дело № 21-60/2016
РЕШЕНИЕ
26 февраля 2016 года г. Оренбург
Судья Оренбургского областного суда Новоженина О.Р., при секретаре Лексиковой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Оренбургской области ФИО1 на решение судьи Медногорского городского суда Оренбургской области от 10 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Медногорский медно-серный комбинат»,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Оренбургской области, начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Оренбургской области от 01 сентября 2015 года № общество с ограниченной ответственностью «Медногорский медно-серный комбинат» (далее – ООО «ММСК») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Медногорского городского суда Оренбургской области от 10 ноября 2015 года постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Оренбургской области, начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Оренбургской области от 01 сентября 2015 года № отменено, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, - старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Оренбургской области ФИО1 просит об отмене решения судьи Медногорского городского суда Оренбургской области от 10 ноября 2015 года и оставлении без изменения постановления старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Оренбургской области, начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Оренбургской области от 01 сентября 2015 года №.
В возражениях на жалобу представитель ООО «ММСК» ФИО2 просит решение судьи Медногорского городского суда Оренбургской области от 10 ноября 2015 года оставить без изменения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы и возражений, выслушав представителей ООО «ММСК» ФИО3, ФИО2, возражавших против удовлетворения жалобы, должностное лицо, вынесшее постановление, ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, заместителя начальника отдела правового и кадрового обеспечения Управления Роспироднадзора ФИО4 и главного специалиста - эксперта отдела ФИО5,, поддержавших доводы жалобы прихожу к следующему.
Основанием для привлечения ООО «ММСК» к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ явился протокол об административном правонарушении, составленный старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Оренбургской области, начальником отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Оренбургской области 06 июля 2015 года №, согласно которому в ходе проведенной в период с 08 июня 2015 года по 06 июля 2015 года проверки соблюдения ООО «ММСК» требований законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и природных ресурсов выявлен факт нарушения экологического законодательства, выразившегося в невнесении ООО «ММСК», вопреки требованиям ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 10 января 2012 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 23 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. п. 1, 2 приказа Росприроднадзора от 08 июня 2006 года № 557, в срок до 20 апреля 2015 года платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов за 1 квартал 2015 года в размере 620445,41 рублей.
Рассматривая дело, должностное лицо установило, что ООО «ММСК» осуществляет негативное воздействие на окружающую среду выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и передвижных источников выбросов, размещением отходов производства и потребления. Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3, 4 квартал 2014 года и I квартал 2015 года представлен своевременно. Плата за негативное воздействие на окружающую среду выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, размещением отходов производства и потребления за 3,4 квартал 2014 года внесена в полном объеме. Плата за негативное воздействие на окружающую среду выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух за I квартал 2015 года внесена в полном объеме. Однако плата за негативное воздействие на окружающую среду за размещение 14796, 336 тонн отходов 4-5 классов опасности ООО «ММСК» за 1 квартал 2015 года в сумме 620445, 41 рублей в установленный срок не внесена. Доводы ООО «ММСК» об отсутствии задолженности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов 4-5 классов опасности за I квартал 2015 года, поскольку плата представлена в соответствии с расчетами платы, заполненными на основании документов, подтверждающих переход права собственности на отходы в виде 1000 000 тонн шлака металлургического от ООО «ММСК» иному лицу, должностное лицо признало необоснованными. Приходя к такому выводу, должностное лицо исходило из того, что переход права собственности на данный отход надлежащим образом не осуществлён, сведения о фактических измерениях количества переданных отходов ООО «ММСК», а также документы, подтверждающие вывоз с объекта размещения или же фактического использования отходов ООО «ММСК», не представлены.
Рассматривая жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, судья городского суда нашел выводы должностного лица не основанными на материалах дела, поскольку представленные в административный орган договор поставки шлака металлургического от 05 декабря 2014 года №, акт приема-передачи отходов от 20 марта 2015 года к данному договору в количестве 1000000 тонн и товарная накладная от 20 марта 2015 года № в совокупности подтверждают, что товар (названный отход) в количестве 1000000 тонн фактически был отчужден (продан ***»).
Обжалуя решение судьи городского суда, заявитель указывает на то, что выводы судьи о недоказанности факта нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований основан на неверном толковании норм материального права.
Данный довод жалобы заслуживает внимания.
В соответствии со ст. 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду образует состав административного правонарушения.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу статьи 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются названным Федеральным законом, иными федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Статьей 210 ГК РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
К расходам на содержание имущества относится также обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок).
Согласно пункту 1 данного Порядка он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05 апреля 2007 года № 204 утверждены Форма расчёта платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядок заполнения и представления формы Расчёта платы за негативное воздействие на окружающую среду, анализ которых позволяет прийти к выводу о том, что
для учёта отходов в качестве переданных другим организациям с переходом права собственности следует установить не только факт заключения гражданско-правового договора на реализацию отходов, но и фактическую их передачу иному лицу, а для учета отходов в качестве фактически использованных (утилизированных) в течение трёх лет с момента размещения в собственном производстве или переданных для использования указывается масса отходов, фактически использованных (утилизированных) в течение 3 лет с момента размещения в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования другой организации в течение этого срока (столбец 18). При этом
учет отходов в качестве фактически использованных (утилизированных) возможен только в том случае, если использование отходов в течение 3 лет подтверждается первичными документами, которые прилагаются к расчету и являются его неотъемлемой частью. При отсутствии подтверждающих документов у плательщика отсутствуют основания для учета отхода в качестве фактически использованных (утилизированных).
Из материалов дела следует, что в результате производственной деятельности ООО «ММСК» образуются отходы, а именно шлак производства меди, размещение которого осуществляется ООО «ММСК» на объекте размещения отходов – шлакоотвале, включенном в государственный реестр объектов размещения отходов.
Таким образом, ООО «ММСК» осуществляет хозяйственную деятельность, в процессе которой оказывает негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем обязано осуществлять плату за негативное воздействие на окружающую среду.
20 апреля 2015 года в Управление Росприроднадзора по Оренбургской области ООО «ММСК» представлен расчёт платы за негативное воздействие на окружающую среду за I квартал 2015 года, согласно которому обществом заявлена переплата.
09 июня 2015 года ООО «ММСК» направлен корректирующий расчёт платы за негативное воздействие на окружающую среду за I квартал 2015 года с приложением подтверждающих документов. Согласно отчету ООО «ММСК» заявлена переплата по причине реализации в I квартале 2015 года отходов в количестве 1 000 000 тонн, в том числе части отходов, образовавшихся за последние три года.
Как следует из материалов дела, ООО «ММСК» реализовало *** шлак металлургический в количестве 1000000 тонн, что объективно подтверждается договором поставки шлака металлургического № от 05 декабря 2014 года, актом приема-передачи отходов от 20 марта 2015 года к данному договору в количестве 1000000 тонн и товарной накладной от 20 марта 2015 года №.
В материалах дела имеется также договор аренды земельного участка от 16 марта 2015 года (л.д.94), по условиям которого ООО «ММСК» сдает во временное пользование на условиях аренды часть земельного участка *** для размещения шлака. 20 марта 2015 года сторонами подписан акт приема-передачи отходов - шлака металлургического в количестве 1000 000 тонн.
Анализ указанных доказательств позволяет прийти к выводу о том, что указанная в договоре от 05 декабря 2014 года № масса отходов не была вывезена с объекта размещения и по состоянию на 20 марта 2015 года продолжала храниться на объекте размещения отходов – шламонакопителе ООО «ММСК», что не оспаривается последним. Таким образом, фактическое количество образованных и размещенных ООО «ММСК» отходов не уменьшилось.
Заключение такого договора купли-продажи отходов без их фактической передачи покупателю и без их фактического использования в производстве (утилизации) не предоставляло ООО «ММСК» право при производстве расчёта платы за негативное воздействие на окружающую среду учитывать реализованную массу отходов в целях снижения платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Договор поставки шлака металлургического от 05 декабря 2014 года №, которым не урегулированы гражданские правоотношения в части внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, акт приема-передачи отходов от 20 марта 2015 года к данному договору в количестве 1000000 тонн и товарная накладная от 20 марта 2015 года № в совокупности подтверждают, что товар (названный отход) в количестве 1000000 тонн был продан ***», но не подтверждает использование отходов новым собственником. При таких обстоятельствах у ООО «ММСК» при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду не имелось оснований для уменьшения фактической массы отходов, размещённых в пределах установленных лимитов в отчётном периоде (столбец 16 расчёта платы за негативное воздействие на окружающую среду), на массу отходов, фактически использованных (утилизированных) в течение трёх лет с момента размещения в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования другой организации в течение этого срока (столбец 18 расчёта платы за негативное воздействие на окружающую среду).
Между тем нарушение норм материального права не является основанием к отмене судебного решения. Исходя из положений п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, решение судьи по делу об административном правонарушении может быть отменено по жалобе должностного лица только в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В материалах дела об административном правонарушении в отношении ООО «ММСК» таких существенных нарушений процессуальных требований, влекущих отмену решения судьи, не усматривается, указания на данные нарушения жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах требование жалобы об отмене решения судьи Медногорского городского суда Оренбургской области от 10 ноября 2015 года не может быть удовлетворено.
Возражения представителя ООО «ММСК» в части привлечения ООО «ММСК» к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ лишь при наличии доказательств, подтверждающих реальное негативное воздействие на окружающую среду объекта размещения шлака металлургического шлакоотвала, нельзя признать заслуживающим внимания, поскольку ООО «ММСК» осуществляет деятельность, в процессе которой оказывает негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферу стационарными и передвижными источниками, а также в виде образования и размещения отходов производства и потребления.
В возражениях на жалобу ООО «ММСК» указало, что в ходе производства по делу должностным лицом были допущены существенные нарушения процессуальных требований, выразившиеся в составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления по делу одним и тем же должностным лицом, что, по мнению представителя, свидетельствует о нарушении принципа объективного рассмотрения дела.
Данные доводы не основаны на законе.
Как следует из содержания ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данным Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно ст. 23.29 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный экологический надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе статьей 8.41 настоящего Кодекса.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в ч. 1 ст. 23.29 КоАП РФ, вправе старшие государственные инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
При этом КоАП РФ не предусматривает запрет на рассмотрение дела об административном правонарушении должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, если при этом указанное должностное лицо в силу положений соответствующей статьи главы 23 КоАП РФ наделено полномочиями по рассмотрению данного дела и им соблюдены требования статей 24.1, 26.1 и 26.11 КоАП РФ. Оснований полагать, что по настоящему делу об административном правонарушении старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды требования приведенных выше статей не соблюдены, не имеется.
Нельзя согласиться с возражениями в части нарушения требований п. 1 ст. 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" должностным лицом – старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Оренбургской области ФИО1, который не производил практические мероприятия по исследованию деятельности ООО «ММСК» по обращению с отходами на предмет негативного воздействия на окружающую среду, а в обоснование вывода о виновности в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, сослался на информацию, представленную отделом администрирования платежей управления Росприроднадзора по Оренбургской области. Полагает, что таким образом должностное лицо воспользовалось данными сотрудников, которые не входят в перечень лиц, участвующих в проверке.
В ходе рассмотрения настоящей жалобы должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, ФИО1 показал, что по причине непредставления ООО «ММСК» в ходе проверки документов, подтверждающих внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов, им были истребованы указанные сведения из отдела администрирования платежей Управления Росприроднадзора по Оренбургской области, что не свидетельствует о нарушении требовании п. 1 ст. 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
С учетом вышеизложенного, оснований для отмены судебного решения о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ, в отношении ООО «ММСК» не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Медногорского городского суда Оренбургской области от 10 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Медногорский медно-серный комбинат» оставить без изменения, а жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Оренбургской области ФИО1 - без удовлетворения.
Судья Оренбургского
областного суда О.Р. Новоженина