ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-607/19 от 09.10.2019 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Дело № 21-607/2019

Судья: Порфирьев В.Г.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе по делу об административном правонарушении

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Рожкова И.В. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии от 28 мая 2019 и решение судьи Козловского районного суда Чувашской Республики от 19 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, в отношении заместителя главы администрации - начальника отдела строительства, дорожного хозяйства и ЖКХ администрации Козловского района Чувашской Республики Рожкова И.В.,

установил:

постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии от 28 мая 2019 года заместитель главы администрации – начальник отдела строительства, дорожного хозяйства и ЖКХ администрации Козловского района Чувашской Республики Рожков И.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.32.5 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Рожков И.В. подал жалобу в районный суд на предмет его отмены.

Решением судьи Козловского районного суда Чувашской Республики от 19 июля 2019 года (с учетом определения от 12 августа 2019 года об исправлении описки) постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, Рожков И.В. выражает несогласие с названными актами, вынесенными в отношении него по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ. В обоснование жалобы указывает, что неоплата оставшейся суммы по контракту произошло по независящим от него обстоятельствам в связи с тем, что не поступили субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики, несвоевременным представлением подрядчиком актов выполненных работ.

В дополнениях к жалобе Рожков И.В. ссылается на то, что в материалах дела имеется информация о движении денежных средств на содержание дорог по отделу строительства, дорожного хозяйства и ЖКХ администрации Козловского района Чувашской Республики, согласно которой денежные средства из бюджета Чувашской Республики поступили 7 мая 2019 года, что подтверждает факт несвоевременного доведения бюджетных средств из бюджета Чувашской Республики, в связи с чем он (Рожков И.В.) не имел возможности исполнить условия контракта по оплате в предусмотренные контрактом сроки. Ссылается на письмо УФАС РФ от 28 августа 2018 года , согласно которому, если несвоевременная оплата по муниципальному контракту связана с несвоевременным распределением, отзывом либо доведением до распорядителей или получателей бюджетных средств бюджетных ассигнований, данные материалы подлежат направлению для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 15.15.11 КоАП РФ в отношении должностных лиц, ответственных за несвоевременное распределение, отзыв либо доведение до распорядителей или получателей бюджетных средств.

В судебном заседании Рожков И.В. и защитник Илларионова К.А. жалобу поддержали, пояснили, что вины Рожкова И.В. в нарушении сроков оплаты работ исполнителя по муниципальному контракту не имеется. При вынесении решения судом не учтено, что акт о приемке выполненных работ, датированный 25 марта 2019 года, направлен подрядчиком ООО «...» в отдел строительства лишь 12 апреля 2019 года, в связи с чем оплата в срок, не произведена. Из средств местного бюджета Козловского района оплата произведена 19 апреля 2019 года. Заявка на получение субсидий из республиканского бюджета направлена в Минтранс Чувашии 22 апреля 2019 года, однако оплата не произведена, в связи с тем, что специалист Минтранса Чувашии ФИО1 находилась на больничном. 06 мая 2019 года указанная заявка была направлена повторно. После поступления субсидий из республиканского бюджета 08 мая 2019 года оставшаяся сумма за март 2019 года была оплачена.

Изучив доводы жалобы, проверив дело в полном объеме, выслушав пояснения Рожкова И.В., защитника Илларионовой Е.А., допросив свидетелей ФИО1, ФИО2, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие прокурора, возбудившего дело об административном правонарушении и извещенного надлежащим образом, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.

Согласно части 13.1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), срок оплаты выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцать дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

Привлекая Рожкова И.В. к административной ответственности по части 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо административного органа пришло к выводу о нарушении должностным лицом заказчика – заместителем главы администрации – начальником отдела строительства, дорожного хозяйства и ЖКХ администрации Козловского района Чувашской Республики Рожковым И.В. требований части 13.1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, выразившихся в ненадлежащем исполнении Рожковым И.В. должностных обязанностей, повлекших нарушение сроков оплаты выполненных работ по муниципальному контракту от 25 февраля 2019 года, заключенному с ООО «...».

Суд первой инстанции с выводами должностного лица УФАС согласился, указав, что Рожков И.В. обоснованно привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем с состоявшимся по делу судебным актом согласиться нельзя по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).

В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Частью 3 указанной статьи установлено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Требования приведенных норм о всестороннем и полном рассмотрении дела судьей районного суда не выполнены.

Из материалов дела следует, что 25 февраля 2019 года между заказчиком - отделом строительства, дорожного хозяйства и ЖКХ администрации Козловского района Чувашской Республики и генеральным ООО «...» заключен муниципальный контракт на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них в Козловском районе Чувашской Республики протяженностью ... км в 2019-2020 г.г. (л.д. 42-47).

Согласно п. 2.1 контракта общая стоимость контракта составляет ... руб., в.т.ч. на 2019 года ... руб.

Пунктом п. 2.4 контракта предусмотрено, что заказчик финансирует работы в соответствии с объемами по настоящему контракту в пределах лимитов бюджетных обязательств, в.т.ч. на 2019 год в сумме ... руб. за счет средств, поступающих из республиканского бюджета Чувашской Республики в виде субсидий в бюджет Козловского района Чувашской Республики и ... руб. за счет бюджета Козловского района Чувашской Республики.

Согласно п. 2.5 контракта оплата осуществляется за фактически выполненные работы на основании акта формы КС-2 и справки формы КС-3. Заказчик производит оплату за выполненные работы в течение 15 рабочих дней с даты подписания Заказчиком документа (ов) о приемке выполненных работ в соответствии с объемами.

25 марта 2019 года сторонами подписаны акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 № 1 и справка о стоимости выполненных работ КС-3 № 1 на сумму ... рублей (л.д. 55-59).

Платежным поручением от 19 апреля 2019 года за счет средств местного бюджета в адрес подрядчика перечислено ... руб. (л.д. 59).

По состоянию на 6 мая 2019 года задолженность перед ООО «...» составила ... руб.

Платежным поручением от 8 мая 2019 года в адрес подрядчика перечислено ... руб. (л.д. 17).

Нарушение должностным лицом – заместителем главы – начальником отдела строительства, дорожного хозяйства и ЖКХ администрации Козловского района Чувашской Республики Рожковым И.В. срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) явилось основанием для возбуждения 8 мая 2019 года прокурором Козловского района Чувашской Республики дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, в отношении указанного лица.

Согласно п. 1.3 Постановлению от 29 декабря 2018 г. № 599 «О государственной программе Чувашской Республики «Развитие транспортной системы Чувашской Республики» субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных районов, связанных с реализацией муниципальных программ и государственных программ Чувашской Республики, на реализацию вступивших в силу решений судебных органов, а также решений Главы Чувашской Республики и Кабинета Министров Чувашской Республики, предусматривающих выполнение в текущем финансовом году комплекса работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также организации и обеспечению безопасности дорожного движения (содержание автомобильных дорог).

В силу п. 2.1. Постановления от 29 декабря 2018 г. № 599, в соответствии с законом Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на текущий финансовый год и плановый период главным распорядителем средств республиканского бюджета Чувашской Республики, направляемых в бюджеты муниципальных районов на софинансирование расходов бюджетов муниципальных районов по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, является Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики.

Предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения, заключенного между Минтрансом Чувашии, до которого как до получателя средств республиканского бюджета Чувашской Республики доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на цели, указанные в пункте 1.2 настоящих Правил, и администрацией муниципального района в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Чувашской Республики, в срок не позднее 20 февраля текущего финансового года (п. 2.4).

Администрации муниципальных районов ежемесячно в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным, представляют в Минтранс Чувашии заявки на получение субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на софинансирование расходов бюджетов муниципальных районов по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района по форме согласно приложению № 2 к настоящим Правилам (п. 2.7).

В соответствии с Соглашением о предоставлении в 2019 году и в плановом периоде 2020 и 2021 годов субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджету Козловского района на софинансирование расходов муниципальных образований по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района № 1/7 от 28 февраля 2019 года для получения субсидии получатель ежемесячно в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным предоставляет Главному распорядителю заявки на получение субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на софинансирование расходов муниципальных образований по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района по форме согласно приложению № 3 к данному Соглашению с приложением документов: выписки решения Собрания депутатов о местном бюджете на текущий финансовый год о сумме бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение расходных обязательств муниципального района в объеме, необходимом для исполнения, включающий размер субсидии; копии муниципальных контрактов на выполнение работ в текущем финансовом году (в год заключения контракта); копии актов о приемке выполненные работ (форма № КС-2); копии справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3); копии платежных документов по финансированию расходов за счет средств бюджета Козловского района об использовании средств местного бюджета, в целях софинансирования расходных обязательств которых предоставляется субсидия.

Свидетель Павлов В.А. пояснил, что является директором ООО «...». Акты выполненных работ по муниципальному контракту от 25 февраля 2019 года направлялись заказчику не с момента подписания, а позже. Так акты выполненных работ, датированные 25 марта 2019 года, направлены заказчику 12 апреля 2019 года.

Допрошенная в качестве свидетеля ФИО1 – главный специалист эксперт отдела финансирования Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики пояснила, что администрацией Козловского района заявка на получение субсидий из республиканского бюджета направлена на ее электронный адрес 22 апреля 2019 года. С 23 апреля 2019 года по 30 апреля 2019 года она находилась на больничном, заявка не рассмотрена. Заявка на получение субсидий была рассмотрена 6 мая 2019 года, оплата произведена 8 мая 2019 года. У Рожкова И.В. не было возможности оплатить денежные средства, поскольку субсидии на счет администрации не поступали.

Из материалов дела следует, что счет фактура, КС-2, КС-3 для рассмотрения и оплаты по муниципальному контракту от 25 февраля 2019 года за март 2019 года направлены генеральным директором ООО «...» ФИО2 в адрес Рожкова И.В. 12 апреля 2019 года (л.д. 18).

Заявка на получение субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на софинансирование расходов бюджетов муниципальных образований по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района направлена на электронный адрес Минтранса Чувашии (исполнителя Васильевой О.) 22 апреля 2019 года (л.д. 24-25).

В ходе производства по делу Рожков И.В. приводил доводы о том, что в его действиях отсутствует состав вмененного административного правонарушения со ссылкой на то, что акт выполненных работ представлен подрядчиком 12 апреля 2019 года, заявка на получение субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики, направленная 19 апреля 2019 года, оставлена Минтрансом Чувашии без рассмотрения, в подтверждении доводов представлял заявку на получение субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики, информацию о движении денежных средств на содержание дорог по отделу строительства, дорожного хозяйства и ЖКХ администрации Козловского района Чувашской Республики, сопроводительное письмо подрядчика от 12 апреля 2019 года (л.д. 18, 24-25, 76).

Вышеуказанные обстоятельства, свидетельствующие о принятых заказчиком мерах по соблюдению сроков оплаты работ, предусмотренных муниципальным контрактом, о причинах нарушения указанных сроков, надлежащей оценки при вынесении решения судьей районного суда по настоящему делу не получили.

Делая вывод о виновности Рожкова И.В. в совершении вменяемого ему административного правонарушения, должностным лицом и судом первой инстанции оставлены без надлежащей правовой оценки по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения данные доводы привлекаемого к административной ответственности лица.

Отклоняя довод заявителя о том, что несвоевременная оплата по муниципальному контракту произошла в связи с не поступлением субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики, суд первой инстанции указал, что Рожков И.В. обязан был обеспечить соблюдение требований законодательства в сфере осуществления закупок при осуществлении своих обязанностей.

Однако в решении не указано, какие действия не выполнил, но обязан был выполнить в силу своих должностных обязанностей Рожков И.В. для соблюдения условий контракта.

Изложенным выше доказательствам судом первой инстанции оценка не дана. При рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.

Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятого по делу решения.

При таких обстоятельствах решение судьи Козловского районного суда Чувашской Республики от 19 июля 2019 года подлежит отмене, дело об административном правонарушении подлежит возвращению на новое рассмотрение в Козловский районный суд Чувашской Республики.

Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Козловского районного суда Чувашской Республики от 19 июля 2019 года по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, в отношении заместителя главы администрации - начальника отдела строительства, дорожного хозяйства и ЖКХ администрации Козловского района Чувашской Республики Рожкова И.В., отменить.

Дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в Козловский районный суд Чувашской Республики.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики И.А. Максимова