совмещенной лицензии решение о прекращении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых на данном участке недр федерального значения при возникновении угрозы обороне страны и безопасности государства. Порядок принятия таких решений устанавливается Правительством Российской Федерации.

В силу положений статьи 6 Закона «О недрах» недра предоставляются в пользование, в том числе, для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, а также в случае разведки и добычи углеводородного сырья для размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд;

Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых. При этом разведка и добыча полезных ископаемых, за исключением разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения юридическим лицом, находящимся под контролем иностранных инвесторов, или иностранным инвестором, могут осуществляться как в процессе геологического изучения недр, так и после его завершения. Разведка и добыча полезных ископаемых на участке недр федерального значения юридическим лицом, находящимся под контролем иностранных инвесторов, или иностранным инвестором могут осуществляться на основании решения Правительства Российской Федерации о возможности осуществления на этом участке недр разведки и добычи полезных ископаемых.

При рассмотрении дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в результате геологоразведочных работ, осуществленным юридическим лицом, на государственный баланс поставлено месторождение нефти и растворенного газа «<данные изъяты> (свидетельство об установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых от ДД.ММ.ГГГГ).

В 2013 году проведены полевые сейсморазведочные работы <данные изъяты><данные изъяты> <данные изъяты> в объеме <данные изъяты> пог. км на основании проекта, согласованного в установленном порядке.

В связи с тем, что Тамбовскому участку присвоен статус федерального участка недр, дальнейшее осуществление разведочных работ в его пределах возможно только после получения разрешения Правительства Российской Федерации на проведение разведочных работ и актуализацию лицензии, имеющейся у ЗАО «Нефтегазовая компания «АФБ».

ДД.ММ.ГГГГ за Обществом направлены письма об изменении лицензионного соглашения , ДД.ММ.ГГГГ за об изменение границ лицензионного участка лицензии в адрес Астраханьнедра.

Согласно, ответу от ДД.ММ.ГГГГАстраханьнедра рассмотрело заявочные материалы на внесения изменения границ лицензионного участка и сообщило, что в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 и пункта 13 Положения об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГи утверждёнными запасами нефти и растворённого газа месторождения «<данные изъяты>» для изменения границ, юридическому лицу необходимо обратиться в Федеральное агентство по недропользованию.

В связи с вышеизложенным Астраханьнедра в письме от ДД.ММ.ГГГГнаправило заявочные материалы ЗАО «НТК «АФБ» на внесение изменений в лицензию в адрес Федерального агентства по недропользованию.

Федеральное агентство по недропользованию в письме от ДД.ММ.ГГГГ, сообщило, что в соответствии с рекомендацией Комиссии по рассмотрению заявок на внесение изменений и дополнений в лицензии и переоформление лицензий по участкам недр, отнесённым к компетенции Федерального агентства по недропользованию, Роснедра отказывает во внесение изменений в лицензию в соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации «О недрах».

Исходя из вышеизложенного, 25 февраля 2015 года ЗАО «Нефтегазовая компания «АФБ» направило заявку в Правительство Российской Федерации на получение права пользования недрами на Тамбовском участке недр, отнесённым к участкам недр федерального значения.

Согласно ответа Федерального агентства по недропользованию от 28 октября 2015 года, обращение ЗАО «Нефтегазовая компания «АФБ» рассмотрено.

После получения положительных заключений от ФАС «России» и ФБУ «Росгеолоэкспертиза», Роснедрами был подготовлен проект распоряжения Правительства Российской Федерации о предоставлении предприятию права на проведение работ по разведке и добыче углеводородного сырья в пределах Тамбовского участка недр федерального значения, расположенного на территории Астраханской области и 22 июля 2015 года направлен на согласование в Минэнерго России, которое получено 19 августа 2015 года с замечаниями. Роснедра письмом от 10 сентября 2015 года в адрес Минэнерго России направило разъяснение и проект распоряжения по данному вопросу на повторное согласование, которое получено 13 октября 2015 года. В настоящее время ведется подготовка необходимых материалов в Минприроды России для представления в Правительство Российской Федерации.

Таким образом, с учетом статуса Тамбовского участка недр, без получения разрешения Правительства Российской Федерации, проведение какие-либо работ, связанных с изучением, разведкой и добычей полезных ископаемых, в том числе в соответствии со сроками, установленными полученной ранее ЗАО «Нефтегазовая компания «АФБ» лицензией, до присвоения участку недр статуса федерального, невозможно.

При таких обстоятельствах, считаю, что доводы жалобы об отсутствии в действиях главного геолога общества ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обоснованы.

Объективная сторона правонарушения представляет собой действия по пользованию недрами с нарушением условий лицензии и иных требований технических проектов. Под пользованием недрами с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), понимается: изменение целевого назначения работ, связанных с пользованием недрами; невыполнение недропользователем установленного в лицензии срока, в течение которого он (недропользователь) должен был приступить к пользованию недрами в предусмотренных объемах; невыполнение условий реализации установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ; нарушение требований, предусмотренных техническим проектом, утвержденным в установленном порядке.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом и неосторожностью.

Субъектами правонарушения могут быть только недропользователи (субъекты предпринимательской деятельности).

Оценив в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях все доказательства по делу прихожу к выводу о том, что должностным лицом – главным геологом Общества ФИО2, предприняты все необходимые меры в рамках его компетенции для обеспечения выполнения условий лицензии, пересмотра условий лицензии в связи с возникшими объективными обстоятельствами и изменения статуса Тамбовского участка недр.

Неисполнение условий лицензии связано с объективными обстоятельствами, связанных с изменением статуса Тамбовского участка недр, присвоения ему статуса федерального и невозможности проведения каких-либо работ в рамках полученной Обществом лицензии без разрешения Правительства Российской Федерации. При таких обстоятельствах считаю, что постановление должностного лица и решение судьи Харабалинского районного суда Астраханской области подлежат отмене, а производство по делу подлежит прекращению по основаниям подпункта 2 пункта 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием в действиях должностного лица состава административного правонарушения.

Должностное лицо и суд при рассмотрении дела неправильно применили действующее законодательства, придя к необоснованному выводу о наличии в действиях ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем считаю необходимым отметить, что выводы должностного лица и суда о нарушении ФИО2 пункта лицензии в части не исполнения обязанности приступить к бурению не позднее 2014 года, также являются необоснованными.

Данный этап проведения работ подразумевает под собой проведение подготовительных работ к строительству скважин в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, в частности разработку и подготовку проектной документации, оформление прав на землепользование.

Как следует из пояснений ФИО2, акта проверки Управления от 10 июля 2015 года и материалов дела данная работа проведена в полном объеме.

В частности, в 2014 году ЗАО «Нефтегазовая компания «АФБ» заключило договор на разработку проекта на строительства <адрес>, на основании которого в 3 квартале 2015 года только планируется приступить к строительству поисковой скважины.

Обществом продолжена разработка «Зонального проекта поисков залежей нефти и газа на Апшеронской и Западной площадях Тамбовского лицензионного участка недр», «Проекта на бурение поисково – оценочной скважины Апшеронской площади Тамбовского лицензионного участка», продолжены тематические работы по выявлению и детализации строения нефтегазоперспективных объектов в надсолевой толще осадочного чехла в пределах Тамбовского лицензионного участка, включая переобработку и переинтерпретацию сейсмических материалов полученных в 2005- 2012 годах в пределах ТЛУ и его обрамления в объёме 1745 пог. км. и наиболее значимых нефтегазоперспективных объектов к постановке глубокого бурения на нефть и газ, что подтверждается письмом отдела геологии и лицензирования по Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ, информационным отчётам о ГРР за 1 квартал 2015 г ЗАО «Нефтегазовая компания» «АФБ», договором на разработку проектно-сметной документации от ДД.ММ.ГГГГ, договором на разработку проектно-сметной документации от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, предприятие предоставило «Проект поисков залежей нефти и газа в триасовых отложениях Северной площади Тамбовского лицензионного участка, а также индивидуальный рабочий проект на бурение поисковой скважины Северной площади, прошедших в установленном порядке государственную экспертизу, что подтверждается положительным заключением «Бурение поисковой скважины Северной площади».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья Астраханского областного суда

РЕШИЛ:

постановление старшего государственного инспектора, начальника отдела надзора за водными, земельными ресурсами, геологического надзора и охраны недр Управления Росприроднадзора по Астраханской области ФИО3 от 10 июля 2015 года и решение судьи Харабалинского районного суда Астраханской области от 1 октября 2015 года по делу о привлечении главного геолога ЗАО «Нефтегазовая компания «АФБ» ФИО2 к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по делу прекратить.