ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-612/20 от 11.08.2020 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 21-612/2020

Р Е Ш Е Н И Е

11 августа 2020 года гор. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя начальника управления по вопросам миграции МВД по Республике Крым ФИО2 на решение Ленинского районного суда Республики Крым от 15 мая 2020 года по делу №12-6/2020,

у с т а н о в и л :

постановлением заместителя начальника управления по вопросам миграции МВД по Республике Крым ФИО2 за №2621 от 10.09.2019 года, ИП ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ), и ей назначено административное наказание в виде предупреждения.

Данное постановление должностного лица обжаловано в судебном порядке.

Решением Ленинского районного суда Республики Крым от 15 мая 20209 года по делу №12-6/2020 жалоба ФИО3 удовлетворена. Постановление должностного лица от 10.09.2019 года отменено. Производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Не согласившись с указанным решением суда, заместитель начальника управления по вопросам миграции МВД по Республике Крым ФИО2 подал жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит решение суда отменить.

Жалоба мотивирована тем, что факт нарушения требований действующего законодательства полностью подтверждён данными находящимися в общем доступе базы ППО «Территория», распечаткой данных ПО «Контур» и иными материалами дела.

Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, заслушав защитника ФИО3 – Зотову Т.А., прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст.ст. 26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Частью 3 ст. 30.6 КоАП РФ установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно примечанию к ст. 18.1 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей и иными статьями настоящей главы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 КоАП Российской Федерации, состоит в неисполнении принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2006 года №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее - Федерального закона №109-ФЗ) место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации - жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона №109-ФЗ сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации - гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства жилое или иное помещение, либо организация, в которой иностранный гражданин в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона. В качестве принимающей стороны в отношении членов своей семьи, определяемых в соответствии с пунктом 9 настоящей части, могут выступать также иностранный гражданин или лицо без гражданства, относящиеся к высококвалифицированным специалистам в соответствии с пунктом 8 настоящей части и имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона №109-ФЗ иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания: 1) по адресу жилого помещения, не являющегося его местом жительства, в котором иностранный гражданин фактически проживает; 2) по адресу гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, туристской базы, кемпинга или иного помещения, в которых он фактически проживает, либо по адресу медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, в которой он находится в связи с получением услуг этой организации, либо по адресу учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, в котором он содержится.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 20 Федерального закона №109-ФЗ постановке на учет по месту пребывания подлежат временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин - находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания (подпункт а).

Также, согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона №109-ФЗ уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной или в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 статьи 22 настоящего Федерального закона, непосредственно данным иностранным гражданином – 2) не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания - в случае, если данный иностранный гражданин временно проживает или временно пребывает в Российской Федерации; 3) в течение одного рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания, - в случаях, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 1 и подпунктами "а" - "в" пункта 2 части 2 настоящей статьи.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 08 августа 2019 года сотрудниками ОИК УВМ МВД по Республике Крым в ходе проверки информации, поступившей из Службы в г. Керчи ПУ ФСБ России по Республике Крым, выявлен факт неисполнения принимающей стороной в лице ИП ФИО3, обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета гражданина <данные изъяты> ФИО4, <данные изъяты>, прибывшего 19.07.2019 года для отдыха (коттедж), расположенный по адресу: <адрес> (территория базы отдыха «Красивое место»).

По факту административного правонарушения, 09 сентября 2019 года в отношении ИП ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 18.9 КоАП РФ.

Постановлением заместителя начальника управления по вопросам миграции МВД по Республике Крым ФИО2 за №2621 от 10.09.2019 года индивидуальный предприниматель ФИО3 привлечена к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении, в связи с недоказанностью обстоятельств на основании которых было вынесено постановление должностного лица, суд первой инстанции исходил из того, что протокол об административном правонарушении от 09 сентября 2019 года и постановление по делу об административном правонарушении от 10 сентября 2019 года составленные в отношении ИП ФИО3, не содержат описания события административного правонарушения, в них отсутствуют указания на место и время совершения административного правонарушения.

Так, должностным лицом зафиксирован лишь факт неисполнения принимающей стороной в лице индивидуального предпринимателя ФИО3, обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета.

Поскольку, административное правонарушение, инкриминируемое ИП ФИО3 и предусмотренное ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ выражается в форме бездействия, местом совершения данного правонарушения является место жительство ИП ФИО3

Кроме того, в протоколе об административном правонарушении от 09 сентября 2019 года дата (время) его совершения, указанна в протоколе с 19.07.2019 года по 30.07.2019 года, что с учетом положений п.3 ч. 3 ст. 20 Федерального закона №109-ФЗ не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Такое описание события административного правонарушения не отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ.

Протокол же является основным процессуальным документом, которым фиксируется факт административного правонарушения и подтверждающие его доказательства.

Несоблюдение требований, предъявляемых ст. 28.2 КоАП РФ к содержанию протокола об административном правонарушении, выразившихся в ненадлежащем описании события административного правонарушения, не указании времени и места его совершения, безусловно, влечет нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишает его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу вменяемого правонарушения.

В соответствии с п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению выясняет, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол.

Возращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному разбирательству и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку ч.2 ст. 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.

Таким образом, изложенное выше свидетельствует о том, что протокол об административном правонарушении от 09 сентября 2019 года, составленный в отношении ИП ФИО3, содержит существенные недостатки, в связи с чем не может быть признан допустимым доказательством по настоящему делу и подлежит исключению из их числа.

Не согласившись с указанным решением суда, заместитель начальника управления по вопросам миграции МВД по Республике Крым ФИО2 подал жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит решение суда отменить.

При этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности формулировать выводы о наличии признаков состава административного правонарушения в действиях лица, в отношении которого ведется производство по делу, и обсуждать вопросы о неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.

В силу части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 18.9 КоАП РФ, составляет один год.

Обстоятельства, послужившие основанием к возбуждению дела об административном правонарушении, как усматривается из постановления должностного лица, имели место 08 августа 2019 г., следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, по настоящему делу истек 08 августа 2020 г.

Поскольку срок давности привлечения лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, к административной ответственности в настоящее время истек, возможность правовой оценки действий ИП ФИО3 на предмет наличия события или состава вменяемого правонарушения утрачена.

Ввиду невозможности ухудшения положения лица, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении прекращено, оснований для пересмотра решения Ленинского районного суда Республики Крым от 15 мая 2020 года по делу № 12-6/2020, не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,

р е ш и л:

жалобу заместителя начальника управления по вопросам миграции МВД по Республике Крым ФИО2 на решение Ленинского районного суда Республики Крым от 15 мая 20209 года по делу №12-6/2020 - оставить без удовлетворения.

Решение Ленинского районного суда Республики Крым от 15 мая 2020 года по делу №12-6/2020, предусмотренном ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ, в отношении ИП ФИО1 - оставить без изменения.

Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.

Судья <данные изъяты> Е.Г. Тимошенко

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>