ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-606/2016 от 07.09.2016 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Кирсанов С.В. Дело № 21-606/2016

РЕШЕНИЕ

07 сентября 2016 года <...>

Судья Алтайского краевого суда Ковалюк Л.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу закрытого акционерного общества «Ларичихинский ЛПХ» на решение судьи Шелаболихинского районного суда Алтайского края от 15 июля 2016 года по делу по жалобе закрытого акционерного общества «Ларичихинский ЛПХ» на постановление начальника отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Ларичихинскому лесничеству управления лесами Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края И. от ДД.ММ.ГГ***, которым

закрытое акционерное общество «Ларичихинский ЛПХ», <данные изъяты>

признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 8.25, ч. 1 ст. 8.31, ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ***, составленному ведущим специалистом-помощником лесничего отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Ларичихинскому лесничеству управления лесами Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края Б., при проведении ДД.ММ.ГГ осмотра и обследования на лесных участках Инского участкового лесничества Ларичихинского лесничества управления лесами Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края, арендатором которых на основании договора аренды лесного участка для заготовки древесины от ДД.ММ.ГГ № П-15/1 является закрытое акционерное общество «Ларичихинский ЛПХ» (далее – ЗАО «Ларичихинский ЛПХ», Общество), установлено, что

- в квартале ***, выделе *** Инского участкового лесничества (урочище Инское) Ларичихинского лесничества, где располагается деляна (лесосека) *** с проводимым в 2015 году мероприятием рубки ухода за лесом (прореживание), заготовка древесины производилась в бесснежный, пожароопасный период 2015 года, заготовленная древесина, оставляемая на месте рубки (лесосеки) на период пожароопасного сезона не отделена минерализованной полосой, шириной не менее 1,4 метра, чем нарушен п. 19 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года №417 (далее – Правила пожарной безопасности в лесах); место рубки с оставленной на период пожароопасного сезона заготовленной древесиной не отделено минерализованной полосой, шириной не менее 1,4 метра, чем нарушен п. 20 Правил пожарной безопасности в лесах; в лесосеке допущено загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами, чем нарушен п.п. «е» п. 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года № 414 (далее – Правила санитарной безопасности в лесах); при уходе за лесом в первую очередь не вырублены погибшие и поврежденные деревья, чем нарушен п. 41 Правил санитарной безопасности в лесах;

- в квартале ***, выделе *** Инского участкового лесничества (урочище Инское) Ларичихинского лесничества, где располагается деляна (лесосека) *** с проводимым в 2015 году мероприятием рубки ухода за лесом (прореживание), заготовка древесины производилась в бесснежный, пожароопасный период 2015 года, заготовленная древесина, оставляемая на месте рубки (лесосеки) на период пожароопасного сезона не отделена минерализованной полосой, шириной не менее 1,4 метра, чем нарушен п. 19 Правил пожарной безопасности в лесах; место рубки с оставленной на период пожароопасного сезона заготовленной древесиной не отделено минерализованной полосой, шириной не менее 1,4 метра, чем нарушен п. 20 Правил пожарной безопасности в лесах;

- в квартале ***, выделе *** Инского участкового лесничества (урочище Инское) Ларичихинского лесничества, где располагается деляна (лесосека) *** с проводимым в 2015 году мероприятием рубки единичных деревьев, заготовка древесины производилась в бесснежный, пожароопасный период 2015 года мероприятием рубки единичных деревьев, заготовленная древесина, оставляемая на месте рубки (лесосеки) на период пожароопасного сезона не отделена минерализованной полосой, шириной не менее 1,4 метра, чем нарушен п. 19 Правил пожарной безопасности в лесах; место рубки с оставленной на период пожароопасного сезона заготовленной древесиной не отделено минерализованной полосой, шириной не менее 1,4 метра, чем нарушен п. 20 Правил пожарной безопасности в лесах; при сжигании порубочных остатков не обеспечена сохранность имеющихся на местах рубок (лесосеках) подроста, деревьев-семенников и других несрубленных деревьев, а также полное сгорание порубочных остатков, чем нарушен п. 18 Правил пожарной безопасности в лесах;

- в квартале ***, выделе *** Инского участкового лесничества (урочище Инское) Ларичихинского лесничества, где располагается деляна (лесосека) *** с проводимым в 2015 году мероприятием чересполосно-постепенная рубка, заготовка древесины производилась в бесснежный, пожароопасный период 2015 года, заготовленная древесина, оставляемая на месте рубки (лесосеки) на период пожароопасного сезона не отделена минерализованной полосой, шириной не менее 1,4 метра, чем нарушен п. 19 Правил пожарной безопасности в лесах; место рубки с оставленной на период пожароопасного сезона заготовленной древесиной не отделено минерализованной полосой, шириной не менее 1,4 метра, чем нарушен п. 20 Правил пожарной безопасности в лесах;

- в квартале ***, выделе *** Инского участкового лесничества (урочище Инское) Ларичихинского лесничества, где располагается деляна (лесосека) *** с проводимым в 2015 году мероприятием добровольно-выборочная рубка, заготовка древесины производилась в бесснежный, пожароопасный период 2015 года, заготовленная древесина, оставляемая на месте рубки (лесосеки) на период пожароопасного сезона не отделена минерализованной полосой, шириной не менее 1,4 метра, чем нарушен п. 19 Правил пожарной безопасности в лесах; место рубки с оставленной на период пожароопасного сезона заготовленной древесиной не отделено минерализованной полосой, шириной не менее 1,4 метра, чем нарушен п. 20 Правил пожарной безопасности в лесах; на лесосеке не соблюдается хранение ГСМ в закрытой таре, не производится в пожароопасный период очистка мест их хранения от растительного покрова, древесного мусора, других горючих материалов и окаймление минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, чем нарушен пп. «а» п. 13 Правил пожарной безопасности в лесах; на лесосеке допущено загрязнение леса промышленными и бытовыми отходами – в лесосеке разбросаны б/у пластиковая тара от ГСМ, бутылки, пачки от сигарет, целлофановые пакеты, чем нарушен пп. «е» п. 39 Правил санитарной безопасности в лесах;

- в квартале ***, выделе *** Инского участкового лесничества (урочище Инское) Ларичихинского лесничества, где располагается деляна (лесосека) *** с проводимым в 2015 году мероприятием рубки ухода за лесом (прореживание), заготовка древесины производилась в бесснежный, пожароопасный период 2015 года, на лесосеке допущено загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами – в лесосеке разбросаны б/у пластиковая тара от ГСМ, бутылки, пачки от сигарет, целлофановые пакеты, бумага, картонная тара и прочий мусор, чем нарушен пп. «е» п. 39 Правил санитарной безопасности в лесах.

Кроме того, Обществом нарушены п.п. 3.4.4, 3.4.14 вышеуказанного договора аренды, согласно которым арендатор обязан осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов, лесохозяйственным регламентом и условиями данного договора; выполнять в установленные сроки предписания Арендодателя, органов государственного контроля по принятию мер, направленных на ликвидацию ситуаций, возникших в результате деятельности Арендатора, ставящих под угрозу экологическую, санитарную обстановку и сохранность качественных характеристик лесного участка, соблюдать иные технические, санитарные, противопожарные и другие требования, предъявляемые к пользованию лесными участками.

Действия ЗАО «Ларичихинский ЛПХ» квалифицированы по ч. 4 ст. 8.25, ч. 1 ст. 8.31, ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

По результатам рассмотрения дела должностным лицом вынесено вышеуказанное постановление, которое Общество обжаловало в Шелаболихинский районный суд.

Решением судьи Шелаболихинского районного суда от 15 июля 2016 года жалоба ЗАО «Ларичихинский ЛПХ» удовлетворена частично, из постановления исключено указание на нарушение Обществом п. 41 Правил санитарной безопасности в лесах, в остальной части оспариваемое постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, ЗАО «Ларичихинский ЛПХ» просит отменить решение судьи, ссылаясь на нарушение порядка контроля за исполнением договорных обязательств, предусмотренного приказом управления лесами Алтайского края от 10 марта 2011 года № 41; недопустимость использования в качестве доказательств по делу актов обследования лесных участков, поскольку они составлены в одностороннем порядке без участия представителя Общества и не соответствуют установленной форме; использование должностным лицом навигатора, в отношении которого отсутствуют сведения о прохождении поверки, что ставит под сомнение правильность определения места проведения обследования; необоснованное вменение в вину Обществу нарушения в квартале 44 выделе 50 Инского участкового лесничества, где располагается деляна (лесосека) № 4 п. 18 Правил пожарной безопасности в лесах при рассмотрении дела должностным лицом, с учетом того, что такое нарушение актом обследования юридическому лицу не вменялось, доказательства нарушения Обществом данной правовой нормы отсутствуют; необоснованное назначение наказания в виде административного штрафа без учета обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

В дополнении к жалобе указано на нарушение Порядка оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, порядка оформления результатов таких осмотров, обследований, утвержденного приказом Минприроды России от 31 августа 2015 года № 373, а также Порядка оформления плановых (рейдовых) заданий и содержание плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков и Порядка оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, утвержденного приказом Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края от 20 июля 2015 года № 720, нахождение лесосек в разработке в период проведения проверки, неисследование вопроса о наличии негативного воздействия отходов производства при вменении в вину Обществу нарушения пп. «е» п. 39 Правил санитарной безопасности в лесах.

В судебное заседание законный представитель Общества не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил, в связи с чем считаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Изучив доводы жалобы, проверив дело в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, выслушав защитника ЗАО «Ларичихинский ЛПХ» Т., настаивавшего на удовлетворении жалобы, прихожу к выводу о необходимости изменения решения судьи по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Согласно ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ нарушение правил санитарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

В силу ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии с Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417, юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны хранить горюче-смазочные материалы в закрытой таре, производить в период пожароопасного сезона очистку мест их хранения от растительного покрова, древесного мусора, других горючих материалов и отделение противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра (пп. «а» п. 13); срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра (п. 19); места рубки (лесосеки) в хвойных равнинных лесах на сухих почвах с оставленной на период пожароопасного сезона заготовленной древесиной, а также с оставленными на перегнивание порубочными остатками отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра (п. 20).

При использовании лесов согласно пп. «е» п. 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года № 414, не допускается загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.

Факт совершения ЗАО «Ларичихинский ЛПХ» вмененных правонарушений вследствие нарушения требований вышеприведенных правовых норм, а также условий договора аренды лесного участка для заготовки древесины от ДД.ММ.ГГ*** (п.п. 3.4.4, 3.4.14) подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ***; актами обследования лесных участков №*** от ДД.ММ.ГГ с приложенными к ним фототаблицами; копией договора аренды лесного участка для заготовки древесины от ДД.ММ.ГГ***, оцененными судьей районного суда по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности (ст. 26.11 КоАП РФ).

Таким образом, выводы должностного лица и судьи о наличии в действиях ЗАО «Ларичихинский ЛПХ» составов административных правонарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 8.25, ч. 1 ст. 8.31, ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, являются правильными и не противоречат фактическим обстоятельствам дела.

Указание в жалобе на то, что осмотр лесосек произведен в отсутствие представителя Общества, не свидетельствует о наличии процессуальных нарушений и недопустимости использования в качестве доказательств по делу актов осмотра лесных участков, поскольку поводом к возбуждению дела об административном правонарушении послужило непосредственное обнаружение достаточных данных, указывающих на наличие события правонарушения (п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ), в результате текущего патрулирования лесов.

Ссылка в жалобе на нарушения ведомственного приказа управления лесами Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** не может быть принята, поскольку в ходе производства по делу об административном правонарушении значение имеет соблюдение процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Таких нарушений, влекущих отмену постановления, по делу не установлено.

Ссылка защитника ЗАО «Ларичихинский ЛПХ» на непредставление административным органом доказательств соблюдения Порядка оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, порядка оформления результатов таких осмотров, обследований, предусмотренного приказами Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края от 20 июля 2015 года № 720, Минприроды России от 31 августа 2015 года № 373, подлежит отклонению, поскольку на момент выявления правонарушений данные нормативно-правовые акты не действовали, вступили в законную силу позднее.

Доводы о том, что место совершения вменяемых в вину Обществу правонарушений достоверно не установлено ввиду отсутствия сведений о поверке использовавшегося при обследовании лесных участков средства измерения – навигатора Garmin GPSmap 78s, являются несостоятельными, поскольку, несмотря на ошибочное суждение судьи районного суда о том, что данное средство измерения не подлежит поверке, место совершения правонарушения относительно каждой лесосеки отражено в соответствующем акте осмотра лесного участка и установлено, как следует из содержания актов, с помощью карт лесонасаждений Инского участкового лесничества Ларичихинского лесничества, а также подтверждается фотоснимками, приложенными к соответствующим актам осмотра лесных участков, на которых зафиксированы деляночные столбы с прилегающей территорией.

При рассмотрении дела должностное лицо административного органа, а затем судья в решении пришли к выводу о том, что ЗАО «Ларичихинский ЛПХ» при сжигании порубочных остатков в квартале ***, выделе ***, на лесосеке *** Инского участкового лесничества (урочище Инское) Ларичихинского лесничества не обеспечило сохранность имеющихся на местах рубок подроста, деревьев-семенников и других несрубленных деревьев, а также полное сгорание порубочных остатков, чем нарушило п. 18 Правил пожарной безопасности в лесах.

Постановление должностного лица и решение судьи в данной части нельзя признать законными, принимая во внимание, что при обследовании указанного лесного участка факт совершения Обществом такого нарушения не был отражен в акте *** обследования лесного участка, а также на приложенном к нему фотоматериале, а потому не мог быть отражен в протоколе об административном правонарушении. Таким образом, доказательства нарушения ЗАО «Ларичихинский ЛПХ» требований п. 18 Правил пожарной безопасности в лесах в материалах дела отсутствуют, на что обоснованно указано в жалобе Обществом.

В связи с изложенным постановление должностного лица и решение судьи районного суда подлежат изменению путем исключения из содержания данных актов выводов о том, что ЗАО «Ларичихинский ЛПХ» в квартале ***, выделе ***, на лесосеке *** Инского участкового лесничества (урочище Инское) Ларичихинского лесничества допустило нарушение п. 18 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417.

Вместе с тем, изменение вышеназванных актов, как и то обстоятельство, что санкции ч. 1 ст. 8.31 и ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ допускают возможность назначения административного наказания в виде предупреждения, на что указано законным представителем Общества в жалобе, не свидетельствуют о необходимости изменения назначенного юридическому лицу административного наказания.

Наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. назначено Обществу в соответствии с требованиями ст.ст. 4.1-4.6 КоАП РФ с учетом характера совершенных административных правонарушений, создающих угрозу возникновения пожара, что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Кроме того, согласно информации Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края постановлением заместителя начальника управления лесами, начальника отдела федерального государственного лесного надзора Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГ, ЗАО «Ларичихинский ЛПХ» было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ (нарушение правил пожарной безопасности в лесах), что свидетельствует о наличии отягчающего ответственность обстоятельства, - повторного совершения Обществом однородного административного правонарушения. С учетом изложенного оснований для изменения вида и размера назначенного наказания, вопреки доводам жалобы, не имеется.

Иные доводы жалобы являлись предметом проверки судьи районного суда, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для изменения либо отмены решения по иным доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление начальника отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Ларичихинскому лесничеству управления лесами Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***, решение судьи Шелаболихинского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ изменить: исключить указание о том, что закрытое акционерное общество «Ларичихинский ЛПХ» в квартале ***, выделе ***, на лесосеке *** Инского участкового лесничества (урочище Инское) Ларичихинского лесничества допустило нарушение пункта 18 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ***.

В остальной части указанные постановление и решение оставить без изменения, жалобу закрытого акционерного общества «Ларичихинский ЛПХ» – без удовлетворения.

Судья Л.Ю. Ковалюк