ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-606/19 от 09.10.2019 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Дело № 21-606/2019

Судья: Филиппов А.Н.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе по делу об административном правонарушении

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Рожкова И.В. и дополнение к жалобе на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии от 28 мая 2019 и решение судьи Козловского районного суда Чувашской Республики от 29 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, в отношении заместителя главы администрации - начальника отдела строительства, дорожного хозяйства и ЖКХ администрации Козловского района Чувашской Республики Рожкова И.В.,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии от 28 мая 2019 года заместитель главы администрации – начальник отдела строительства, дорожного хозяйства и ЖКХ администрации Козловского района Чувашской Республики Рожков И.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.32.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Рожков И.В. подал жалобу в районный суд на предмет его отмены.

Решением судьи Козловского районного суда Чувашской Республики от 29 июля 2019 года постановление должностного лица от 28 мая 2019 года оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, Рожков И.В. просит отменить постановление должностного лица и решение судьи, ссылаясь на их незаконность. В обоснование жалобы указывает, что неоплата оставшейся суммы по контракту произошло по независящим от него обстоятельствам в связи с тем, что не поступили субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики; оплата производилась по мере поступления денежных средств из республиканского бюджета.

В дополнениях к жалобе Рожков И.В. ссылается на то, что в материалах дела имеется информация о движении денежных средств на содержание дорог по отделу строительства, дорожного хозяйства и ЖКХ администрации Козловского района Чувашской Республики, согласно которой денежные средства из бюджета Чувашской Республики поступили 7 мая 2019 года в размере ... рублей, что подтверждает факт несвоевременного доведения бюджетных средств из бюджета Чувашской Республики, в связи с чем он (Рожков И.В.) не имел возможности исполнить условия контракта по оплате в предусмотренные контрактом сроки. Ссылается на письмо УФАС РФ от 28 августа 2018 года , согласно которому, если несвоевременная оплата по муниципальному контракту связана с несвоевременным распределением, отзывом либо доведением до распорядителей или получателей бюджетных средств бюджетных ассигнований, данные материалы подлежат направлению для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 15.15.11 КоАП РФ в отношении должностных лиц, ответственных за несвоевременное распределение, отзыв либо доведение до распорядителей или получателей бюджетных средств.

В судебном заседании Рожков И.В. и защитник Илларионова К.А. жалобу поддержали, пояснили, что денежные средства из местного бюджета перечислялись своевременно, после чего направлялись заявки в Минтранс Чувашии для получения субсидий из республиканского бюджета. Акты о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 за отчетный период с 1 января 2019 года по 25 января 2019 года составлены и подписаны 25 января 2019 года. В адрес отдела строительства счет – фактура, КС-2, КС-3 направлены подрядчиком ООО «...» для оплаты по муниципальному контракту лишь 6 февраля 2019 года. В этот же день данные документы направлены с визой Рожкова И.В. для оплаты в МКУ «...» Козловского района. 14 февраля 2019 года произведена оплата из средств местного бюджета Козловского района в сумме ... рублей. Заявка на оплату средств из республиканского бюджета направлена в Минтранс Чувашии 15 февраля 2019 года, однако оплата не произведена, в связи с тем, что соглашение о предоставлении в 2019 году субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджету Козловского района на софинансирование расходов бюджетов муниципальных образований по капитальному ремонту дорог подписано лишь 28 февраля 2019 года. Повторная заявка на получение субсидий из республиканского бюджета была направлена в Минтранс Чувашии 1 марта 2019 года. Из республиканского бюджета денежные средства поступили 22 марта 2019 года, в этот же день перечислены подрядчику.

За отчетный период с 26 февраля 2019 года по 25 марта 2019 года акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справка о стоимости выполненных работ КС-3 подписаны 25 марта 2019 года, в адрес отдела строительства счет – фактура, КС-2, КС-3 для оплаты по муниципальному контракту направлены 15 апреля 2019 года. В этот же день данные документы направлены с визой Рожкова И.В. для оплаты в МКУ «...» Козловского района. 19 апреля 2019 года произведена оплата из средств местного бюджета Козловского района. 22 апреля 2019 года направлена заявка (на электронную почту исполнителя - специалиста ФИО1) в Минтранс Чувашии на оплату средств из республиканского бюджета. Однако заявка не рассмотрена, денежные средства на счет администрации района не поступили, в связи с тем, что специалист Минтранса Чувашии ФИО1 находилась на больничном. По просьбе специалиста ФИО1 повторная заявка была направлена в Минтранс Чувашии 6 мая 2019 года, оплата из средств республиканского бюджета произведена 8 мая 2019 года. Полагают, что несвоевременная оплата по контракту связана с тем, что не поступили субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики, и в связи с несвоевременным направлением актов выполненных работ подрядчиками.

В судебном заседании Рожков И.В. также пояснил, что соглашение о предоставлении субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджету Козловского района на софинансирование расходов бюджетов муниципальных образований по капитальному ремонту дорог подписывается в феврале или марте месяце, что делает невозможным выполнение обязательств. 19 февраля 2019 года из Минтранса Чувашии поступило письмо о необходимости прибыть для заключения Соглашений о предоставлении субсидий на осуществление дорожной деятельности на 2019 год согласно графику - 20 февраля 2019 года, в связи с чем заявка на оплату средств из республиканского бюджета от 15 февраля 2019 года не была рассмотрена и оплачена. Повторно предложено прибыть в Минтранс 1 марта 2019 года письмом от 27 февраля 2019 года. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что он предпринимал все необходимые меры к исполнению условий контракта и его вины в нарушении сроков оплаты по этим контрактам не имеется.

В судебном заседании Рожков И.В. заявил ходатайство о приобщении к материалам дела писем Минтранса Чувашии от 19 февраля 2019 года , от 27 февраля о заключения Соглашений о предоставлении субсидий на осуществление дорожной деятельности на 2019 год, которое удовлетворено.

Изучив доводы жалобы, проверив дело в полном объеме, выслушав пояснения Рожкова И.В., защитника Илларионовой Е.А., допросив свидетелей ФИО1, ФИО2, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие прокурора, возбудившего дело об административном правонарушении и извещенного надлежащим образом, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.

Согласно части 13.1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), срок оплаты выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцать дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

Привлекая Рожкова И.В. к административной ответственности по части 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо административного органа пришло к выводу о нарушении должностным лицом заказчика – заместителем главы администрации – начальником отдела строительства, дорожного хозяйства и ЖКХ администрации Козловского района Чувашской Республики Рожковым И.В. требований части 13.1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, выразившихся в ненадлежащем исполнении Рожковым И.В. должностных обязанностей, повлекших нарушение сроков оплаты выполненных работ по муниципальному контракту от 30 декабря 2018 года, заключенному с подрядчиком – ООО «...».

Суд первой инстанции с выводами должностного лица УФАС согласился, указав, что в нарушении Закона № 44-ФЗ полная оплата выполненных работ произведена по истечении 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке (за отчетный период с 01 января 2019 года по 25 января 2019 года произведена 22 марта 2019 года, за период с 26 февраля 2019 года по 25 марта 2019 года произведена лишь 8 мая 2019 года).

Вместе с тем с состоявшимся по делу судебным актом согласиться нельзя по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).

Из материалов дела следует, что 30 декабря 2018 года между заказчиком – заместителем главы администрации – начальником отдела строительства, дорожного хозяйства и ЖКХ администрации Козловского района Чувашской Республики Рожковым И.В. и генеральным директором ООО «...» ФИО3 заключен муниципальный контракт на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них в Козловском районе Чувашской Республики на 2019 -2021 г. (л.д. 12-22).

Согласно п. 2.1 контракта общая стоимость контракта составляет ...., в.т.ч. на 2019 года ... руб.

Пунктом 2.4 контракта предусмотрено, что заказчик финансирует работы в соответствии с объемами по настоящему контракту в пределах лимитов бюджетных обязательств, в.т.ч. на 2019 год в сумме ... руб. за счет средств, поступающих из республиканского бюджета Чувашской Республики в виде субсидий в бюджет Козловского района Чувашской Республики и ... руб. за счет бюджета Козловского района Чувашской Республики.

Согласно п. 2.5 контракта оплата осуществляется за фактически выполненные работы на основании акта формы КС-2 и справки формы КС-3. заказчик производит оплату за выполненные работы в течение 30 календарных дней с даты подписания документов о приемке выполненных работ в соответствии с объемами.

Согласно дополнительному соглашению № 1 от 4 февраля 2019 года к Муниципальному контракту от 30 декабря 2018 года п. 2.4 контракта изложен в следующей редакции: заказчик финансирует работы в соответствии с объемами по настоящему контракту в переделах лимитов бюджетных обязательств, в т.ч. на 2019 год в сумме ... руб. за счет средств, поступающих из республиканского бюджета Чувашской Республики в виде субсидий в бюджет Козловского района Чувашской Республики и ... руб. за счет бюджета Козловского района Чувашской Республики (л.д.144 оборотная сторона).

25 января 2019 года сторонами подписаны акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 № 1 и справка о стоимости выполненных работ КС-3 № 1 на сумму ... рублей (л.д. 124-144).

Согласно письму ООО «...» № 21 от 6 февраля 2019 года в адрес Рожкова И.В. акты выполненных работ по муниципальному контракту направлены 6 февраля 2019 года (л.д. 23-24).

Платежным поручением от 14 февраля 2019 года за счет средств местного бюджета в адрес подрядчика перечислено ... руб. (л.д. 25, 123).

Заявка на оплату средств из республиканского бюджета направлена на электронный адрес Минтранса Чувашии (исполнителя ФИО1.) 15 февраля 2019 года (л.д. 177).

В судебном заседании свидетель ФИО1 - главный специалист эксперт отдела финансирования Минтранса Чувашии пояснила, что заявка от 15 февраля 2019 года, направленная на электронный адрес исполнителя, не рассматривалась, в связи с тем, что соглашение о предоставлении в 2019 году субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджету Козловского района на софинансирование расходов бюджетов муниципальных образований по капитальному ремонту дорог подписано лишь 28 февраля 2019 года. Повторная заявка на получение субсидий из республиканского бюджета была направлена в Минтранс Чувашии 1 марта 2019 года (л.д. 36-37).

Платежным поручением от 22 марта 2019 года в адрес подрядчика перечислено ... руб. (л.д.122 оборотная сторона).

25 марта 2019 года сторонами подписаны акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 № 3 и справка о стоимости выполненных работ КС-3 № 3 на сумму ... рублей (л.д. 80-99).

Согласно письму ООО «...» от 15 апреля 2019 года № 21 в адрес Рожкова И.В. акты выполненных работ по муниципальному контракту за март месяц направлены 15 апреля 2019 года (л.д. 38 - 39).

Платежным поручением от 19 апреля 2019 года за счет средств местного бюджета в адрес подрядчика перечислено ... (л.д. 40, 79).

Заявка на оплату средств из республиканского бюджета была направлена на электронный адрес исполнителя Минтранса Чувашии ФИО1 22 апреля 2019 года (л.д. 44, 42-43).

По состоянию на 6 мая 2019 года задолженность перед ООО «...» составила ... руб.

Платежным поручением от 8 мая 2019 года в адрес подрядчика перечислено ... руб. (л.д. 41).

Из показаний свидетеля ФИО1 – главного специалиста эксперта отдела финансирования Минтранса Чувашии следует, что администрацией Козловского района заявка на получение субсидий из республиканского бюджета направлена на ее электронный адрес 22 апреля 2019 года, однако оставлена без рассмотрения. Она в это время находилась на больничном. Заявка на получение субсидий была рассмотрена 6 мая 2019 года, оплата произведена 8 мая 2019 года. Пояснила, что вины Рожкова И.В. в том, что денежные средства не поступили, не имеется.

Свидетель ФИО2 пояснил, что является директором ООО «...», оплата средств из местного бюджета по муниципальном контракту от 30 декабря 2019 года производится в срок, а субсидии из республиканского бюджета поступают с нарушением срока. Акты выполненных работ направлялись заказчику не с момента подписания, а позже. Так акты выполненных работ, датированные 25 января 2019 года, направлены 6 февраля 2019 года. Акты выполненных работ, датированные 25 марта 2019 года, направлены 15 апреля 2019 года.

Согласно п. 1.3 Постановлению от 29 декабря 2018 г. № 599 «О государственной программе Чувашской Республики «Развитие транспортной системы Чувашской Республики» субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных районов, связанных с реализацией муниципальных программ и государственных программ Чувашской Республики, на реализацию вступивших в силу решений судебных органов, а также решений Главы Чувашской Республики и Кабинета Министров Чувашской Республики, предусматривающих выполнение в текущем финансовом году комплекса работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также организации и обеспечению безопасности дорожного движения (содержание автомобильных дорог).

Согласно п. 2.1. Постановления от 29 декабря 2018 г. № 599, в соответствии с законом Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на текущий финансовый год и плановый период главным распорядителем средств республиканского бюджета Чувашской Республики, направляемых в бюджеты муниципальных районов на софинансирование расходов бюджетов муниципальных районов по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, является Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики.

Предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения, заключенного между Минтрансом Чувашии, до которого как до получателя средств республиканского бюджета Чувашской Республики доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на цели, указанные в пункте 1.2 настоящих Правил, и администрацией муниципального района в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Чувашской Республики, в срок не позднее 20 февраля текущего финансового года (п. 2.4).

Администрации муниципальных районов ежемесячно в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным, представляют в Минтранс Чувашии заявки на получение субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на софинансирование расходов бюджетов муниципальных районов по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района по форме согласно приложению № 2 к настоящим Правилам (п. 2.7).

Согласно письму Минтранса Чувашии от 19 февраля 2019 года для заключения Соглашений о предоставлении субсидий на осуществление дорожной деятельности на 2019 год начальников отделов, курирующих дорожное хозяйство, просят прибыть в Минтранс Чувашии согласно предложенному графику с проектами соглашений и приложений к ним - 20 февраля 2019 года (Козловский район).

Согласно письму Минтранса Чувашии от 27 февраля 2019 года для заключения Соглашений о предоставлении субсидий на осуществление дорожной деятельности на 2019 год начальников отделов, курирующих дорожное хозяйство, просят прибыть в Минтранс Чувашии согласно предложенному графику с проектами соглашений и приложений к ним, а также выписками из решения собрания депутатов о местном бюджете на текущий финансовый год - 1 марта 2019 года.

Из материалов дела следует, что соглашение о предоставлении в 2019 году субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджету Козловского района на софинансирование расходов бюджетов муниципальных образований по капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района подписано 28 февраля 2019 года (л.д. 147-150).

В соответствии с Соглашением о предоставлении в 2019 году и в плановом периоде 2020 и 2021 годов субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджету Козловского района на софинансирование расходов муниципальных образований по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района № 1/7 от 28 февраля 2019 года для получения субсидии получатель ежемесячно в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным предоставляет Главному распорядителю заявки на получение субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на софинансирование расходов муниципальных образований по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района по форме согласно приложению № 3 к данному Соглашению с приложением документов: выписки решения Собрания депутатов о местном бюджете на текущий финансовый год о сумме бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение расходных обязательств муниципального района в объеме, необходимом для исполнения, включающий размер субсидии; копии муниципальных контрактов на выполнение работ в текущем финансовом году (в год заключения контракта); копии актов о приемке выполненные работ (форма № КС-2); копии справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3); копии платежных документов по финансированию расходов за счет средств бюджета Козловского района об использовании средств местного бюджета, в целях софинансирования расходных обязательств которых предоставляется субсидия.

В ходе производства по делу Рожков И.В. приводил доводы о том, что в его действиях отсутствует состав вмененного административного правонарушения со ссылкой на то, что своевременно подавал заявки о перечислении денежных средств за выполненные работы из республиканского бюджета Чувашской Республики, в подтверждении доводов представил заявки на получение субсидий из республиканского бюджета, направленные в Минтранс Чувашии, информацию о движении денежных средств на содержание дорог по отделу строительства, дорожного хозяйства и ЖКХ администрации Козловского района Чувашской Республики, соглашение (л.д. 184).

Вышеуказанные обстоятельства, свидетельствующие о принятых заказчиком мерах по соблюдению сроков оплаты работ, предусмотренных муниципальным контрактом, о причинах нарушения указанных сроков, надлежащей оценки при вынесении решения судьей районного суда по настоящему делу не получили.

Делая вывод о виновности Рожкова И.В. в совершении вменяемого ему административного правонарушения, должностным лицом и судом первой инстанции оставлены без надлежащей правовой оценки по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения данные доводы привлекаемого к административной ответственности лица.

При этом решение суда не содержит выводов относительно доводов привлеченного к ответственности лица о том, что причиной задержки оплаты по муниципальным контрактам было неисполнение Минтрансом Чувашии бюджетных обязательств.

Вывод судьи том, что документы, представленные Рожковым И.В., выводы должностного лица не опровергают, надлежащим образом не мотивирован. В решении не указано, какие действия не выполнил, но обязан был выполнить в силу своих должностных обязанностей Рожков И.В. для соблюдения условий контракта.

Таким образом, судьей районного суда по делу не выполнены требования ст. ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ, решение вынесено без учета всех имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств.

Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятого по делу решения.

На основании изложенного решение судьи Козловского районного суда Чувашской Республики от 29 июля 2019 года подлежит отмене, дело об административном правонарушении подлежит возвращению на новое рассмотрение в тот же суд.

Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

решение судьи Козловского районного суда Чувашской Республики от 29 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, в отношении заместителя главы администрации - начальника отдела строительства, дорожного хозяйства и ЖКХ администрации Козловского района Чувашской Республики Рожкова И.В. отменить.

Дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в Козловский районный суд Чувашской Республики.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики И.А. Максимова