ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-606/2021 от 22.09.2021 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Мальцева О.А. Дело № 21-606/2021 (12-577/2021)

УИД: 22RS0068-01-2021-003710-27

РЕШЕНИЕ

22 сентября 2021 года г. Барнаул, пр. Ленина, 25

Судья Алтайского краевого суда Копцева Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу закрытого акционерного общества «Алтайкровля» на решение судьи Центрального районного суда г. Барнаула от 06 июля 2021 года по делу по жалобе закрытого акционерного общества «Алтайкровля» на постановление начальника отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Барнаульскому лесничеству управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края Х.В.Н. от ДД.ММ.ГГ***, которым

закрытое акционерное общество «Алтайкровля», юридический адрес: <адрес>, почтовый адрес: <адрес>, ИНН ***, КПП ***, ОГРН ***,

признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.25, частью 1 статьи 8.32, статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ***, составленному начальником отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Барнаульскому лесничеству управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края Х.В.Н., на основании договора аренды лесного участка для заготовки древесины от ДД.ММ.ГГ*** ЗАО «Алтайкровля» арендует лесной участок в Барнаульском лесничестве, использование лесов осуществляет в соответствии с Проектом освоения лесов по заготовке древесины на лесном участке, Лесной декларацией. В период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в соответствии с порядком осмотра лесосек отделом обеспечения полномочий в области лесных отношений по Барнаульскому лесничеству управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края проведен осмотр мест рубок (мест заготовки древесины):

в ходе осмотра ДД.ММ.ГГ установлено, что во Власихинском участковом лесничестве Барнаульского лесничества в квартале *** выделе *** лесосеке *** площадью 0,9 га, вид рубки ПРЖ, год рубки 2019 рубка проведена на площади 0,6 га, что меньше заявленной на 0,3 га (отклонение – 33,3 %), в лесосеке не вырублены ослабленные деревья с неудовлетворительным качеством ствола, ДД.ММ.ГГ при проведении натурного осмотра лесного участка с оценкой качества выполнения лесохозяйственных мероприятий установлено, что при проведении рубки допущено отклонение интенсивности по запасу и полноте древостоя от проектируемой, что свидетельствует о проведении рубки не в соответствии с Проектом ухода за лесами ***/В от ДД.ММ.ГГ и нарушении требований пунктов 11, 18, подпункта «в» пункта 22 Правил ухода за лесами, утвержденных Приказом Минприроды России от 22 ноября 2017 года № 626 (далее – Правила ухода за лесами), что влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

в ходе осмотра ДД.ММ.ГГ установлено, что во Власихинском участковом лесничестве Барнаульского лесничества в квартале *** выделе *** лесосеке *** площадью 8,4 га, квартале *** выделе *** лесосеке *** площадью 7,5 га, квартале *** выделе *** лесосеке *** площадью 5,3 га, квартале *** выделе *** лесосеке *** площадью 7,9 га, квартале *** выделе *** лесосеке *** площадью 1,1 га, квартале *** выделе *** лесосеке *** площадью 0,9 га, квартале *** выделе *** лесосеке *** площадью 1,3 га, квартале *** выделе *** лесосеке *** площадью 1,1 га, вид рубки ДВР, год рубки 2019 на местах рубок в первую очередь не вырублены поврежденные деревья (оставлены сухостойные деревья прошлых лет породы сосна и береза, сухостойные деревья прошлых лет без вершины, а также деревья, поврежденные раковым заболеванием ствола), чем нарушены требования пункта 36 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России от 13 сентября 2016 года № 474 (далее – Правила заготовки древесины), что влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

в ходе осмотра ДД.ММ.ГГ установлено, что в Барнаульском участковом лесничестве Барнаульского лесничества в квартале *** выделе *** лесосеке *** площадью 3,6 га, квартале *** выделе *** лесосеке *** площадью 7,4 га, квартале *** выделе *** лесосеке *** площадью 9,8 га, квартале *** выделе *** лесосеке *** площадью 5,1 га, вид рубки ДВР, год рубки 2019, на местах рубок в первую очередь не вырублены поврежденные деревья (оставлены сухостойные деревья прошлых лет породы сосна и береза, сухостойные деревья прошлых лет без вершины, а также деревья, поврежденные раковым заболеванием ствола), чем нарушены требования пункта 36 Правил заготовки древесины, что влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

в ходе осмотра ДД.ММ.ГГ установлено, что в квартале ***, выделе *** Барнаульского участкового лесничества Барнаульского лесничества, где располагается лесосека *** площадью 2,7 га, вид рубки ДВР, год рубки 2019, на местах рубок в первую очередь не вырублены поврежденные деревья (на месте рубки оставлено сухостойное дерево породы сосна прошлых лет), чем нарушены требования пункта 36 Правил заготовки древесины, что влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

в ходе осмотра ДД.ММ.ГГ установлено, что в квартале ***, выделе *** Черемновского участкового лесничества Барнаульского лесничества, где располагается лесосека *** площадью 2,4 га, вид рубки ПРЖ, год рубки 2019, не вырублены ослабленные деревья неудовлетворительного состояния и с неудовлетворительным качеством ствола, что свидетельствует о проведении рубки не в соответствии с Проектом ухода за лесами ***/ч от ДД.ММ.ГГ, и нарушении требований пунктов 11, 18, подпунктов «б, в» пункта 22 Правил ухода за лесами, что влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

в ходе осмотра ДД.ММ.ГГ установлено, что в квартале ***, выделе *** Черемновского участкового лесничества Барнаульского лесничества, где располагается лесосека *** площадью 6,3 га, вид рубки ПРЖ, год рубки 2019, не вырублены ослабленные деревья неудовлетворительного состояния и с неудовлетворительным качеством ствола, кроме того, ДД.ММ.ГГ при проведении натурного осмотра лесного участка с оценкой качества выполнения лесохозяйственных мероприятий, установлено, что при площади лесосеки 6,3 га рубка проведена на площади 3,9 га, что меньше заявленной на 2,4 га (отклонение – 38,1 %), что свидетельствует о проведении рубки не в соответствии с Проектом ухода за лесами ***/ч от ДД.ММ.ГГ и нарушении требований пунктов 11, 18, подпунктов «б, в» пункта 22 Правил ухода за лесами, что влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

в ходе осмотра ДД.ММ.ГГ установлено, что в Зимаревском участковом лесничестве Барнаульского лесничества в квартале *** выделе *** лесосеке *** площадью 4,5 га, квартале *** выделе *** лесосеке *** площадью 6,5 га, квартале *** выделе *** лесосеке *** площадью 5,9 га, квартале *** выделе *** лесосеке *** площадью 3,6 га, квартале *** выделе *** лесосеке *** площадью 1,0 га, квартале *** выделе *** лесосеке *** площадью 0,7 га, квартале *** выделе *** лесосеке *** площадью 0,3 га, квартале *** выделе *** лесосеке *** площадью 0,9 га, квартале *** выделе *** лесосеке *** площадью 1,0 га, квартале *** выделе *** лесосеке *** площадью 1,4 га, квартале *** выделе *** лесосеке *** площадью 13,9 га, квартале *** выделе *** лесосеке *** площадью 5,3 га, вид рубки ДВР, год рубки 2019 на местах рубок в первую очередь не вырублены поврежденные деревья (оставлены сухостойные деревья прошлых лет породы сосна и береза, сухостойные деревья прошлых лет без вершины), чем нарушены требования пункта 36 Правил заготовки древесины, что влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

в ходе осмотра ДД.ММ.ГГ установлено, в квартале *** выделе *** Зимаревского участкового лесничества Барнаульского лесничества, где располагается лесосека *** площадью 1,0 га, вид рубки ДВР, год рубки 2019 при сжигании порубочных остатков не обеспечено их полное сжигание, чем нарушены требования пункта 18 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** (далее – Правила пожарной безопасности в лесах), что влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

в ходе осмотра ДД.ММ.ГГ установлено, что в Зимаревском участковом лесничестве Барнаульского лесничества в квартале *** выделе *** лесосеке *** площадью 11,6 га, квартале *** выделе *** лесосеке *** площадью 7,0 га, квартале *** выделе *** лесосеке *** площадью 5,9 га, вид рубки ДВР, год рубки 2019 на местах рубок в первую очередь не вырублены поврежденные деревья (оставлены сухостойные деревья прошлых лет породы сосна и береза, сухостойные деревья прошлых лет без вершины), чем нарушены требования пункта 36 Правил заготовки древесины, что влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

в ходе осмотра ДД.ММ.ГГ установлено, что в квартале *** выделе *** Зимаревского участкового лесничества Барнаульского лесничества, где располагается лесосека *** площадью 11,6 га, вид рубки ДВР, год рубки 2019 две кучи порубочных остатков складированы за пределами границ лесосеки, чем нарушены требования подпункта «б» пункта 17 Правил пожарной безопасности в лесах, что влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действия (бездействие) ЗАО «Алтайкровля» квалифицированы по части 1 статьи 8.25, части 1 статьи 8.32, статье 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено вышеназванное постановление.

Данное постановление обжаловано вышестоящему должностному лицу, решением заместителя министра, начальника управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, заместителя главного государственного лесного инспектора в Алтайском крае С.А.Н. от ДД.ММ.ГГ жалоба ЗАО «Алтайкровля» оставлена без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Центральный районный суд г. Барнаула, конкурсный управляющий ЗАО «Алтайкровля» Шаповалов А.Н. просил отменить постановление должностного лица и прекратить производство по делу. Указывал на то, что законный представитель ЗАО «Алтайкровля» не был уведомлен о проведении осмотра лесных участков; не соблюдены сроки составления протокола об административном правонарушении и вынесения постановления; защитнику ЗАО «Алтайкровля» необоснованно было отказано в удовлетворении ходатайства от ДД.ММ.ГГ об ознакомлении с материалами дела со ссылкой на отсутствие возбужденного дела об административном правонарушении; при вынесении постановления у К.К.В. не имелось действующей доверенности на рассмотрение дела; в постановлении необоснованно указаны обстоятельства, отягчающие административную ответственность, поскольку ранее к административной ответственности привлекались работники юридического лица, а не ЗАО «Алтайкровля»; Проектом лесов *** от ДД.ММ.ГГ, утвержденного Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края, а также Лесной декларацией *** от ДД.ММ.ГГ установлен конкретный объем рубки для каждого квартала: квартал *** выдел *** лесосека *** Власихинского участкового лесничества Барнаульского лесничества – 21 куб.м, квартал *** выдел *** лесосека *** Черемновского участкового лесничества Барнаульского лесничества – 151 куб.м, в связи с чем объемы рубки не нарушены; юридическим лицом соблюдены все требования лесного законодательства относительно рубки деревьев, сухостойные деревья могли появиться после осуществления рубки в 2019 году; в квартале *** выделе *** лесосеке *** Зимаревского участкового лесничества Барнаульского лесничества нарушений не имеется, поскольку в соответствии с разделом 4 Порядка проведения лесосечных работ, утвержденного Приказом Минприроды России от 27 июня 2016 года № 367, установлены различные способы очистки мест рубок и разрешено использовать их комбинировано, следовательно, ЗАО «Алтайкровля» вправе не полностью сжигать порубочные остатки, а постепенно, не нарушая все установленные законодательством санитарные нормы; в материалах дела отсутствуют доказательства того, что в квартале *** выделе *** Зимаревского участкового лесничества Барнаульского лесничества 2 кучи порубочных остатков складированы за переделами границ лесосеки.

Решением судьи Центрального районного суда г. Барнаула от 06 июля 2021 года жалоба удовлетворена частично, постановление и решение должностных лиц изменены, снижен размер назначенного административного штрафа до 125 000 рублей. В остальной части постановление и решение должностных лиц оставлены без изменения, жалоба – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, конкурсный управляющий ЗАО «Алтайкровля» Зинов П.В. просит отменить решение судьи и прекратить производство по делу, ссылаясь на прежние обстоятельства. Дополнительно указывает, что фототаблицы не соответствуют требованиям, установленным Приказом Рослесхоза от 07 мая 2018 года № 405 «Об оформлении процессуальных документов при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях и государственного контроля (надзора)»; не обоснован вывод судьи об участии при рассмотрении дела защитника К.К.В., поскольку доверенность являлась срочной, срок ее действия истек ДД.ММ.ГГ; протокол об административном правонарушении составлен по истечении двух месяцев с момента выявления правонарушения.

Проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выслушав защитников ЗАО «Алтайкровля» Токарева М.В. и Коромыслову И.Е., проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил заготовки древесины влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно статье 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

В силу части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Пунктом 36 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России от 13 сентября 2016 года № 474 (действовавших в момент выявления правонарушения), предусмотрено, что при добровольно-выборочных рубках равномерно по площади вырубаются в первую очередь поврежденные, перестойные, спелые с замедленным ростом деревья при условии обеспечения воспроизводства древесных пород, сохранения защитных и средообразующих свойств леса. Полнота древостоя после проведения данного вида выборочных рубок лесных насаждений не должна быть ниже 0,5.

Исходя из пункта 11 Правил ухода за лесами, утвержденных Приказом Минприроды России от 22 ноября 2017 года № 626 (действовавших в момент выявления правонарушения), в защитных лесах проходные рубки, рубки прореживания, рубки сохранения лесных насаждений, рубки обновления лесных насаждений, рубки переформирования лесных насаждений, рубки реконструкции, ландшафтные рубки должны осуществляться в соответствии с проектом ухода за лесами, который составляется лицом, осуществляющим такие рубки.

При осуществлении всех видов рубок, проводимых в целях ухода за лесными насаждениями, обеспечивается улучшение санитарного состояния лесных насаждений путем рубки усохших, сильно поврежденных и ослабленных деревьев, которые относятся к нежелательным в соответствии с пунктом 22 настоящих Правил. Исключение составляют отдельные деревья или группы деревьев, подлежащие оставлению в качестве вспомогательных для сохранения устойчивости, биоразнообразия и других экологических целей, если они не являются источниками распространения опасной патологии и объектами повышения пожарной опасности, подлежащими обязательному удалению в соответствии с требованиями Правил санитарной безопасности в лесах и Правил пожарной безопасности в лесах (пункт 18 Правил ухода за лесами).

В пункте 22 Правил ухода за лесами к нежелательным деревьям (подлежащим рубке) относятся, в частности: деревья неудовлетворительного состояния (сухостойные, буреломные, снеголомные, отмирающие, сильно поврежденные вредными организмами, животными) (подпункт «б»); деревья с неудовлетворительным качеством ствола и кроны (искривленные, с сучками-пасынками, с сильно разросшейся, низко опущенной кроной и большим сбегом ствола, если эти деревья утратили полезные функции и их вырубка не ведет к снижению полноты насаждения ниже нормативной, снижению устойчивости насаждений) (подпункт «в»).

В соответствии с подпунктом «б» пункта 17 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417 (действовавших на момент выявления правонарушения), при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ.

Пунктом 18 Правил пожарной безопасности в лесах предусмотрено, что при сжигании порубочных остатков должны обеспечиваться сохранность имеющихся на местах рубок (лесосеках) подроста, деревьев-семенников и других несрубленных деревьев, а также полное сгорание порубочных остатков.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ЗАО «Алтайкровля» на основании договора аренды лесного участка для заготовки древесины от ДД.ММ.ГГ*** осуществляет использование лесных участков – для заготовки древесины на территории Барнаульского лесничества управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края. В частности по указанному договору аренды в пользование юридического лица переданы вышеперечисленные лесные участки, расположенные на территории Власихинского участкового лесничества, Барнаульского участкового лесничества, Зимаревского участкового лесничества, Черемновского участкового лесничества. Данным договором предусмотрено, что арендатор ЗАО «Алтайкровля» обязан: осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов, лесохозяйственным регламентом и условиями настоящего Договора (пункт 3.4.14); соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила ухода за лесами, правила заготовки древесины, правила лесовосстановления и иные нормы и правила, установленные действующим законодательством (пункт 3.4.15); при заготовки древесины в первую очередь осуществлять рубки погибших, поврежденных и перестойных лесных насаждений (пункт 3.4.36).

В ходе проведения осмотра вышеназванных лесных участков выявлены нарушения требований Правил ухода за лесами, Правил пожарной безопасности в лесах и Правил заготовки древесины, выразившиеся в том, что на ряде лесных участков при проведении рубки допущено отклонение интенсивности по запасу и полноте древостоя от проектируемой, на местах рубок в первую очередь не вырублены поврежденные деревья (оставлены сухостойные деревья прошлых лет породы сосна и береза, сухостойные деревья прошлых лет без вершины, а также деревья, поврежденные раковым заболеванием ствола), при сжигании порубочных остатков не обеспечено их полное сжигание.

Факт совершения ЗАО «Алтайкровля» правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.25, частью 1 статьи 8.32, статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ***; актами осмотра лесосеки от ДД.ММ.ГГ***, от ДД.ММ.ГГ***, от ДД.ММ.ГГ***, от ДД.ММ.ГГ***, от ДД.ММ.ГГ*** (с приложенными фототаблицами); проектами ухода за лесами от ДД.ММ.ГГ***/Ч, от ДД.ММ.ГГ***/В, ***/Ч; актами натурного осмотра лесного участка с оценкой качества выполнения лесохозяйственного мероприятия (использования лесов) от ДД.ММ.ГГ***, от ДД.ММ.ГГ***; договором *** аренды лесного участка для заготовки древесины от ДД.ММ.ГГ.

Таким образом, вывод должностного лица о наличии в действиях ЗАО «Алтайкровля» состава административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.25, частью 1 статьи 8.32, статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным и не противоречит фактическим обстоятельствам дела.

Довод жалобы о том, что ЗАО «Алтайкровля» не было извещено об осмотрах, не принимается, поскольку извещение о проведении осмотра лесных участков направлено юридическому лицу посредством электронной почты и заказным письмом. В ходе осмотра участвовал представитель ЗАО «Алтайкровля» К.К.В., действовавший на основании доверенности, выданной конкурсным управляющим юридического лица Шаповаловым А.Н.ДД.ММ.ГГ (л.д. 104 материала дела об административном правонарушении).

Ссылка в жалобе на несоблюдение срока составления протокола об административном правонарушении во внимание не принимается, поскольку согласно разъяснениям, изложенным в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными.

Указание в жалобе на несоответствие фототаблиц требованиям Приказа Рослесхоза от 07 мая 2018 года № 405 «Об оформлении процессуальных документов при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях и государственного контроля (надзора)», не свидетельствует о допущенных процессуальных нарушениях в связи с тем, что фототаблицы являются приложением к актам осмотра, в которых зафиксированы нарушения.

Приказом Рослесхоза от 07 мая 2018 года № 405 утверждены примерные образцы отдельных бланков процессуальных документов, а потому отклонение от формы однозначно не свидетельствует о недопустимости фототаблицы как доказательства по делу. В актах осмотра лесосеки имеются все необходимые сведения, связанные с проведением осмотра, в частности, указано на применение цифрового фотоаппарата, в связи с чем, оснований не доверять представленным материалам не имеется. Представитель ЗАО «Алтайкровля» К.К.В., участвовавший при осмотрах, в своих возражениях на отсутствие фотофиксации нарушений не ссылался.

То обстоятельство, что при рассмотрении дела об административном правонарушении полномочия защитника К.К.В. не были подтверждены доверенностью на представление интересов от имени юридического лица, на законность решения судьи не влияет.

Так, из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении был составлен в присутствии защитника ЗАО «Алтайкровля» К.К.В., действовавшего на основании доверенности, выданной до ДД.ММ.ГГ (л.д. 137 дела об административном правонарушении).

Определением начальника отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Барнаульскому лесничеству Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края Х.В.Н. от 12 октября 2020 года рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 14-00 часов 22 декабря 2020 года. Копия данного определения направлена на почтовый адрес законного представителя юридического лица – конкурсного управляющего ЗАО «Алтайкровля» Шаповалова А.Н. электронным уведомлением ***, согласно копии извещения заказное письмо получено 21 октября 2020 года (л.д. 158 дела об административном правонарушении).

Таким образом, о времени и месте рассмотрения дела законный представитель ЗАО «Алтайкровля» был извещен надлежащим образом, следовательно, имел возможность направить защитника с надлежаще оформленными полномочиями для рассмотрения дела. При таких обстоятельствах участие К.К.В.ДД.ММ.ГГ при рассмотрении дела не является процессуальным нарушением, влекущим безусловную отмену постановления должностного лица. Кроме того, принимается во внимание, что К.К.В. при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица в районном суде предъявлял доверенность от 17 мая 2021 года, подавал в суд ходатайство об отложении дела, что свидетельствует о том, что законный представитель юридического лица доверял представление интересов ЗАО «Алтайкровля» указанному лицу.

Довод жалобы о том, что в квартале ***, выделе ***, лесосека *** Власихинского участкового лесничества Барнаульского лесничества и в квартале ***, выделе ***, лесосека *** Черемновского участкового лесничества Барнаульского лесничества рубка произведена в заявленных объемах – 21 куб.м. и 151 куб.м. соответственно, не свидетельствует об отсутствии выявленных нарушений.

Так, согласно технологическим картам лесосечных работ на указанных лесных участках предусмотрено прореживание на всей площади лесосеки.

Согласно Проекту ухода за лесами от ДД.ММ.ГГ***/В в квартале *** выделе *** Власихинского участкового лесничества Барнаульского лесничества на лесосеке площадью 0,9 га объем древесины, подлежащий заготовке, составляет 21 куб.м.

Проектом ухода за лесами от ДД.ММ.ГГ***/Ч в квартале *** выделе *** Черемновского участкового лесничества Барнаульского лесничества на лесосеке площадью 6,3 га объем древесины, подлежащий заготовке, установлен 151 куб.м.

В названных Проектах предусмотрена характеристика вырубаемой части насаждений – в соответствии с пунктом 22 Правил ухода за лесами (а) деревья мешающие росту и формированию крон отобранных лучших и вспомогательных деревьев; б) деревья неудовлетворительного состояния (сухостойные, буреломные, снеголомные, отмирающие, сильно поврежденные вредными организмами, животными); в) деревья с неудовлетворительным качеством ствола и кроны (искривленные, с сучками-пасынками, с сильно разросшейся, низко опущенной кроной и большим сбегом ствола, если эти деревья утратили полезные функции и их вырубка не ведет к снижению полноты насаждения ниже нормативной, снижению устойчивости насаждений). Деревья, подлежащие рубке, могут находиться во всем массиве лесного насаждения).

Таким образом, из содержания технологических карт лесосечных работ и Проектов ухода за лесами следует, что прореживание на указанных лесосеках должно осуществляться на всей площади лесного участка с таким расчетом, чтобы объем подлежащей заготовке древесины соотносился с характеристикой вырубаемой части насаждений, предусмотренной пунктом 22 Правил ухода за лесами. Должностными лицами в ходе натурного осмотра лесных участков установлено, что прореживание проведено не на всей площади лесного участка, что свидетельствует о проведении работ не в соответствии с Проектами ухода за лесами от ДД.ММ.ГГ***/В, ***/Ч и нарушении пункта 11 Правил ухода за лесами, влекущим административную ответственность по статье 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки указанию в жалобе, факт нарушения юридическим лицом требований пункта 36 Правил заготовки древесины нашел свое подтверждение, отражен в актах осмотра лесосек, и является доказанным, а ссылка на появление сухостойных деревьев после осуществления заготовок, объективными данными не подтверждается.

Не основаны на законе доводы защитника общества со ссылкой на Приказ Минприроды России от 27 июня 2016 года № 367 «Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки» о том, что ЗАО «Алтайкровля» использует комбинированный способ очистки мест рубок.

Действительно, согласно пункту 9 данного нормативного акта очистка мест рубок осуществляется следующими способами:

укладкой порубочных остатков на волоки с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелевке;

сбором порубочных остатков в кучи и валы с последующим сжиганием их в пожаробезопасный период;

сбором порубочных остатков в кучи и валы с оставлением их на месте для перегнивания и для подкормки диких животных в зимний период;

разбрасыванием измельченных порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий;

укладкой и оставлением на перегнивание порубочных остатков на месте рубки;

вывозом порубочных остатков в места их дальнейшей переработки.

Указанные способы очистки мест рубок при необходимости могут применяться комбинированно.

Между тем, из буквального толкования данного акта следует, что комбинированно могут применяться только указанные в этом пункте способы очистки мест рубок.

В этой связи является правильным вывод о том, что при сжигании порубочных остатков должно обеспечиваться их полное сгорание.

Доводы об обратном основаны на неправильном применении норм действующего законодательства.

Срок давности и порядок привлечения ЗАО «Алтайкровля» к административной ответственности соблюдены.

Вместе с тем, заслуживают внимание доводы жалобы об отсутствии доказательств складирования двух куч порубочных остатков за пределами границ лесосеки в выделе *** квартале *** Зимаревского участкового лесничества Барнаульского лесничества.

Так, в акте осмотра лесосеки от ДД.ММ.ГГ*** (л.д. 64 дела об административном правонарушении) отражено нарушение Правил пожарной безопасности в лесах в виде складирования двух куч порубочных остатков за пределами границ лесосеки. При этом, какие-либо координаты или замеры (на каком расстоянии от границы лесосеки, с какой стороны) в акте не отражены, в то время, как подпунктом «б» пункта 17 Правил пожарной безопасности в лесах предусмотрено, что при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются укладка порубочных остатков в кучи на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений.

Кроме того, в протоколе об административном правонарушении в вину ЗАО «Алтайкровля» вменяется нарушение требований подпункта «в» пункта 22 Правил ухода за лесами, выраженное в том, что на отдельных лесных участках не вырублены ослабленные деревья с неудовлетворительным состоянием ствола.

В подпункте «в» пункта 22 Правил ухода за лесами к нежелательным деревьям (подлежащим рубке) относятся деревья с неудовлетворительным качеством ствола и кроны (искривленные, с сучками-пасынками, с сильно разросшейся, низко опущенной кроной и большим сбегом ствола, если эти деревья утратили полезные функции и их вырубка не ведет к снижению полноты насаждения ниже нормативной, снижению устойчивости насаждений).

Поскольку в актах осмотра лесосек указано только на то, что не вырублены ослабленные деревья с неудовлетворительным состоянием ствола, при этом отсутствуют выводы об утрате полезных функций деревьев, то доказательства нарушения указанного пункта Правил ухода за лесами отсутствуют.

На отсутствие доказательств названных нарушений представитель ЗАО «Алтайкровля» К.К.В. ссылался в своих возражениях на акты осмотра лесосек, однако оценка указанным обстоятельствам должностными лицами и судьей не дана.

С учетом изложенного, из объёма обвинения ЗАО «Алтайкровля» подлежит исключению указание на нарушение ЗАО «Алтайкровля» требований подпункта «в» пункта 22 Правил ухода за лесами, утвержденных Приказом Минприроды России от 22 ноября 2017 года № 626, и подпункта «б» пункта 17 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417.

При этом, поскольку исключение названных нарушений не влияет на наличие в действиях (бездействии) ЗАО «Алтайкровля» состава административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.25, частью 1 статьи 8.32, статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также учитывая, что наказание Обществу назначено с применением ч.2 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьей размер административного штрафа снижен до 125 000 рублей, то названные постановление и решение должностных лиц, а также решение судьи изменению или отмене не подлежат.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Центрального районного суда г. Барнаула от 06 июля 2021 года оставить без изменения, жалобу закрытого акционерного общества «Алтайкровля» – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке статьи 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Алтайского краевого суда: Г.В. Копцева