ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-608/2021 от 23.12.2021 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Дело № 21-608/2021

Судья Порфирьева А.В.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе по делу об административном правонарушении

23 декабря 2021 года город Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО2 на постановление заместителя министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики № 105 от 12 августа 2021 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 29 октября 2021 года, вынесенные в отношении должностного лица ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

установил:

постановлением заместителя министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики № 105 от 12 августа 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 29 октября 2021 года, ФИО2, замещавший должность директора БУ ЧР «Спортивная школа по футболу» Минспорта Чувашии в период с 3 октября 2016 года по 28 августа 2020 года, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, и должностному лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Не согласившись с вынесенными по делу решениями, ФИО2 подал жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит постановление и решение отменить, производство по делу прекратить.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, признав возможным рассмотрение жалобы в отсутствие ФИО2, надлежаще извещенного о дате, времени и месте судебного заседания, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ установлена ответственность за строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации, реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В силу пункта 1 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.

Согласно части 2 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация построенного, реконструированного здания, сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи), а также акта, разрешающего эксплуатацию здания, сооружения, в случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

При этом, выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других) (пункт 2 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, прокуратурой Ленинского района г. Чебоксары проведена проверка соблюдения градостроительного законодательства при исполнении контракта, заключенного в рамках национального проекта на выполнение работ по реконструкции футбольного поля БУ «Спортивная школа по футболу» Минспорта Чувашии, расположенного по адресу: <адрес>.

В ходе проверки установлено, что реконструкция объекта капитального строительства осуществлялась на земельном участке с кадастровым номером в отсутствие предусмотренного законодательством разрешения на строительство. Согласно проектной документации по реконструкции футбольного поля БУ «Спортивная школа по футболу» БУ «Спортивная школа по футболу» Минспорта Чувашии осуществлялась реконструкция объекта капитального строительства.

Производство общестроительных работ, непосредственно связанных со строительством, являются элементом создания объекта капитального строительства, определенном в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а их выполнение попадает под сферу применения статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

По данному факту 15 июня 2021 года заместителем прокурора Ленинского района г.Чебоксары ФИО1 в отношении ФИО2 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства явились основанием для вынесения заместителем министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики постановления № 105 от 12 августа 2021 года о привлечении директора БУ ЧР «Спортивная школа по футболу» Минспорта Чувашии ФИО2 к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ.

Судья районного суда согласился с обоснованностью привлечения ФИО2 к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.

Повода не согласиться с вынесенными в отношении директора БУ ЧР «Спортивная школа по футболу» Минспорта Чувашии ФИО2 постановлением заместителя министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики № 105 от 12 августа 2021 года и решением судьи Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 29 октября 2021 года не имеется.

Установленные должностным лицом и судьей районного суда обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в частности, постановлением заместителя прокурора Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 15 июня 2021 года (л.д.30-33), актом выездной проверки от 20 апреля 2021 года (л.д. 40-67), предписанием от 26 апреля 2021 года (л.д.68-73), актом о приемке законченного строительством объекта от 24 декабря 2020 года (л.д.76-78), актом ввода в действие законченного строительством объекта от 25 декабря 2021 года (л.д.82), положительным заключением государственной экспертизы от 15 мая 2020 года (л.д.84-93), положительным заключением государственной экспертизы от 10 марта 2020 года (л.д.94-125), а также иными представленными доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Собранные по делу доказательства в совокупности объективно свидетельствуют о том, что ФИО2, замещавший должность директора БУ ЧР «Спортивная школа по футболу» Минспорта Чувашии в период с 03.10.2016 по 28.08.2020, допустил осуществление реконструкции объекта капитального строительства «Реконструкция футбольного поля БУ «Спортивная школа по футболу» Минспорта Чувашии, без разрешения на строительство.

Действия ФИО2 по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ квалифицированы правильно, в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ и положениями законодательства, регулирующего отношения, возникающие в области строительства.

Доводы автора жалобы о том, что реконструкция объекта капитального строительства не осуществлялась, поскольку произведены лишь работы по замощению (замене покрытия) футбольного поля и установка вспомогательных сооружений без изменения объекта капитального строительства судом не принимаются в силу следующего.

Вопреки доводам жалобы, из представленных материалов дела не следует, что имело место лишь замена ранее существовавшего искусственного покрытия футбольного поля.

Из представленных доказательств, в том числе акта выездной проверки в БУ «Спортивная школа по футболу» Минспорта Чувашии от 20 апреля 2021 года, следует, что в соответствии с проектной документацией, разработанной по заданию на проектирование от 04.04.2019, утвержденному застройщиком технического заказчика) директором БУ «СШ по футболу» Минспорта Чувашии, получившей положительное заключение государственной экспертизы от 10 марта 2020 года и 15 мая 2020 года, предусмотрен комплекс работ, технологических и конструктивных решений (в том числе покрытие поля, сети связи, отопление, пожарная сигнализация, энергоснабжение, водоснабжение, благоустройство и озеленение территории), представляющие в совокупности реконструкцию объекта капитального строительства - «Реконструкция футбольного поля БУ «Спортивная школа по футболу» Минспорта Чувашии.

Работы выполнены в соответствии с разработанной проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экспертизы.

Предоставление Заказчиком (застройщиком) для выполнения указанного комплекса работ подрядчику отдельных материалов, в частности искусственного покрытия футбольного поля «Искусственная трава Stadio Grass», равно как и отдельная закупка Заказчиком необходимого оборудования, не свидетельствует о том, что выполненный комплекс работ в соответствии с предусмотренной проектной документацией реконструкцией объекта капитального строительства, требующий разрешение на строительство, не является.

В данном конкретном случае футбольное поле не является объектом озеленения и (или) благоустройства или вспомогательного использования, его реконструкцию в качестве объекта капитального строительства не следует относить к неотделимому улучшению земельного участка, указанному в пункте 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ исключению.

Согласно статье 2.4. КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу примечания к данной статье, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность, как должностные лица.

До 28 августа 2020 года ФИО2 являлся директором БУ «Спортивная школа по футболу» Минспорта Чувашии, (заказчиком) застройщиком реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях ФИО2 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.

Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу ФИО2, не установлено.

Административное наказание назначено должностному лицу ФИО2 в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 9.5 КоАП РФ.

Порядок привлечения к административной ответственности соблюден.

Постановление по настоящему делу об административном правонарушении вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 для данной категории дел.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление заместителя министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики № 105 от 12 августа 2021 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 29 октября 2021 года вынесенные в отношении должностного лица ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу ФИО2 – без удовлетворения.

Судья А.В. Голубев

Решение21.01.2022