ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-614/18 от 11.07.2018 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Семенов В.С. Дело № 21-614/2018

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Коми Машкина И.М.,

при секретаре Красавцевой Т.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 11 июля 2018 года в г.Сыктывкаре Республики Коми жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Северо-Западный лесной терминал" ФИО1 на решение судьи Сыктывдинского районного суда от 08 мая 2018 года (с учетом определения об исправлении описки от 22.06.2018), которым постановление заместителя министра, главного государственного лесного инспектора Республики Коми Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми № 18 от 13 февраля 2018 года оставлено без изменения, жалоба ООО "Северо-Западный лесной терминал" на данное постановление - без удовлетворения,

установил:

постановлением заместителя министра, главного государственного лесного инспектора Республики Коми Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми № 18 от 13.02.2018 ООО "Северо-Западный лесной терминал" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 45 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением должностного лица административного органа, ООО "Северо-Западный лесной терминал" обратилось в Сыктывдинский районный суд с жалобой.

По результатам рассмотрения жалобы судьей Сыктывдинского районного суда Республики Коми вынесено вышеизложенное решение.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Коми, заявитель просит решение судьи и постановление должностного лица отменить,

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения защитника общества ФИО1, прихожу к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения, учитывая следующее.

Частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки.

Статьей 88 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 названного Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно статье 12 Лесного кодекса РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.

В соответствии с частью 2 статьи 88 Лесного кодекса РФ Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 утвержден Проект освоения лесов и порядок его разработки, которые устанавливают обязательные требования для органов государственной власти, органов местного самоуправления, лиц, составляющих проект освоения лесов в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (пункт 1 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 № 69).

Проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса РФ на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований (пункт 28 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 № 69).

В силу пункта 30 Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса РФ, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).

Комитетом лесов Республики Коми (далее - Арендодатель) и ООО "..." заключен договор аренды лесного участка от 17.03.2015 <Номер обезличен> (Далее - договор аренды). В соответствии с данным договором аренды Арендатору передан в аренду лесной участок, расположенный на территории ГУ "Сыктывдинское лесничество" в кв. 1-70,210-217,247- 265,297-322 Ыбского участкового лесничества, в кв. 51-61, 80-920, 106-116, 130-136, 139-142. 143-158, 162-173, 176-186, 195-208, 209-21-8, 221-238, 239-349, 251-268 Слудского участкового лесничества с целью заготовки древесины. Срок окончания договора 16.03.2064.

Дополнительным соглашением о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 17.03.2015 года № 1 от 12.11.2015 ООО "..." передало права и обязанности ООО "Северо-Западный лесной терминал" (Далее - Арендатор).

В соответствии с пунктами 3.2.3, 3.2.4 Договора арендодатель обязан ежегодно заключать с арендатором на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов на лесном участке с указанием сроков, объемов и мест их производства. производить приемку выполненных Арендатором работ по охране, защите и воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с действующим законодательством.

Согласно пунктам 3.4.1, 3.4.4, 3.4.5 Договора Арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, нормативно-правовыми актами Российской Федерации и настоящим договором. В установленном порядке разработать проект освоения лесов и с положительным заключением государственной экспертизы предоставить его арендодателю. Выполнять лесохозяйственные мероприятия в сроки, объемах и местах производства в соответствии с условиями заключенного оглашения о выполнении работ по охране, защите и воспроизводству лесов, при наличии разрешительных документов, предусмотренных действующим законодательством.

Пунктом 3.4.27 Договора Арендатор обязан выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Республики Коми.

В соответствии с п. 4.1 Договора за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, предусмотренных настоящим договором, стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством и настоящим договором.

Арендатором разработан проект освоения лесов и получено положительное заключение <Номер обезличен> государственной экспертизы (приказ <Номер обезличен> от 10.07.2015), срок действия которого закончился 01.01.2018 в связи с тем, что лесохозяйственным регламентом ГУ "Сыктывдинское лесничество" 2008 года срок действия регламента составляет 10 лет (по 2017 год включительно). Из указанного проекта освоения лесов следует, что лесовосстановление осуществляется в целях восстановления вырубленных, погибших поврежденных лесов. Земли, нуждающиеся в лесовосстановлении, приведены в таблице 22 раздела 5 проекта освоения. Проектируемые способы и объемы лесовосстановления указаны в таблице 25 проекта освоения лесов.

20.02.2017 письмом <Номер обезличен> ГУ Сыктывдинское лесничество в адрес ООО "Северо-Западный лесной терминал" направило подписанное со стороны отправителя Соглашение об объемах мероприятий по охране, защите и по воспроизводству лесов на 2017 год на арендуемом лесном участке, предоставленном согласно договору аренды №1 от 17.03.2015, на территории ГУ "Сыктывдинское лесничество" в соответствии с проектом освоения лесов". Указанное соглашение получено ООО "Северо - Западный лесной терминал" 22.02.2017.

Подписанный экземпляр указанного Соглашения об объемах мероприятий по охране, защите и по воспроизводству лесов в адрес ГУ "Сыктывдинское лесничество" не поступал.

Вместе с тем, в адрес ГУ "Сыктывдинское лесничество" от ООО "Северо - Западный лесной терминал" поступила заявка на принятие лесохозяйственных мероприятий, а именно 12.10.2017 с вход. № <Номер обезличен> на принятие лесовосстановительных мероприятий по подготовке почвы под лесные культуры будущего года в объеме 5,0 га (выд. 3, выд. 7 кв. 60 Ыбского участкового лесничества).

23.10.2017 Ыбским участковым лесничеством не были приняты указанные лесохозяйственные мероприятия в объеме 5,0 га в связи отсутствием данных работ.

02.11.2017 поступила заявка вход. <Номер обезличен> ООО "Северо-Западный лесной терминал" о приемке выполненных в соответствии с договором аренды лесного участка <Номер обезличен> от 17.03.2015 и проектом освоения лесов в рамках исполнения договорных обязательств по охране, защите и воспроизводству лесов в 2017 году, мероприятий в следующих объемах: уход за лесными культурами (агроуход) механическим способом кВ.61 выд. 1/26 - 0,9 га, кв. 61 выд. 12/27 - 6.8 га, кВ.61 выд. 1,3 - 11,0 га, всего 18,7 га.

Согласно акту аттестации (приемки) законченных лесохозяйственных объектов, работ и услуг от 08.11.2017 указанные лесохозяйственные мероприятия были приняты ГУ "Сыктывдинское лесничество" на площади 17,8 га в кв. 61 выд. 27, 18, 29 Ыбского участкового лесничества.

16.11.2017 в адрес ГУ "Сыктывдинское лесничество" поступило ходатайство от ООО "Северо-Западный лесной терминал" о переносе мероприятий по уходу за лесными культурами в объеме 0,9 га на 2018 год.

17.11.2017 ГУ "Сыктывдинское лесничество" направило в адрес ООО "Северо - Западный лесной терминал" письмо о том, что рекомендует с данным ходатайством обратиться в Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми.

По состоянию на 16.01.2018 в адрес ГУ "Сыктывдинское лесничество" заявок на принятие лесохозяйственных работ по подготовке почвы под лесные культуры будущего года и недовыполненного объема 0,9 га по уходу за лесными культурами не поступало.

Оставляя без изменения постановление должностного лица, судья Сыктывдинского районного суда обосновано исходил из того, что обстоятельства дела, установленные в ходе судебного разбирательства, свидетельствуют о совершении ООО "Северо-Западный лесной терминал" административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Собранные по делу доказательства в их совокупности подтверждают тот факт, что ООО "Северо-Западный лесной терминал" нарушило условия договора аренды лесного участка <Номер обезличен> от 17.03.2015, с учетом дополнительного к нему соглашения от 12.11.2015, в части невыполнения в полном объеме мероприятий по лесовосстановлению в соответствии с проектом освоения лесов, по которому получено положительное заключение <Номер обезличен> государственной экспертизы (приказ <Номер обезличен> от 10.07.2015), в срок его действия до 01.01.2018.

Доказательств, подтверждающих принятие юридическим лицом всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, в материалах дела не имеется.

Доводы жалобы о том, что соглашение ГУ РК "Сыктывдинское лесничество" об объемах мероприятий по охране, защите и по воспроизводству лесов на 2017 год на арендуемом лесном участке, предоставленном согласно договору аренды <Номер обезличен> от 17.03.2015, в адрес ООО "Северо-Западный лесной терминал" не поступало, во внимание не принимаются, поскольку факт получения указанного соглашения подтверждается почтовым уведомлением, в котором имеется подпись представителя ООО "Северо-Западный лесной терминал" о его получении 22.02.2017.

Указание в жалобе на наличие нового проекта освоения лесов, в отношении которого имеется положительное заключение государственной экспертизы (приказ Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми <Номер обезличен> от 16.06.2017), которым не предусмотрены мероприятия по подготовке почвы под лесные культуры будущего года и уход за лесом, аналогичны доводам, которые являлись предметом оценки судьи районного суда и обоснованно отклонены им как не состоятельные, с указанием на то, что такие лесовосстановительные работы в 2017 году были предусмотрены проектом освоения лесов, получившего положительное заключение <Номер обезличен> государственной экспертизы (приказ <Номер обезличен> от 10.07.2015), срок которого закончился лишь 01.01.2018. При этом соглашения между арендодателем и арендатором об изменении срока не выполненных Обществом мероприятий по лесовосстановлению в виде подготовки почвы под лесные культуры будущего года в объеме 5,0 га и работ по уходу за лесными культурами (агроуход) механизированным способом в объеме 0,9 га в 2017 году не достигнуто.

Вопреки доводам жалобы, в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, а представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.

Административное наказание назначено ООО "Северо-Западный лесной терминал" в пределах, установленных санкцией части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений норм процессуального права при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену обжалуемых постановления и решения, не установлено.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, прихожу к выводу, что оспариваемые постановление должностного лица и решение судьи вынесены с учетом обстоятельств дела, подтвержденных совокупностью исследованных доказательств, являются законными и обоснованными, оснований для их отмены, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление заместителя министра, главного государственного лесного инспектора Республики Коми Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми № 18 от 13 февраля 2018 года и решение судьи Сыктывдинского районного суда от 08 мая 2018 года (с учетом определения об исправлении описки от 22.06.2018) оставить без изменения, жалобу представителя ООО "Северо-Западный лесной терминал" ФИО1 - без удовлетворения.

Судья .

.