ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-613/18 от 27.12.2018 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Дело № 21-613/2018

Судья: Свиягина В.В.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе по делу об административном правонарушении

27 декабря 2018 года г. Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы представителя ГУП Чувашской Республики «Чувашгаз» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики Елизаровой Е.В. и директора государственного унитарного предприятия Чувашской Республики «Чувашгаз» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики Варлашкина С.В. на решение судьи Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 7 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 КоАП РФ, в отношении ГУП Чувашской Республики «Чувашгаз» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики,

установил:

постановлением начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике –Чувашии в г. Шумерля от 28 августа 2018 года ГУП Чувашской Республики «Чувашгаз» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 21000 рублей (л.д. 5-6).

Решением Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 7 ноября 2018 года постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобах, поданных в Верховный Суд Чувашской Республики, представитель ГУП Чувашской Республики «Чувашгаз» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики Елизарова Е.В. и директор ГУП Чувашской Республики «Чувашгаз» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики Варлашкин С.В. просят решение судьи районного суда отменить. В обоснование жалобы указывают, что суд не дал оценки тем обстоятельствам, что ГУП «Чувашгаз» котельная принадлежит на праве хозяйственного ведения, находится в изношенном состоянии, постоянная эксплуатация грозит аварией, с 28 мая 2018 года на котельной производился ремонт, который осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ и требует значительных временных затрат. Полагают, что задержка подачи горячей воды не привела к существенным нарушениям и угрозе охраняемым общественным отношениям; в ходе проведения административного расследования не были определены негативные последствия и вред, причиненный населению г. Шумерля, поэтому производства по делу об административном правонарушении должно быть прекращено; правонарушение является малозначительным и совершено в условиях крайней необходимости. Причиной отключения горячей воды явилось недопустимость возникновения аварийных ситуаций на опасном производственном объекте.

В отзыве на жалобу начальник территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии в г. Шумерля Леонова Н.П. просит оставить ее без удовлетворения, считая решение суда законным.

Рассмотрев жалобы, проверив дело в полном объеме, выслушав пояснения представителя ГУП Чувашской Республики «Чувашгаз» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики Елизаровой Е.В., поддержавшей доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, влечет административное наказание.

Согласно части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Как следует из части 4 статьи 154 названного Кодекса, к числу коммунальных услуг относятся услуги по горячему водоснабжению.

Требования к качеству услуги по горячему водоснабжению установлены СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354 (далее Правила).

Согласно пункту 3 Правил предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1.

При предоставлении коммунальных услуг перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения допускаются в соответствии с требованиями законодательства о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).

Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», предъявляющими гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения, предусмотрено, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток (пункт 3.1.11).

При длительных остановках подачи горячей воды потребителям, при проведении летних планово-профилактических работ, эксплуатирующая организация обязана обеспечить нахождение трубопроводов сетей с водой и циркуляцию воды в системе (п. 3.1.12).

СанПиН 2.1.4.2496-09 в силу пункта 1.2 является обязательным для исполнения всеми юридическими лицами, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.

Согласно пункту 6.2.7 Правил № 229 и пункту 6.145 Типовой инструкции № 285 графики ремонта тепловых сетей, отключение которых приводит к ограничению горячего водоснабжения в межотопительный период, должны быть согласованы с местными органами управления.

Из материалов дела следует, что, что ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии оказывает населению г. Шумерля коммунальную услугу - предоставление горячей воды (л.д.46).

Должностным лицом и судом установлено, что ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии с 28 мая 2018 года на территории г. Шумерля Чувашской Республики прекратило подачу горячего водоснабжения от котельной Шумерлинского участка службы эксплуатации котельных ГУП «Чувашгаз», расположенной по адресу: <адрес>.

По состоянию на 28 августа 2018 года подача горячей воды возобновлена не была.

Указанный перерыв в подаче горячего водоснабжения имел место сверх допустимой продолжительности перерыва подачи холодной и горячей воды по СанПин 2.1.4.2496-09.

Таким образом, нарушение ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии указанных санитарно-эпидемиологических требований образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Поскольку ГУП «Чувашгаз» является гарантирующей организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, именно оно несет обязанность предпринимать все зависящие от него меры для надлежащего предоставления услуги.

Доводы о невозможности подачи горячей воды из-за износа оборудования котельной, осуществления ее ремонта, недопущения возникновения аварийных ситуаций на опасном производственной объекте, и иные доводы жалобы являлись предметом рассмотрения и признаны судом необоснованными.

Согласно подпункта «а» пункта 115 Правил исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло -, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации.

В качестве доказательств отсутствия вины Предприятие представило письма, направленные в адрес Минстроя Чувашии и главы Администрации г. Шумерля о невозможности подачи горячей воды в летний период (л.д.11-13), режимную карту паровых котлов (л.д.14).

Из содержания названных доказательств не следует о наличии аварийной ситуации. Не имеется сведений, что в сложившейся ситуации требуются срочные и неотложные меры за рамками периода планово- предупредительного ремонта котельной для прекращения горячего водоснабжения.

При таких обстоятельствах установлено, что Предприятие проводило плановые профилактические работы на основании графика их проведения, данные работы не могут быть отнесены к аварийным.

Из приобщенного в материалы дела ответа главы администрации г. Шумерля на обращение директора ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии следует, что согласовать отключения подачи горячей воды в период с 15 июня 2018 года по 27 августа 2018 года от производственной котельной, расположенной по адресу: <адрес>, не представляется возможным со ссылкой на п. 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09 (л.д. 54).

Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о недоказанности Предприятием отсутствия вины в не предоставлении услуги.

Доводы жалобы о том, что совершенное правонарушение является малозначительным, не влечет отмену состоявшихся по делу решений.

Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. С учетом конкретных обстоятельств дела, оснований считать данное административное правонарушение малозначительным не имеется.

Решение вопроса об исключительности в каждом конкретном случае является категорией оценочной и должно соотноситься с характером и степенью общественной опасности совершенного правонарушения, причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Кроме того, заявителем жалобы в суд не представлены доказательства, указывающие на исключительность рассматриваемого случая, на избыточный характер назначенного административного наказания.

Поскольку объектом данного правонарушения является здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, нарушение указанных санитарно-эпидемиологических правил может повлечь негативные социальные последствия, оснований для признания данного деяния малозначительным не имеется.

Вопреки доводам жалобы состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ является формальным и наступление ответственности за его совершение не связано с наступлением вредных последствий.

Административная ответственность наступает за сам факт совершения противоправного деяния, а не за причинение какого-либо вреда.

Административное наказание назначено в пределах санкции ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановлений, по делу не имеется.

Руководствуясь ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии в г. Шумерля от 28 августа 2018 года, решение судьи Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 7 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 КоАП РФ, в отношении ГУП Чувашской Республики «Чувашгаз» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики оставить без изменения, жалобы представителя ГУП Чувашской Республики «Чувашгаз» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики Елизаровой Е.В. и директора ГУП Чувашской Республики «Чувашгаз» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики Варлашкина С.В. – без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики И.А. Максимова