ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-614/19 от 29.07.2019 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РЕШЕНИЕ

от 29 июля 2019 года по делу № 21-614/2019

Судья Шаповал А.В.

Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В.,

с участием представителей Службы финансового надзора Республики Крым ФИО1 и ФИО3,

лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе

29 июля 2019 года

жалобу начальника Службы финансового надзора Республики Крым ФИО5 на решение судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 11 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении главы администрации города Феодосии ФИО2,

установил:

постановлением начальника Службы финансового надзора Республики Крым ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ глава администрации города Феодосии ФИО4 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.15.5 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 руб.

В порядке пересмотра дела по жалобе ФИО4 на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении судьей Феодосийского городского суда Республики Крым 11 июня 2019 года постановлено решение, которым жалоба удовлетворена, постановление начальника Службы финансового надзора Республики Крым ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Не согласившись с решением судьи городского суда, начальник Службы финансового надзора Республики Крым ФИО5 подал в Верховный Суд Республики Крым жалобу, в которой просил отменить его. В обоснование указано на нарушение судьей городского суда норм процессуального и материального права и на неправильную оценку установленных обстоятельств.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте его рассмотрения извещены надлежащим образом.

Выслушав представителей Службы финансового надзора Республики Крым ФИО1 и ФИО3, поддержавших жалобу, ФИО4, возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Как усматривается из материалов дела, на основании поручения Главы Республики Крым ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, приказа Службы финансового надзора Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая проверка полноты освоения бюджетных средств, выделенных из бюджета Республики Крым муниципальному образованию городской округ ФИО7, в администрации г. Феодосия и её структурных подразделениях, за период с ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которой выявлено следующее:

постановлением Совета министров Республики Крым от 25 июля 2017 г. № 372 утверждены общие требования к нормативным правовым актам, регулирующим порядок предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований Республики Крым из бюджета Республики Крым, которые определяют общие требования предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований из бюджета Республики Крым (далее – Общие требования № 372, Постановление № 372).

Согласно Общим требованиям № 372 субсидии предоставляются в целях финансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым полномочий по вопросам местного значения.

В соответствии с п.9 Общих требований № 372 одним из положений Соглашения о предоставлении субсидии должны быть определены значения показателей результативности использования субсидий, выделяемых как в рамках выполнения государственных программ, так и вне рамок государственных программ.

Между государственным комитетом дорожного хозяйства Республики Крым, в лице председателя ФИО8, и администрацией города Феодосии (Муниципалитет), в лице главы администрации г. Феодосии ФИО4, заключено Соглашение о порядке и условиях предоставления в 2018 году из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования городской округ Феодосии Республики Крым субсидии на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения в рамках реализации Государственной программы Республики Крым «Развитие транспортно-дорожного комплекса Республики Крым» на 2018-2020 года от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Соглашение ).

В соответствии с п.1.1 Соглашения , предметом Соглашения является предоставление в 2018 году из бюджета Республики Крым субсидии бюджету муниципального образования в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Республики Крым по реализации мероприятий Государственной программы «Развитие транспортно-дорожного комплекса Республики Крым на 2018-2020 года», утвержденной постановление Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, в части выполнения работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения.

В соответствии с п.1.2 Соглашения , Комитет в соответствии с распределением субсидий бюджетам муниципальных образований Республики Крым на софинансирование дорожной деятельности в рамках реализации Программы в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств предоставляет в бюджет Муниципального образования субсидию в размере <данные изъяты> руб.

В соответствии с п.1.6. Соглашения , муниципальное образование обязуется принять субсидию, использовать ее по целевому назначению, определенному Порядком предоставления субсидии и Соглашением, обеспечить выполнение условий Соглашения, а также обеспечить финансирование расходных обязательств за счет средств дорожного фонда Муниципального образования в размере <данные изъяты> руб.

В соответствии с п.2.2.4 Соглашения , Комитет вправе осуществлять контроль за соблюдением муниципальным образованием условий предоставления субсидии.

В соответствии с п.2.3.4 Соглашения муниципальное образование обязано обеспечивать достижение фактических значений целевых показателей результативности использования средств субсидии, плановым значениям целевых показателей результативности предоставления Субсидии согласно Приложению к Соглашению .

В соответствии с Приложением к Соглашению «Распределение средств, предоставляемых бюджету муниципального образования в виде, субсидий за счет средств дорожного фонда Республики Крым в 2018 году, по объектам муниципального образования», направление расходования средств - содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения в МО городской округ Феодосия, вид работ - ямочный ремонт, сроки работ – 2018 год, плановое значение - <данные изъяты> руб. (в том числе за счет средств субсидии - <данные изъяты> руб.).

В соответствие с п.3.1 и 3.2 Соглашения Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение Соглашения в соответствии с действующим законодательством.

Соглашение вступает в силу с момента его подписания обеими Сторонами и действует до полного исполнения обязательств по Соглашению, но не позднее 31 декабря текущего финансового года.

В соответствии с п.6.6 Соглашения Уполномоченным лицом по взаимодействию со стороны муниципального образования является - заместитель начальника МКУ «Управление городского хозяйства и природопользования администрации города Феодосии».

На основании решения сессии Феодосийского городского совета № 88-й 1-го созыва от 15.12.2017 № 909 «О бюджете муниципального образования городской округ ФИО7 на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 года» муниципальное казенное учреждение «Управление городского хозяйства и природопользования администрации города Феодосии Республики Крым» определено главным распорядителем бюджетных средств по расходам на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения в рамках реализации Государственной программы Республики Крым «Развитие транспортно-дорожного комплекса Республики Крым» на 2018-2020 года.

В рамках Соглашения между муниципальным казенным учреждением «Управление городского хозяйства и природопользования администрации города Феодосии Республики Крым» (далее - Управление), в лице заместителя начальника ФИО11, и ООО «Стройсервис», в лице генерального директора ФИО12, заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Контракт ).

Согласно п.1.1 Контракта , заказчик поручает подрядчику, а подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по ремонту дорожного покрытия в г. Феодосия: «Содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения в МО городской округ Феодосия».

В соответствии с п.2.1 Контракта , его цена составляет <данные изъяты>. Сроки выполнения работ определены сторонами в п.4.1. Контракта : в течение 60 (шестидесяти) дней с момента заключения контракта, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.3.2 Контракта определены источники финансирования: - <данные изъяты> руб. - за счет средств бюджета муниципального образования городского округа Феодосии, - <данные изъяты> - за счет средств бюджета Республики Крым.

Проверкой исполнения Контракта выявлено, что акты о приемке оказания услуг по форме КС-2 не подписывались. Оплата по Контракту не осуществлялась.

Согласно письму администрации города Феодосии от ДД.ММ.ГГГГ на запрос Службы финансового надзора Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, отчет о достижении показателей результативности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не предоставлялся в связи с тем, что средства Субсидии в бюджет муниципального образования городской округ Феодосии не поступали, что также подтверждается письмом администрации города Феодосии от ДД.ММ.ГГГГ, полученным на запрос Службы финансового надзора Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, вследствие несоблюдения требований п.10 ч.1 ст.158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.7.2 Общих требований , п.15 Порядка, п.1.6, 2.3.4, 3.3 Соглашения не достигнуты показатели результативности, выражающиеся в стопроцентном выполнении комплекса мероприятий и работ, на которые предоставляется Субсидия, чем нарушены условия предоставления субсидии в размере <данные изъяты> руб.

В соответствии с п.3.3 Соглашения муниципальное образование (администрация города Феодосии), должностным лицом которого является глава администрации города Феодосии ФИО4, несет ответственность за не достижение установленных плановых значений показателей результативности, предусмотренных Соглашением.

Согласно ст.36 Устава муниципального образования городской округ ФИО7 к полномочиям администрации города Феодосия по решению вопросов местного значения относится составление и исполнение бюджета городского округа Феодосия, осуществление контроля за его исполнением, составление отчета об его исполнении.

На основании решения 83-й сессии 1-го созыва Феодосийского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении на должность главы администрации города Феодосия ФИО4» председателем Феодосийского городского совета ФИО13ДД.ММ.ГГГГ заключен Контракт с ФИО4 (далее - Контракт).

В соответствии с п.3 Контракта глава администрации обязуется:

- исполнять полномочия администрации города Феодосии по решению вопросов местного значения, определенных в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и закрепленных в Уставе муниципального образования городской округ ФИО7, и осуществлять отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Крым.

По результатам проведенной проверки Службой финансового надзора ДД.ММ.ГГГГ составлен акт проверки , в котором зафиксировано вышеуказанное нарушение (выписка из акта л.д.50-60).

Должностными лицами органа финансового надзора в ходе проведенной проверки установлено, что в результате не достижения показателей результативности должностным лицом – главой администрации города Феодосии ФИО4 нарушены условия предоставления субсидии, что предусматривает ответственность по признакам ч.2 ст.15.15.5 КоАП РФ.

По факту выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ заместителем заведующего Восточным отделом финансово-бюджетного надзора Службы финансового надзора Республики Крым ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении в отношении должностного лица – главы администрации города Феодосии ФИО4 (л.д.42-46).

Постановлением начальника Службы финансового надзора Республики Крым ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ глава администрации города Феодосии ФИО4 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.15.15.5 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 руб. (л.д.35-41).

Ч.2 ст.15.15.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

Согласно п.1 ст.78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ), в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем первым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.

Как следует из ч.3 ст.139 БК РФ цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.

Согласно ст.26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, среди прочего, и наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Прекращая производство по административному делу, судья городского суда пришел к выводу, что административным органом не представлено в материалы дела каких-либо доказательств, указывающих на наличие у ФИО4 вины в совершении вменяемого ему административного правонарушения, и что административным органом установлен лишь факт своевременного неисполнения муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между МКУ «Управление городского хозяйства и природопользования администрации г. Феодосии» и ООО «Стройсервис Крым». Судья городского суда согласился с доводами ФИО2 об отсутствии события вмененного правонарушения, поскольку условия предоставления субсидии администрацией соблюдены, и поскольку условия предоставления субсидии - это совокупность документов и сведений, соблюдение которых предшествует принятию решения - раздел 1 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе, содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения в МО городской округ Феодосия. Заключенный МКУ «Управление городского хозяйства и природопользования администрации г. Феодосии» контракт на содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения приобретение в МО городской округ Феодосия свидетельствует о соблюдении указанного условия. Невыполнение обязательств в рамках этого договора (по вине подрядчика, в силу иных обстоятельств, непреодолимой силы (неблагоприятные погодные условия), как полагает судья городского суда, не может квалифицироваться как несоблюдение условий предоставления субсидии, а лишь свидетельствует о не достижении предусмотренных договором о предоставлении субсидии и договором подряда результатов, что не образуют состав правонарушения предусмотренного ч.2 ст.15.15.5 КоАП РФ.

С учетом данных выводов судья городского суда отменил постановление начальника Службы финансового надзора Республики Крым ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, а производство по делу прекратил в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Однако с такими выводами судьи городского суда согласиться нельзя, поскольку при рассмотрении данного дела были не в полной мере исследованы все установленные по делу обстоятельства и доказательства, которым не дана надлежащая правовая оценка.

Объектом данного правонарушения являются отношения, возникшие в сфере бюджетных правоотношений, выразившие в не соблюдении условий предоставления субсидии.

Объективная сторона правонарушения выражается в нарушении должностным лицом, являющимся получателем субсидии, условий ее предоставления.

Так, при рассмотрении данного дела были не в полной мере исследованы все установленные по делу обстоятельства и не дана объективная правовая оценка доказательствам, в частности, судьей городского суда не дана оценка имеющемуся в материалах дела Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, предметом которого является предоставление в 2018 году из бюджета Республики Крым субсидии бюджету муниципального образования городской округ ФИО7 в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Республики Крым по реализации мероприятий - Государственной программы Республики Крым «Развитие транспортно-дорожного комплекса Республики Крым» на 2018-2020 года, утвержденной постановление Совета Министров Республик Крым от ДД.ММ.ГГГГ, в части выполнения работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения.

Согласно п.7.2 Общих требований , одним из условий предоставления субсидий является, в том числе, выполнение требований к показателям результативности предоставления субсидий.

При этом п.2.2.4 Соглашения предусмотрено, что Комитет вправе осуществлять контроль за соблюдением администрацией <адрес> условий предоставление Субсидий.

В соответствии с п.3.1 и п. 3.2 Соглашения Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение Соглашения в соответствии с действующим законодательством.

При этом п. 2.3.4 Соглашения администрация <адрес> обязана обеспечивать достижение фактических значений целевых показателей результативности использования средств Субсидии, плановым значениям целевых показателей результативности предоставления Субсидии согласно Приложению к Соглашению .

Субъектом данного правонарушения является должностное лицо, которым нарушены условия предоставления субсидии, выразившееся в не достижении показателей результативности предоставления субсидии, которая заключается в выполнении работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения.

В соответствии с п.1.6 Соглашения администрация <адрес> обязуется обеспечить выполнение условий Соглашения.

С учетом изложенного, прихожу к выводу о том, что судьей городского суда в нарушение ст.26.11 КоАП РФ не были исследованы и оценены все обстоятельства дела, что является существенным нарушением процессуальных требований и не позволяет рассматривать принятое постановление как законное и обоснованное.

В силу положений п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд выносит решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Таким образом, решение судьи городского суда подлежит отмене, а дело, с учетом положений ст.4.5 КоАП РФ, возвращению в тот же суд на новое рассмотрение, при котором следует дать надлежащую оценку указанным выше обстоятельствам, и на основании имеющихся и вновь полученных доказательств постановить по делу законное и обоснованное решение.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

жалобу начальника Службы финансового надзора Республики Крым ФИО5 удовлетворить частично,

решение судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 11 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – главы администрации города Феодосии ФИО2, отменить.

Дело возвратить в тот же суд на новое рассмотрение со стадии рассмотрения.

Судья В.В. Агин